|
Вариант 8
|
Подготовительный этап
Прочитайте информацию, с которой предстоит тестовая работа.
Письмо и алфавит были известны на Руси еще до принятия монотеизма, а христианизация способствовала дальнейшему развитию грамотности и распространению письменности.
Литературные жанры 9-13 вв. – летописание, устное народное творчество (сказки, былины, народные предания, песни) — эпос.
В конце X в. появляются:
- былины — «Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула».
- былины, связанные с именем русского князя Владимира Святого, — «Добрыня Никитич», «Илья Муромец» и др.
Кон. XI – XII вв. появляются:
1. литературные произведения:
- «Слово о Законе и Благодати» (написано митрополитом Иларионом, первым русским по происхождению главой русской церкви, возведённой Ярославом Мудрым в 1051 году без санкции константинопольского патриарха).
Основная идея «Слова о Законе и Благодати» - вхождение Руси после принятия христианства в семью христианских народов.
- «Память и похвала князю Владимиру» - произведение, написанное монахом Иаковом в честь князя Владимира Святолавовича (Святого).
- «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси»
- цикл сказаний о Борисе и Глебе («Сказание о Борисе и Глебе», «Летописная повесть о Борисе и Глебе», «Чтение о житии Бориса и Глеба...» - сказания о гибели сыновей Владимира I Святославовича во время междоусобной борьбы за великокняжеский престол в 1051 г.).
Автором сказания считают Иакова Черноризца (Мниха) — на основе изысканий митрополита Макария и М.П.Погодина. Существует другая версия, по которой автором считают Нестора Летописца.
- «Поучение детям» - произведение, которое называют первой светской проповедью. Написано Владимиром Мономахом.
Основа сюжета – обращение Владимира Мономаха к потомкам соблюдать христианскую мораль – быть «кротки», не обижать вдов и сирот, покоряться старшим.
- «Слово о полку Игореве» - полное название – «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова».
Основа сюжета – неудачный поход 1185 г. русских князей на половцев, предпринятый князем Игорем Святославичем.
2. литературные произведения религиозного характера:
- «Житие» Феодосия Печерского — произведение о жизни игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия, начиная от его рождения, прихода в монастырь до игуменства и смерти. Написано Нестором Летописцем.
- «Хождение игумена Даниила в святые места» - произведение о хождении игумена Даниила до Константинополя, на остров Крит в Эгейском море, в Палестину, Иерусалим.
- «Слово» и «Моление Даниила Заточника» - произведение в форме обращения за милостью к князю Ярославу Всеволодовичу.
- «Притча о человеческой душе» - написал епископ города Турова Кирилл.
3. былины — «Соловей Будимирович», «Ставр Годинович», цикл былин об Алёше Поповиче.
4. переводные сочинения (появились в период княжения Ярослава Мудрого).
- «Александрия» - содержала легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского.- «Девгениево деяние» - перевод византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.
- «Хроника Георгия Амартола» - переводная хроника, излагающая всемирную историю от «сотворения мира» до 842 г., составленная византийским монахом Георгием.
5. летописи
- - «Повесть временных лет» - общерусский летописный свод, составлен в Киеве во втором десятилетии XII в. Нестором (Летописцем).
В XIII – XIV вв. появляются
1.летописные произведения в феодальных княжествах: Киеве, Чернигове, Переславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, Смоленске, Полоцке. Эти летописи не велись на региональном уровне, а освещали историю и культуру всей Руси.
- Ипатьевская летопись (кон. XIII в.) - летопись, которая получила свое название по местонахождению ее списка в Ипатьевском монастыре (Кострома). По составу разделяется на три основные части:
- «Повесть временных лет» с продолжением до 1117 г.
- Киевский свод кон. XII в. (события 1118 — 1199 гг.).
- Галицко-Волынские летописные записи (события до 1292 г.).
Особенность летописи — светский характер сюжетов, написанных ярким, образным языком, что поднимает летопись до уровня поэтического произведения.
Большие заслуги в изучении принадлежат Н.М.Карамзину, Л.В.Черепнину, В.Т.Пашуто.
Является ценнейшим источником по истории Юго-Западной Руси до кон. XIII в.
- Лаврентьевская летопись — рукопись на пергаменте с копией летописного свода 1305 г., созданная в 1377 г. группой переписчиков под руководством монаха Лаврентия по заданию Дмитрия Константиновича.
Летопись содержит: текст «Повести временных лет», доведенный до 1305 г.
Работа над летописью велась в Благовещенском монастыре (Нижний Новгород) или в Рождественском монастыре (Владимир).
В 1792 г. летопись приобрел А.И.Мусин-Пушкин и впоследствии преподнес Александру I, который передал ее Императорской публичной библиотеке (ныне Национальная библиотека РФ), где она и хранится.
Летопись оказала влияние на позднейшие летописи — Троицкую, Новгородско-Софийский свод и др.
- летопись Переславля-Суздальского (13 в.) – настоящее название - «Летописец Переславля Суздальского (Летопись русской царей)».
Летопись содержит текст «Повести временных лет» и статьи 1137, 1143 гг., изложение событий 1138 — 1214 гг.
Пройти тест для самопроверки
Вариант 7 |
Описание курса
| Вариант 9
|
|
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв.
Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ.
Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»
Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
|