|
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
-
- Уважаемые старшеклассники!
-
- Перед Вами онлайн-подготовка к ЕГЭ – задание В 2 – поиск ЧАСТЕЙ РЕЧИ.
-
- Онлайн-тесты по теме ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ помогут Вам сориентироваться, насколько правильно Вы находите в тексте эту часть речи.
-
- ТЕОРИЯ:
-
- Напоминаем важную морфологическую ситуацию!
- Отличайте краткое отглагольное прилагательное от краткого причастия.
Краткое отглагольное прилагательное
|
Краткое причастие
|
- Нельзя заменить глаголом
- Характеристика кого-нибудь(чего-нибудь)
- Часто имеет переносный смысл
- В суффиксе - НН
| - Можно заменить глаголом.
- В суффиксе – Н.
-
|
-
- Примеры.
Краткое отглагольное прилагательное
|
Краткое причастие
|
- Наша группа очень организованна.
|
Группа по изучению лётного дела недавно организована.
|
Гоголевская Коробочка очень ограниченна.
|
Местность ограничена горами.
|
Лицо юноши очень взволнованно.
|
Море взволновано сильным ветром
|
Девушка умна и воспитанна.
| - Она воспитана на лучших гуманистических традициях.
-
|
Манеры героя повести были изысканны.
| - Средства для новой экспедиции были изысканы.
-
|
- Лицо студента серьёзно и сосредоточенно.
|
Всё внимание зрителей сосредоточено на развитии действия пьесы.
|
Запросы и стремления нашей молодёжи возвышенны.
| - Многие простые люди были возвышены Петром I.
-
|
- Многие люди очень рассеянны.
|
Тучи рассеяны.
|
Ответы ученицы неуверенны.
|
Преподаватели не уверены в её знаниях.
|
Девочка была весьма сдержанна и замкнута.
|
Клятва сдержана.
|
-
- Тему – ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Вы можете повторить на страницах нашего сайта - 6 класс.
- качественные прилагательные
- относительные прилагательные
- краткие прилагательные
-
- Теоретический материал для всех классов расположен на подготовительном этапе каждого теста.
-
- ПРАКТИКА
-
- Вы можете выбрать один из способов подготовки.
-
- 1.Выполнить задания к текстам 1-5 (без режима онлайн-тестирования)
- 2.Выбрать тип онлайн-тестов и выполнить их:
- тесты для самоподготовки – без регистрации. Ответы известны сразу.
- проверочные тесты– с регистрацией. Ответы будут известны после завершения определенного количества тестовых вопросов и отражаются в дневнике (результатах тестирования).
- Расположение тестов на сайте.
- Тест 1 (без регистрации)
- Тест 2 (без регистрации)
- Тест 3 (без регистрации)
- Тест 4 (без регистрации)
- Тест 5 (без регистрации)
- Тест (5) – (с регистрацией)
-
- Желаем целенаправленно выбрать способ обучения для эффективности подготовки к ЕГЭ – быстро и точно находить имя прилагательное в любой форме.
- ______________________________________________________________________________________________
- На этой странице предлагаем выполнить задания к текстам 1-5.
- Этот же учебный материал дан в тестах для самопроверки (без регистрации) и в проверочных тестах (с регистрацией).
Текст 1
- Среди предложений 9-12 текст № 1 есть прилагательные. Докажите это, используя подсказку - выделенные слова.
(1)Я даже вообразить не мог, какое произведу впечатление на бабушку и маму сообщением о том, что наша библиотекарша никакая не библиотекарша. (2)Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию. (3)Всю жизнь танцевала в Мариинке.
(4)Особенно ликовала мама. (5)Бабушка просто ахала, а мама от
восторга места себе не находила. (6)Я её такой за всю войну не видел.
(7)Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет. (8)Это была сказка «Щелкунчик». (9)Какие изумительные были костюмы, а музыку исполнял огромный оркестр, наверное, человек сто музыкантов. (10)А сам театр! (11)Мраморные колонны, пол, по которому страшно ходить, потому что он похож на стеклянный… (12)Этого не забудешь вовек. (13)И всё-таки главное – артисты: балерины в юбочках из прозрачной ткани, танцоры, выскакивавшие, когда надо было поднять балерину.
