|
Инструкция по выполнению тестов варианта № 4
- Чтобы выполнить тесты данного варианта, рекомендуем прочитать
- сведения о сочинительных и подчинительных союзах и о других частях речи, которые ошибочно можно принять за союз.
- Главное умение, которое будет развиваться в процессе выполнения тестов этого варианта, - умение определять части речи.
-
- По синтаксическим функциям союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.
- С о ч и н и т е л ь н ы е союзы соединяют однородные члены предложения, а также части сложносочинённых предложений. По своему значению эти союзы делятся на
- соединительные: и, да; и- и; ни – ни.
- сопоставительные: не только – но и, как - так и;
- противительные: а, но, да, однако же, зато;
- разделительные: или, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли;
- присоединительные: да и, также, тоже.
- П о д ч и н и т е л ь н ы е союзы соединяют части сложноподчинённых предложений.
- Название подчинительного союза соответствует названию вида придаточной части сложноподчинённого предложения.
Вид придаточной части (разряд подчинительного союза)
|
На какой вопрос отвечает
|
Подчинительный союз (и союзное сочетание)
|
Определительные
|
Какой? каков?
|
-
|
Изъяснительные
|
Падежные вопросы
|
Что, будто, чтобы, как; частица ли в значении союза;
|
Места
|
Где? куда? откуда?
|
-
|
Времени (временные)
|
Когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
|
Когда, едва, пока, чуть, лишь, лишь только, прежде чем, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор пока;
|
Причины (причинные)
|
Почему? отчего?
|
Потому что, так как, ибо, оттого что, вследствие того что, тем более что, из-за того что, в связи с тем что, благодаря тому что;
|
Следствия
|
-
|
Так что
|
Образа действия и степени
|
Как? каким образом? в какой степени?
|
Как, что, чтобы, будто, словно, точно, как будто;
|
Сравнения (сравнительные)
|
-
|
Как, словно, будто, как будто, точно, подобно тому как, чем – тем; нежели (устар.);
|
Цели (целевые)
|
Зачем? с какой целью?
|
Чтобы (чтоб), для того чтобы, затем чтобы, с тем чтобы
|
Условия (условные)
|
При каком условии?
|
Если, когда (в значении если), раз, коли, ежели;
|
Уступки (уступительные)
|
Несмотря на что? вопреки чему?
|
Хотя (хоть), несмотря на то что; пускай, пусть, как ни;
|
- Сочинительные и подчинительные союзы необходимо отличать от других частей речи.
-
- П о в т о р и т е сведения и о других частях речи.
-
- Частицы – служебные слова, которые придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слов.
- - не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения.
Модальные частицы
- В о п р о с и т е л ь н ы е частицы неужели, ужели, разве, ли (ль) и др. выражают вопрос: Неужели ты своего сына не любила? (И.С.Тургенев).
- В о с к л и ц а т е л ь н ы е частицы что за, как, ну и и др. передают восхищение, удивление, негодование: Как Днепр широк! Как даль ясна! (А.Сурков).
- У к а з а т е л ь н ы е частицы вот, вон и др. выделяют тот предмет, на который нужно обратить внимание: Вот мельница! Она уж развалилась. (А.Пушкин).
- У с и л и т е л ь н ы е частицы даже, ведь, всё-таки, же, уже (уж) призваны усиливать определённое слово в предложении: Уж
- У т о ч н и т е л ь н ы е частицы именно, как раз: Хорошо, что вы приехали именно сегодня (М.Горький).
- О г р а н и ч и т е л ь н ы е частицы почти, лишь, только: Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. (А.Н.Радищев).
Формообразующие частицы
- Для образования
- глагола условного наклонения: бы(б);
- глагола повелительного наклонения: пусть, пускай, да, давай, -ка;
- степени сравнения прилагательных и наречий: более, менее, самый.
- О т р и ц а т е л ь н ы е частицы не, ни.
-
- Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? где? откуда? куда? почему?
