|
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
-
- Уважаемые старшеклассники!
-
- Перед Вами онлайн-подготовка к ЕГЭ – задание В 2 – поиск ЧАСТЕЙ РЕЧИ.
- Онлайн-тесты по теме ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ помогут Вам сориентироваться, насколько правильно Вы находите в тексте эту часть речи.
-
- ТЕОРИЯ:
- Напоминаем важную морфологическую ситуацию!
- Отличайте краткое отглагольное прилагательное от краткого причастия.
Краткое отглагольное прилагательное
|
Краткое причастие
|
- Нельзя заменить глаголом
- Характеристика кого-нибудь(чего-нибудь)
- Часто имеет переносный смысл
- В суффиксе - НН
| - Можно заменить глаголом.
- В суффиксе – Н.
-
|
-
- Примеры.
Краткое отглагольное прилагательное
|
Краткое причастие
|
- Наша группа очень организованна.
-
|
Группа по изучению лётного дела недавно организована.
|
Гоголевская Коробочка очень ограниченна.
|
Местность ограничена горами.
|
Лицо юноши очень взволнованно.
|
Море взволновано сильным ветром
|
Девушка умна и воспитанна.
| - Она воспитана на лучших гуманистических традициях.
-
|
Манеры героя повести были изысканны.
| - Средства для новой экспедиции были изысканы.
-
|
- Лицо студента серьёзно и сосредоточенно.
-
|
Всё внимание зрителей сосредоточено на развитии действия пьесы.
|
Запросы и стремления нашей молодёжи возвышенны.
| - Многие простые люди были возвышены Петром I.
-
|
- Многие люди очень рассеянны.
-
|
Тучи рассеяны.
|
Ответы ученицы неуверенны.
|
Преподаватели не уверены в её знаниях.
|
Девочка была весьма сдержанна и замкнута.
|
Клятва сдержана.
|
-
- Тему – ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - Вы можете повторить на страницах нашего сайта - 6 класс.
- качественные прилагательные
- относительные прилагательные
- краткие прилагательные
-
- Теоретический материал для всех классов расположен на подготовительном этапе каждого теста.
-
- ПРАКТИКА
-
- Вы можете выбрать один из способов подготовки.
- 1.Выполнить задания к текстам 1-5 (без режима онлайн-тестирования)
- 2.Выбрать тип онлайн-тестов и выполнить их:
- тесты для самоподготовки – без регистрации. Ответы известны сразу.
- проверочные тесты– с регистрацией. Ответы будут известны после завершения определенного количества тестовых вопросов и отражаются в дневнике (результатах тестирования).
- Расположение тестов на сайте.
- Тест 1 (без регистрации)
- Тест 2 (без регистрации)
- Тест 3 (без регистрации)
- Тест 4 (без регистрации)
- Тест 5 (без регистрации)
- Тест (5) – (с регистрацией)
- Желаем целенаправленно выбрать способ обучения для эффективности подготовки к ЕГЭ – быстро и точно находить имя прилагательное в любой форме.
- __________________________________________________________________
- На этой странице предлагаем выполнить задания к текстам 1-5.
- Этот же учебный материал дан в тестах для самопроверки (без регистрации) и в проверочных тестах (с регистрацией).
-
- Текст 1
-
- Среди предложений 8- 9 текста № 1 есть прилагательное в превосходной степени. Докажите это, используя подсказку - выделенное слово.
1)Утром, бреясь перед зеркалом, с неожиданной неприязнью я увидел бледность на лице, морщины под глазами, которые словно улыбались кому- то чересчур доброжелательно, и, кривясь, вспомнил, как вчера встретился в дверях лаборатории с молодым удачливым профессором, делающим необъяснимо быструю карьеру в науке. 2) Его карьера не была определена
особым умом или выдающимся талантом, однако он стремительно шёл в гору, защитил кандидатскую, уже писал докторскую, поражая коллег-сверстников бойким продвижением и умением нравиться начальству.