– (14)Как, – удивлялся я, – прямо в воздухе?
– (15)Конечно! – радостно смеялась мама.
(16)И ещё выяснилось, что балерины танцуют на пальчиках, редко
стоят на всей ступне, да и то очень изящно. (17)И мама показала, как стоят балерины: подтянулась, даже, кажется, выше стала, и одну ступню вплотную приставила к другой, ровно посредине. (18)Тут мама одну руку вскинула, что-то тихонько замурлыкала, какую-то мелодию, и давай руками размахивать.
– (19)Ладно, ладно! – рассмеялся я. – (20)Расскажи лучше, как же они на пальцах танцуют.
– (21)У них специальные тапочки, – успокоилась мама, – белые или розовые, представляешь?
(22)Она подошла к столу, разлила по тарелкам завариху, села, взялась за ложку, зачерпнула ею еду. (23)Мама поднесла было ложку ко рту, но вдруг положила её обратно и заплакала.
– (24)Что теперь с театром-то? (25)Вдруг разбомбили? (26)Что же они творят?
– (27)Фу, как ты меня напугала, – сказала бабушка.
(28)Мама ничего не ответила. (29)Ела завариху, вовсе не замечая еды.
(30)Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр. (31)Пусть, если ей так там нравится. (32)Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну. (33)Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет. (По А. Лиханову).
Лиханов Альберт Анатольевич – современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.
Текст 2
- Среди предложений 26-29 текста № 2 есть прилагательные. Докажите это, используя подсказку - выделенные слова.
1)Стоял сентябрь. 2)Мы уже десятый день на этом сталинградском заводе. 3)Десятый день немцы бомбят город. 4)Бомбят - значит, там ещё наши. 5)Значит, идут бои. 6)Значит, есть фронт. 7)Это лучше, чем в июле, когда мы отступали...
8)Игорь часто спорит с Георгием Акимовичем:
9)- Не умеем мы воевать.
10)- А что такое уметь, Георгий Акимович?
11)- Уметь? 12)От Берлина до Волги дойти - вот что значит уметь.
13) - Отойти от границы до Волги тоже надо уметь.
14)Георгий Акимович смеётся мелким сухим смешком. 15)Игорь начинает злиться.
16)- Мы будем воевать до последней капли крови. 17)Русские всегда так воюют. 18)Но шансов у нас всё-таки мало. 19)Нас сможет спасти только чудо. 20)Иначе нас задавят. 21)3адавят организованностью и танками.
22)Чудо?..
23)Недавно ночью шли мимо солдаты. 24)Я дежурил у телефона и вышел покурить. 25)Они шли и пели, тихо, вполголоса. 26)Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню про Днепр и журавлей. 27)Я подошёл. 28)Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве, под акациями. 29)Мигали огоньками цигарок. 30)И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев:
31)- Нет, Вась... 32)Ты уж не говори. 33)Лучше нашей нигде не сыщешь. 34)Ей-Богу... 35)Как масло земля - жирная, настоящая. –
36)Он даже причмокнул как-то по-особенному.
37)- А хлеб взойдёт - с головой закроет...
38)А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди неизвестность и почти неминуемая смерть.
39)Я так и не увидел того, кто это сказал. 40)Кто-то крикнул: «Приготовиться к движению!» 41)Все зашевелились, загремели котелками. 42)И пошли. 43)Пошли медленным, тяжёлым шагом. 44)Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, красным крестиком.
45)Я долго стоял ещё и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.
46)Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. 47)И не только запоминаются. 48)Маленькие, как будто незначительные, они проникают в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся символом.
49)И вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то... 50)Я даже не знаю, как это назвать. 51)Толстой называл это «скрытой теплотой [...]». 52)Возможно, это и есть то чудо, которого так ждём мы все, чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с чёрными крестами... (По В. Некрасову).
- Виктор Платонович Некрасов (1911-1987) – русский советский писатель.
-
- Сочинения:
-
- В родном городе
- Первое знакомство
- Кира Георгиевна
- По обе стороны океана
- Путешествия в разных измерениях
- Сталинград
- Маленькая печальная повесть
- и др.
-
- Текст 3
-
- Среди предложений 33-36 текст № 3 есть краткое прилагательное. Докажите это, используя подсказку - выделенное слово.