- По значению наречия делятся на следующие группы:
Значение
|
Вопрос
|
Пример
|
Образа действия
|
Как? каким образом?
|
Громко, по-дружески, шёпотом, вдвоём
|
Меры и степени
|
В какой степени? Насколько?
|
Очень, немного, чересчур, совсем, вдвое
|
Места
|
Где? куда? откуда?
|
Далеко, справа, внизу, наверху, издали
|
Времени
|
Когда? Как долго?
|
Давно, рано, сегодня, накануне, весной, допоздна
|
Причины
|
Почему? отчего?
|
Сгоряча, сослепу, поневоле
|
Цели
|
Зачем? для чего?
|
Назло, нарочно
|
Степени сравнения наречий
- Наречия на –о(-е), образованные от качественных прилагательных и похожие на краткие прилагательные в форме среднего рода (тихо, весело, громко и др.), могут иметь две формы степеней сравнения.
- С р а в н и т е л ь н а я степень наречия:
- - п р о с т а я с р а в н и т е л ь н а я степень образуется с помощью суффиксов -ее(-ей), -е, - ше: веселее, выше, дальше.
- - с л о ж н а я с р а в н и т е л ь н а я степень образуется с помощью слов более и менее: более (менее) весело.
- П р е в о с х о д н а я степень наречий обычно имеет сложную форму, которая состоит из двух слов – сравнительной степени наречий и слова всех: написал грамотнее всех, прыгнул выше всех.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные
- 1.К а ч е с т в е н н ы е прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета:
- по величине (большой, маленький),
- по возрасту (молодой, старый),
- по цвету (красный, зелёный),
- по весу (лёгкий, тяжёлый),
- по внешнему виду (красивый, высокий),
- по внутренним качествам (умный, добрый, злой, ленивый ) и т.д.
- Такие признаки могут быть у предмета в большей или меньшей степени (сильный – сильнее – сильнейший; умный – умнее – умнейший).
- 2. О т н о с и т е л ь н ы е прилагательные обозначают
- материал, из которого предмет (деревянный дом, стеклянная стена),
- признак предмета по месту (московские площади),
- признак предмета по времени его существования (зимний день, вечерний концерт),
- признак предмета по назначению (спортивная обувь)
- и т.д.
- 3.П р и т я ж а т е л ь н ы е прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному. Отвечают на вопрос чей? Имеют суффиксы: -ин- (-ын-), -ов- (-ев-), ий (-й).
Краткие прилагательные
- Качественные прилагательные имеют две формы – полную и к р а т к у ю: умный – умён, добрый – добр, молодой – молод. Краткие прилагательные имеют род, изменяются по числам, но не изменяются по падежам.
Степени сравнения прилагательных
- Степени сравнения имеют только качественные прилагательные.
- Существуют две степени сравнения: сравнительная и превосходная.
- П р о с т а я с р а в н и т е л ь н а я степень образуется с помощью суффиксов:
- -ее (-ей): удобнее, красивее;
- -е: больше
- -ше: старше.
- С л о ж н а я с р а в н и т е л ь н а я степень образуется от полной формы с помощью слов более и менее: более громкий голос,…..
- П р о с т а я п р е в о с х о д н а я степень образуется с помощью суффикса –ейш- или –айш-: спокойнейший, мягчайший.
- С л о ж н а я п р е в о с х о д н а я степень образуется от полной формы с помощью слов самый, наиболее, наименее: самый спокойный, наименее спокойный.
-
- Как различать прилагательные, наречия и категорию (слова) состояния?
-
- Они различаются по их синтаксическим функциям.
- 1.Краткие прилагательные среднего рода (в том числе и в форме простой сравнительной степени ) обозначают признак предмета и являются именными частями составных именных сказуемых в двусоставных предложениях. Её лицо было (======) весело (=======).
- Помещение это было( ======) очень уютно (====).
- 2.Наречия (в том числе и в форме простой сравнительной степени) обозначают признак действия или признака, отвечают на вопрос как?, относятся к глаголу и являются обстоятельствами. Она весело (_ . _ . _ .) смеялась.