3)Мы не любили друг друга, едва здоровались издали, наша нелюбовь была и в тот момент, когда мы столкнулись в дверях, но, увидев меня, он молниеносно заулыбался счастливой улыбкой, излучая энергию радости, горячего восхищения этой внезапностью встречи, и стиснул мне руку со словами: 4)–Очень, очень рад вас видеть, коллега! 5)Только на днях прочитал вашу первоклассную статью об Антарктике и очень посожалел, что не работаем вместе над одной проблемой! 6)Я знал, что он лгал, ибо никакого дела ему не было до моей работы, и хотелось сухо ответить принятыми словами вежливости «благодарю», «спасибо», но я тоже заулыбался обрадованной улыбкой, затряс его руку так продолжительно, так долго, что показалось: его испуганные пальцы в какой-то миг попытались вывинтиться из моих пальцев, а я, тряся ему руку,
говорил совсем осчастливленно: 7)–Я слышал, начали докторскую? 8)Что ж, это великолепно, не упускаете время, мне весьма нравится ваша серьёзность, профессор! 9)Я не знал, что со мной происходит, я говорил приятно-льстивые фразы, вроде бы под диктовку, и чувствовал, что улыбаюсь сахарнейшей улыбкой, ощущаемой даже лицевыми мускулами.
10)И это ощущение собственной собачьей улыбки, долгое трясение его руки и звук своего голоса преследовали меня целый день – о, как потом я морщился, скрипел зубами, ругал всеми словами, проклиная некоего второго человека внутри себя, кто в некоторых обстоятельствах бывал сильнее
разума и воли. 11)Что это было? 12)Самозащита? 13)Благоразумие? 14)Инстинкт раба? 15)Молодой профессор не был талантливее, не был умнее меня, кроме того, занимал положение в институте, зависимое от исследований моей
лаборатории, а она нисколько не зависела от его работы. 16)Но почему с таким сладострастным упоением я тряс руку этому карьеристу и говорил приятные фальшивые слова?
17)Утром, во время бритья разглядывая своё лицо, я вдруг испытал приступ бешенства против этого близкого и ненавистного человека в зеркале, способного притворяться, льстить, малодушничать, как будто надеялся прожить две жизни и у всех проходных дверей обезопасить весь срок земной. ( По Ю.Бондареву).
- Юрий Васильевич Бо́ндарев (род. 1924), русский советский писатель. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и Государственных премий.
- Романы:
- Тишина
- Горячий снег
- Берег
- Выбор
- Игра
- Искушение
- Непротивление
- Бермудский треугольник
- Без милосердия
- Повести:
- Юность командиров
- Батальоны просят огня
- Последние залпы
- Родственники
- и др.
Текст 2
- В предложении 11 текста № 2 есть качественное прилагательное. Докажите это, используя подсказку - выделенное слово.
1)Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство. 2)С одной стороны, поражаешься грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию. 3)Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сверхъестественных сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью.
4)Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишённые сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили. 5)Помните титана Прометея, который украл у олимпийских небожителей огонь? 6)Как же отблагодарили люди своего спасителя? 7)Они тотчас забыли его, и глаза прикованного к скале героя слезились от едкого дыма костров, на которых варилась похлёбка. 8)Легенда о Прометее отражает драматизм реальной действительности.
9)12 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. 10)Захватчики были уверены в своей быстрой победе. 11)Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода.12)Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас - это самоубийство, поэтому решил отступать. 13)Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости.
14)Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений!15)Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству. 16)Полководец терпел. 17)«Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», - твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущённый ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал.
18)Маршалы Наполеона первыми почувствовали опасность: французские полки таяли в безбрежных русских просторах, ведь нужно было оставлять гарнизоны в захваченных городах, охранять дороги; силы дробились, армия растягивалась. 19)А русские, не воюя, не теряя своих солдат, планомерно отступая, накапливали силы для решающего сражения.
20)К Москве подошла только половина французской армии. 21)Наконец-то наступил миг решающей битвы! 22)Но триумфу Барклая не суждено было наступить: пришёл приказ о его отставке. 23)Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения.
24)... Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалёку от Владимира. 25)Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. 26)Послышались оскорбительные угрозы. 27)Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.
28)Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (9)Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера даёт человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку. 30)И ещё, может быть, Барклая утешила надежда. 31)Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слёзы. (По В. Лаптеву).
- Текст 3
-
- Среди предложений 4-6 есть имена прилагательные. Докажите это, используя подсказку - выделенные слова.
- 1)Юноши и девушки, задумайтесь над тем, что придет время, когда вы, отцы и матери своих сыновей и дочерей, станете слабыми, бессильными, дряхлыми. 2)И вам самим, и детям вашим будет ясно, что вы доживаете свой век. 3)Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, - это искренняя, верная любовь детей. 4)Все другие радости бледнеют перед этой высшей, истинно человеческой радостью. 5)По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. 6)Хранилище этого богатства - души ваших детей. 7)Имя ему - ваша ответственность перед детьми. 8)Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратится к вам.