-
- (1)Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. (2)От льна,
- цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой.
- (3)Но есть и другая сторона дела – человеческая. (4)Не всякому дано стать истинным музейным работником. (5)Этому научиться почти невозможно.
- (6)Иной всю музейную науку одолеет, всё знает, умеет объяснить и разъяснить, что, как и почему, но вещи в его руках не оживают, остаются мёртвыми. (7)У другого – жизнь во всём, до чего он только дотронется. (8)Трудно объяснить причину этого удивительного явления, но это так.
- (9)Много лет работала музейной смотрительницей Михайловского простая крестьянская женщина Александра Фёдоровна Фёдорова. (10)Она действительно была настоящим музейным работником, хотя не было у неё никакой специальной подготовки.
- (11)По утрам, приведя музей в порядок, любила она садиться у окна самой памятной комнаты – кабинета – и что-нибудь рукодельничала.
- (12)Наверное, вот так же сиживала у окна и старая няня Пушкина, Арина Родионовна. (13)Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!» (14)И действительно, она любила Пушкина и всё пушкинское – его бумаги, книги, вещи – особой, материнской любовью.
- (15)В руках Александры Фёдоровны – «тёти Шуры», как звали её сослуживцы и посетители Михайловского, – всегда было добро, в них всё преображалось и оживало. (16)Убирала ли она комнаты Пушкина, стирала ли пыль с мебели, составляла ли букеты, расставляла ли цветы на столы и комоды, – всегда у неё получалось делать это с душой, и все приходившие в музей восклицали: «Ах, как красиво!»
- (17)За двадцать лет, что проработала Александра Фёдоровна
- в Михайловском, она хорошо узнала, при каком свете лучше смотреть ту или иную картину, и как и чем можно чистить красное дерево, бронзу, зеркала.
- (18)Ей не нужно было указывать, как и что поправить, не пора ли заменить васильки на ромашки. (19)Она сама всё видела и делала.
- (20)Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой студент-практикант – все они обязательно просили тётю Шуру послушать их экскурсию и сказать своё слово. (21)Старушка внимательно слушала, давала советы и почти никогда не ошибалась.
- (22)По понедельникам дом Пушкина обычно закрыт для посетителей – экскурсанты всё равно приходят и стучатся в двери. (23)Если приходили люди добрые, вежливые, старуха согрешит и впустит их в музей, только скажет: (24)«Сейчас всё прибрала, полы вымыла. (25)Снимайте сапоги, идите уж быстрёхонько». (26)И её слушались и, сняв обувь, смиренно входили в дом Пушкина, словно в храм.
- (27)Она обладала чудесным даром останавливать время. (28)Проводя людей по комнатам, давала пояснения. (29)Это не было экскурсией, какие проводят профессиональные экскурсоводы. (30)Это была великолепная народная сказка.
- (31)В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины
- Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно.
- (32)После её ухода Михайловское словно осиротело. (33)Долго не верилось, что нет уже среди нас старой нянюшки, что уже не услышим мы её ласковых слов: (34)«Вот послушай, сынок, мой совет...».
- (35)И прав, конечно, поэт М.Дудин, который сказал о ней:
- (36)«Александра Фёдоровна – истинное чудо». (По Е. Осетрову).
-
- Осетров Евгений Иванович (1923–1993) – писатель, литературный критик. Его художественные произведения, литературоведческие и критические статьи посвящены русской поэзии, истории русской культуры, фольклору, памятникам старины.
Текст 4
- Среди предложений 13-14 текст № 4 есть прилагательные. Докажите это, используя подсказку - выделенные слова.