- 3.По форме на наречия похожи слова, которые обозначают состояние и отвечают на вопросы как? каково?
- Слова состояния (категория состояния) обозначают:
- душевное состояние человека: весело, радостно, грустно, печально (Задачу решил, на душе радостно);
- физическое состояние человека и животных: больно, душно, тяжело (Ему душно и жарко);
- состояние природы и окружающей среды: морозно, ветрено, жарко,пыльно (По утрам в лесу сыро. Сегодня морозно);
- оценку действий: можно, нельзя, надо, нужно, невозможно (Нельзя кричать. Нужно знать правила. Можно прийти?)
- В н и м а н и е !
- Слова категории состояния являются именными частями сказуемых в односоставныхбезличных предложениях. На празднике всем было (=====) весело (======).
-
- Больше ошибок допускается в ситуациях, когда надо отличить краткое прилагательное от слова категории состояния. Обратите внимание: краткое прилагательное употребляется в двусоставном предложении (есть подлежащее и сказуемое), а категория состояния - в односоставном предложении (отсутствует подлежащее).
-
- Рассмотрим несколько примеров. Обратите внимание на линии после слов в скобках. Перед этими линиями находится подлежащее или сказуемое.
Краткое прилагательное
|
Наречие
|
Категория (слово) состояния
|
Помещение (_____) это было (=====) очень уютно (====). Предложение двусоставное.
|
Кошка уютно (как?) свернулась калачиком в кресле.
|
Тебе здесь уютно (====)? Подлежащего нет, предложение односоставное.
|
Лицо (_____) её стало веселей ( ====). Предложение двусоставное.
|
Пение соловья было слышно очень далеко (как?).
|
Нам вас совсем не слышно (====) Подлежащего нет, предложение односоставное.
|
Выступление ( _____)десятиклассницы было удачно ( ====). Предложение двусоставное.
|
Пятиклассники выступили удачно (как?).
|
Жить ( ===) стало ( ===) ещё интересней ( ====). Подлежащего нет, предложение односоставное.
|
- Повторим самые главные моменты, которые необходимо знать для развития умения различать прилагательные, причастия, глаголы и деепричастия.
-
- 1. Причастия отличайте от прилагательных: письменный – пишущий; зелёный – зеленеющий; белый – белеющий; шаговый – шагающий;
- прилагательные чаще образуются от существительных, а причастия - от глаголов.
- отличаются суффиксами:
-
Суффиксы прилагательных
|
Суффиксы причастий
|
- - онн, - енн; -ин, -ан, -ян;
- - ов, -ев;
- -чив, - лив;
- - к-, - ск- и др.
| - - ущ, - ющ; - ащ, -ящ;
- - вш, - ш;
- - ем (-ом), - им;
- - енн (-ённ), - нн, - т.
|
2.Действительные и страдательные причастия различайте по суффиксам.
Причастия
|
Суффиксы
|
Действительное наст. врем.
|
- ущ, - ющ; - ащ, - ящ
|
Действительное прош. врем.
|
- вш, - ш
|
Страдательное наст. врем.
|
- ем (-ом), - им
|
Страдательное прош. врем.
|
- енн (- ённ), - нн, - т
|
- 3.Краткие страдательные причастия образуются от полных: прочитанная – прочитана. Отличайте краткие причастия от кратких прилагательных и глаголов.
- Краткую форму имеют только качественные прилагательные (такие, у которых можно образовать степени сравнения: красивый – красивее; красив и т.д.).
- Краткую форму у причастий имеют страдательные причастия. Чаще всего для образования кратких страдательных причастий используются суффиксы -ен, -ён, -н: выуч-ен, сожж-ён, рассказа-н-а.
- 4.Деепричастия необходимо отличать от глаголов.
-
- Некоторые учёные относят деепричастие к глагольной форме. С этим можно согласиться. Уж очень оно похоже не на отдельную часть речи, а именно на одну из форм глагола.