- 9)Знайте, что придёт время, когда дети ваши станут сильнее и мудрее вас, отцов, - это неизбежная и очень мудрая закономерность жизни. 10)И единственным источником вашего счастья будет сознание того, что сами вы в духовной жизни своих детей стали огромной, ни с чем не сравнимой ценностью, потому что в вашем разуме, в вашем сердце, в каждом вашем побуждении и устремлении дети будут видеть прежде всего ваш долг и вашу ответственность. 11)Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно. (По В.Сухомлинскому).
- Василий Александрович Сухомли́нский (1918-1970) – украинский советский педагог. Родился в семье деревенского плотника. Участник Великой Отечественной войны.
- В.А.Сухомлинский
- создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на признании личности ребёнка высшей ценностью;
- строил процесс обучения как радостный труд;
- разработал эстетическую программу «воспитания красотой».
- Автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни – «Сердце отдаю детям».
-
- Текст 4
-
- Среди предложений 7,8 текста № 4 есть прилагательное в сравнительной степени. Докажите это, используя подсказку - выделенное слово.
1)Посадить в землю зёрнышко и вырастить из него что-нибудь: ржаной колос, метёлку овса, стебель льна с голубыми цветочками – прекрасно уже само по себе. 2)Кроме того, это связано с постоянным ощущением погоды, с постоянным контактом с землёй, с природой. 3)Ожидание дождя и радость от того, что он пошёл, капeль, зaморозки, движение туч, оттенки вечерней зари, поведение животных и трав, роса на траве и дождевые пузыри на лужах – всё это не любование природой, а жизнь.
4)В современном журнале читаем: 5)«Если человек длительное время находится в автомобиле или в самолёте, у него появляется сонливость, вялость, теряется аппетит, снижается работоспособность. 6)Почему это происходит? 7)Результаты опытов, проведённых над животными и людьми, позволяют сделать вывод о том, что на самочувствие и настроение оказывает влияние величина электрического поля. 8)В кабинах автомобилей и салонах самолётов напряжённость электрического поля намного меньше, чем в окружающем пространстве.
9)Исследователи попробовали искусственно увеличить напряжённость электрического поля в клетке, где находились подопытные животные. 10)Специальный генератор создавал внутри клетки электрическое поле в 500-800 в/м, что соответствует нормальному уровню напряжения на земле. 11)После этого подвижность и жизненный тонус подопытных животных значительно возрастали. 12)Аналогичные результаты были получены и при проведении опытов над людьми».
13)Проведение опытов над людьми вообще-то считается безнравственным. 14)Но что поделаешь, если люди добровольно засадили себя в разнообразные металлические клетки и отключили от земли, от её единых электрических и прочих сил. 15)Синтетической одеждой и обувью, резиновыми колёсами и асфальтом, всевозможными пластиками человек всё больше изолирует себя от земного шара, искусственно отключаясь не только от общего земного электричества, но и от многих не изученных нами сил, излучаемых деревьями и травой, дождями и радугой, сосновой хвоей и плывущими облаками, дремлющим бором и утренней росой, речным туманом и молнией. 16)Да и просто мягкой и доброй почвой.
17)Однако эта физическая изоляция покажется мелочью, если вспомнить о той чудовищной психологической, духовной изоляции, которая существует теперь между Человеком и Землёй. 18)Конечно, стараемся, тщимся, выращиваем на балконе цветочек или пёрышко лука, держим в квартире какое-нибудь растение, обзаводимся дачным клочком земли, летом, во время отпуска, в воскресенье выбираемся в лес, на речку. 19)Но это не серьёзные отношения с землёй. 20)А это вроде как детская игра в дочки-матери вместо подлинной любви, подлинного рождения детей.
21)И подумать только, что мой дед и даже мой отец ещё находились в прямом и непосредственном контакте с землёй, который человеку предназначен и необходим. (По В. Солоухину).
- Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской» прозы. Много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки.
- Произведения:
- Капля росы
- Как выпить солнце
- Имеющий в руках цветы
- Мать-мачеха
- Жить на земле
- Письма из Русского музея
- Не прячьтесь от дождя
- Разрыв-трава
- Славянская тетрадь
- Слово живое и мёртвое
- Камешки на ладони
- Время собирать камни
- Продолжение времени
- и др.
-
- Текст 5
-
- Среди предложений 1-3 текста № 5 есть прилагательное в превосходной степени. Докажите это, используя подсказку - выделенное слово.
1)Загулял наш конюх. 2)Поехал в райцентр вставлять зубы и по случаю завершения такого важнейшего дела загулял. 3)Рейсовый автобус ушел, и он остался ночевать у свояка.