1)Как изменились ценностные ориентации дружбы в современную эпоху? 2)Мы часто слышим, что массовое общество разрушило или подорвало основы человеческого общения, сделало его стандартным, менее интенсивным, менее человечным. 3)Некоторые социологи считают, что в современном обществе, где конкретный человек теряет свою индивидуальность, растворяясь в массе, глубокая и длительная дружба невозможна. 4)Американский футуролог А. Тофлер писал, что условия современной жизни: высокая социальная мобильность, частые перемены места жительства, работы - делают личные отношения непостоянными, ненадёжными и эфемерными. 5)Люди, так же как вещи и места, проходят через нашу жизнь не задерживаясь. 6)Чаще всего мы вступаем с окружающими нас людьми в поверхностные, деловые отношения. 7)Сознательно или нет, мы строим наши отношения с людьми на функциональной основе. 8)В условиях городской жизни, особенно в современном мегаполисе, всё усложняется. 9)Человек, стремящийся чего-то достичь, должен беречь время, и это сказывается на неутилитарном общении: банкет для налаживания отношений с «нужными людьми», деловые обеды и ужины — это совсем не то же самое, что дружеское застолье. 10)Каждый человек хочет, чтобы его любили не за что-то, а ради него самого. 11)Если мы замечаем, что друзья обращаются к нам преимущественно в момент нужды, нам становится обидно. 12)Но мы и сами поступаем так же! 13)Дружеские отношения ценны прежде всего потенциально, они дают уверенность в том, что нам есть с кем поделиться и есть к кому обратиться за помощью. 14)Реальная потребность в этом возникает не часто, в зависимости от конкретных обстоятельств. 15)Но это не значит, что в остальное время мы забываем или перестаём любить своих друзей. 16)Дружба просто ждёт своего часа. 17)Однако наша актуальная потребность в душевной близости или практической помощи возникает у людей не в одно время, порождая чувство обиды и непонятности. 18)Но так было во все времена! 19)Необходимое условие дружбы - вера в друга и взаимная терпимость. 20)Дружеские отношения возглавляют список важнейших ценностей и условий личного счастья, именно дружеские отношения часто считаются даже более важными, чем семейно-родственные связи. 21)Из 40 тысяч американцев, ответивших на анкету популярного журнала, свыше половины сказали, что в кризисной ситуации обратились бы к друзьям раньше, чем к членам собственной семьи. 22)У нашей молодёжи потребность в дружбе ещё сильнее. 23)Даже при сравнительно редких встречах и большом расстоянии дружеские отношения, как правило, считаются наиболее интимными и психологически важными, наличие близких друзей служит важнейшим условием субъективного благополучия. 24)Дружба сегодня ассоциируется прежде всего с духовной близостью, потребность в которой безгранична. 25)С возрастом иерархия ценностей меняется, но дружба всё же занимает одно из первых мест. 26)Люди, как и прежде, ставят тепло человеческого общения выше заработка, приглашают в дом не «нужных», а близких людей и предпочитают задушевную беседу увлекательной видеокассете. 27)Трудно? 28)Приходится чем-то жертвовать? 29)Но глубокие чувства и отношения потому и ценились во все времена, что они никому и никогда не давались даром. (И.Кон).
- Игорь Семёнович Кон (1928-2011) – советский и российский социолог, антрополог, философ, сексолог. Один из основателей современной российской социологической школы, популяризатор науки и просветитель.
- Ответственный редактор ряда коллективных трудов и серийных изданий («Словарь по этике», «Этнография детства» и др.). Член ряда международных научных сообществ.
-
- Библиография
-
- Книги:
-
- В поисках себя. Личность и её самосознание.
- Психология ранней юности
- Вкус запретного плода. Сексология для всех.
- Подростковая сексуальность на пороге ХХI века
- Ребёнок и общество
- Мужчина в меняющемся мире
- Мальчик – отец мужчины
- и др.
-
- Статьи:
-
- Размышления об американской интеллигенции
- Национальный характер- миф или реальность?
- К проблеме национального характера
- Юность как социальная проблема
- Современное отцовство: мифы и проблемы
- Детство как социальный феномен
- и др.
Текст 5
- Среди предложений 13-14 текста № 5 есть краткое прилагательное. Докажите это, используя подсказку - выделенное слово.
-
- 1)Девятилетняя девчушка мечтательно произносит:
- 2)- Если у меня будет богатый муж, обязательно куплю «Ягуар».
- 3)Между прочим, дочка рядовых и достаточно интеллигентных родителей, которые скромно ездят на многократно битых «Жигулях».
- 4)Взрослые посмеиваются – вон куда глядит юное поколение! 5)А у меня лёгкая тревога. 6)Не из-за мечты о шикарной тачке, тут всё нормально, не о «Запорожце» же ей мечтать. 7)Но почему – богатый муж? 8)Могла бы, например, сказать, что вырастет, выучится, заработает кучу денег и купит всё, что душа захочет. 9)Так нет же, уповает на мужа. 10)Выходит, уже и в младших классах угнездилась идея о браке как средстве заработка…
- 11)Особенно удивляться нечему.