- Чтобы научиться отличать деепричастие от глагола, надо стараться видеть в лингвистическом материале (предложении, тексте, тесте ) и глаголы, и слова, похожие на глаголы. И обязательно задать вопрос ко всем словам, которые обозначают д е й с т в и е. Не надо брать во внимание причастия (полные или краткие).
- И последнее – необходимо всегда помнить вопросы, на которые отвечает деепричастие, – что делая? что сделав?: вытирая, встретившись.
-
- 5.Различайте предлог - союз – деепричастие: несмотря на – несмотря на то что – не смотря на.
Переход слова в существительное (субстантивация)
- Чаще всего в существительные переходят имена прилагательные и причастия: мороженое (какое?) мясо – вкусное мороженое(что?); столовая (какая?)комната – столовая (что?).
Значение
|
Пример
|
Место действия
|
Булочная, столовая, набережная, прихожая.
|
Кушания, вина и лекарства
|
Пирожное, заливное, шампанское, снотворное.
|
Научные термины и абстрактные понятия
|
Частное, общее, касательная, запятая, будущее, прошлое, былое, содержимое.
|
Наименования лиц
|
Учёный, малый, пожарный, управляющий, заведующий, новенькая, штатский, рядовой, дежурная, любимая, прохожий.
|
Рассмотрите примеры перехода прилагательного (причастия) в существительное.
Прилагательное или причастие
|
Существительное (кто? что?)
|
горничная девушка
|
горничная
|
столовая комната
|
столовая
|
выходной день
|
выходной
|
грядущее время
|
грядущее
|
будущее время
|
будущее
|
святой человек
|
святой
|
колыбельная песня
|
колыбельная
|
зерновые отходы
|
зерновые
|
раненый солдат
|
раненый
|
учёный человек
|
учёный
|
- Н а р и ц а т е л ь н ы е существительные - существительные, которые называют однородные предметы: ученик, учебник, страна, река и т.п.
- С о б с т в е н н ы е существительные - существительные, которые называют единичные (индивидуальные) предметы: Москва, Волга, Россия и т.п.
Местоимения
Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям
|
Местоимения
|
личные
|
1-е лицо: я, мы; 2-е лицо: ты, вы; 3-е лицо: он, она, оно, они.
|
возвратное
|
Себя
|
притяжательные
|
Мой, твой, наш, ваш, свой; его, её, их.
|
указательные
|
Этот, тот, такой, такое, столько.
|
вопросительные (употребляются для вопроса)
|
Кто, что, какой, который, чей, сколько
|
относительные (употребляются для связи частей сложноподчинённых предложений)
|
Кто, что, какой, который, чей, сколько
|
определительные
|
Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой.
|
отрицательные
|
Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.
|
неопределённые
|
Нéкто, нéчто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-нибудь, что-либо, что-то
|
- Надо помнить, что местоимения изменяются. Поэтому форма местоимения в предложении может быть не всегда похожей на начальную форму.
- Особое внимание обратите на определительные местоимения, часто принимаемые за имена прилагательные.
- Следует отличать местоимения его, её, их, которые в одних случаях выступают в роли притяжательных, в других - в роли личных. Например: Уважать людей и любить (кого?) их надо со всей силой своего сознательного сердца. (М.М.Зощенко).
- Рассмотрите 2 примера-местоимения ИХ - в роли притяжательных.
- О соловьях, об их (о чьём?)пении рассказано и написано очень много. (И.Соколов-Микитов).
- Впрочем, их (чей?) путь подходил к концу… (В.Быков).
-
- Р е к о м е н д у е м пройти данный вариант, который поможет вам закрепить знания о союзах, развить умения узнавать союз и отличать его от других частей речи.
- Дорогие ребята! Надеемся, что эти теоретические сведения помогут Вам в любой практической работе с лингвистическим материалом на данные темы.
-
-
Пройти тест для самопроверки
Вариант 3 |
Описание курса
| Вариант 5
|