4)Кони (их было семеро - два мерина, две кобылы и трое жеребят) долго бродили по лугу, и, когда я шел от реки с удочками, вскинули головы и долго смотрели мне вслед, думая, что, может, я вернусь и загоню их в стойла конюшни, но, не дождавшись никого, сами явились в деревню, ходили от дома к дому, и я решил, что они уснут на лугах или прижавшись к стене конюшни, нагретой солнцем со дня.
5)Поздней ночью я проснулся, пошел на кухню попить квасу. 6)Что-то остановило меня, заставило глянуть в окно. 7)Густой-прегустой туман окутал деревню, далее которой вовсе ничего не было видно, и в этой туманной пелене темнели недвижные, как бы из камня вытесанные, силуэты лошадей. 8)Мерины и кобылы стояли, обнявшись шеями, а в середке, меж их теплых боков, опустив головенки, хвосты и желтенькие, еще коротенькие гривы, стояли и спали тонконогие жеребята.
9)Я тихо приоткрыл окно, в створку хлынула прохлада, за поскотиной, совсем близко, бегал и крякал коростель; в ложку и за рекой Кубеной пели соловьи, и какой-то незнакомый звук, какое-то хрюканье, утробное и мерное, доносилось еще. 10)Не сразу, но я догадался, что это хрипит у самого старого, надсаженного мерина в сонно распустившемся нутре. 11)Время от времени храп прекращался, мерин приоткрывал чуть смеженные глаза, переступал с ноги на ногу, настороженно вслушиваясь - не разбудил ли кого, не потревожил ли, - еще плотнее вдавливал свой бугристо вздутый живот в табунок и, сгрудив жеребяток, успокаивался, по-человечьи протяжно вздыхал и снова погружался в сон.
12)Другие лошади, сколь я ни смотрел на них, ни разу не потревожились, не пробудились и только плотнее и плотнее жались друг к дружке, обнимались шеями, грели жеребят, зная, что раз в табуне есть старшой, он и возьмет на себя главную заботу - сторожить их, спать вполусон, следить за порядком. 13)Коли потребуется, он и разбудит вcex, поведет куда надо. 14)А ведь давно не мужик и не муж этим кобылам старый заезженный мерин, давно его облегчили люди и как будто избавили от надобностей природы, обрекли на уединенную, бирючью жизнь. 15)Но вот поди ж ты, нет жеребцов в табуне - и старый мерин, блюдя какой-то там неведомый закон или зов природы, взял на себя семейные и отцовские заботы.
16)Все гуще и плотнее делался туман. 17)Лошади проступали из него – которая головой, которая крупом. 18)Домов совсем не видно стало, только кипы дерев в палисаднике, за травянистой улицей, еще темнели какое-то время, но и они скоро огрузли в серую густую глубь ночи, в гущу туманов, веющих на утренней, прохладной и промозглой сонной сырью.
19)И чем ближе было утро, чем беспросветней становилось в природе от туманов, тем звонче нащелкивали соловьи. 20)К Кубене удрал коростель, пытался перескрипеть заречного соперника, и все так же недвижно и величественно стояли спящие кони под моим окном. 21)Пришли они сюда оттого, что я долго сидел за столом, горел у меня свет, и лошади надеялись, что оттуда, из светлой избы, непременно вспомнят о них, выйдут, запрут в уютной и покойной конюшне, да так и не дождались никого, так их тут, возле нашего палисадника, сном и сморило.
22)И думал я, глядя на этот маленький, по недосмотру заготовителей, точнее любовью конюха сохраненный и все еще работающий табунок деревенских лошадок, что, сколько бы машин ни перевидал, сколько бы чудес ни изведал, вот эта древняя картина: лошадь среди спящего села, недвижные леса вокруг, мокро поникшие на лугах цветы бледной купавы, потаенной череды, мохнатого и ядовитого гравилатника, кусты, травы, доцветающие рябины, отбелевшие черемухи, отяжеленные мокром, - все это древнее, вечное для меня и во мне нетленно. (По В.Астафьеву).
- Астафьев Виктор Петрович (1924-2001) – русский советский писатель. Важнейшие темы творчества Астафьева – военная и деревенская. Одним из первых его произведений было школьное сочинение, затем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Известность принесли повести «Последний поклон», «Царь-рыба» и другие, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты».
____________________________________________________________________
- Желаем быстро и правильно находить
- качественные, относительные и притяжательные прилагательные
- полные и краткие прилагательные
- формы прилагательных в сравнительной и превосходной степени!
Пройти тест для самопроверки
Описание курса
| Тест 2
|