- 12)В переломные моменты истории всё меняется быстро и резко. 13)Карьеры делаются за недели, крупные состояния создаются стремительно, слава буквально лежит на земле: кто первый нагнулся, тот и знаменит. 14)Конечно, как и во всяком деле, везёт единицам, талантливым, решительным или просто удачливым. 15)Но с миллионами самых рядовых людей, не талантливых, не отчаянных и не шибко везучих, произошло то, что называется психологическим шоком. 16)Или, в переводе на наш обыденный, - поехала крыша. 17)Вон сосед разбогател – а я?
- 18)Шикарная жизнь, бушующая по соседству, сметает не только моральные нормы, но и обычный здравый смысл. 19)Где добро, где зло, где разумный риск, где откровенная дурь – пойди разбери. 20)В моду вошли небывалые прежде профессии: дилер, брокер, маклер, риэлтер, топ-менеджер, депутат, рэкетир, банкир. 21)Всех этих специалистов объединило одно, но важное – высокий заработок. 22)В этом ряду логично возникла ещё одна очень доходная профессия – замуж за богатого.
- 23)По телеэкранам нынче толпами бродят разного рода прекрасные няни, длинноногие секретарши, начинающие певички из провинции и прочие золушки, на каждую из которых в конце сериала находится свой принц. 24)Десятки дамских журналов обстоятельно описывают охотничьи угодья, где водятся миллионеры.
- 25)Ещё охотней, чем о роскошных свадьбах, дамские издания пишут о роскошных разводах. 26)Какой иск подан в суд, какие доказательства представлены, сколько берёт адвокат, сколько обещает высудить. 27)Всё это, конечно, не точно, по слухам, что осторожные журналисты разумно оговаривают, - но какие же красивые слухи!
- 28)Шансы на супервыгодное замужество ничтожно малы. 29)Почему же тяга к нему так велика? 30)Почему не единицы, не десятки – тысячи и тысячи девушек всерьёз рассчитывают на удачу?
- 31)Возможно, дело в том, что на их иллюзиях жиреет целая индустрия, в которой крутятся огромные деньги.
- 32)Чтобы журналу давали дорогую рекламу, нужен солидный тираж. 33) А где его взять? 34)Вот и приманивают сладкой жизнью бесчисленных секретарш и парикмахерш, продавщиц и станочниц. 35)Конечно, с деньгами у бедных девушек перебои – но стоит ли жалеть сотню в месяц, если в перспективе почти гарантированный миллион. 36)Телеаудитория ещё масштабней, рейтинги каналам ещё нужней. 37)Хотите знать, с помощью какого дезодоранта медсестра из провинции вышла замуж за лорда? 38) А ещё она носила ажурное бельё нашей фирмы и пользовалась нашей краской для волос. 39)«Л,Ореаль», Париж – ведь вы этого достойны. 40)Не переключайтесь, реклама пройдёт быстро!
- 41)Реклама проходит быстро, жизнь тоже. 42)Есть бельё в сеточку, есть чудодейственная краска для волос – всё есть, кроме богатого мужа…
- 43)И как решить эту проблему? 44)Выход вижу только один – напрямую обратиться к авантюрным старшеклассницам, загодя планирующим свою сладкую жизнь. 45)Милые вы мои, не рассчитывайте на олигархов, не надейтесь на иностранцев. 46)Надейтесь на себя! (По Л.Жуховицкому).
-
- Жуховицкий Леонид Аронович (род. В 1932г.) – российский советский писатель, член Союза писателей с 1963г. Автор более 30 книг и 15 пьес – прозы, эссеистики и публицистики. Лауреат нескольких российских и международных литературных премий. Переводился на 40 иностранных языков.
- ______________________________________________________________________________________________
- Желаем в тестовых заданиях быстро и правильно находить
- качественные, относительные и притяжательные прилагательные
- полные и краткие прилагательные
- формы прилагательных в сравнительной и превосходной степени!
Пройти тест для самопроверки
Тест 3 |
Описание курса
| Тест 5
|