Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Природа (сущность) человека




Прочитаем информацию.

Человек является объектом изучения многих наук – биологии, социобиологии, физиологии, психологии, генетики, антропологии, этнологии и мн.др. наук.

        Наука

                                      Что изучает

Биология

человека как живое существо на различных биологических уровнях.

Социобиология

общество как целостную систему, а также социальные группы и общности, отношения личности и общества, закономерности массового поведения людей.

Общая психология

закономерности развития и функционирования психики человека как особой формы жизнедеятельности.

Эволюционная психология

видоспецифические психологические особенности человека как представителя вида Homo sapiens (человек разумный).

Генетика

законы наследственности и изменчивости организмов.

Физиология

жизнедеятельность целостного организма человека и его отдельных частей – клеток, органов, функциональных систем.

Этнология

происхождение и расселение, быт и культуру этносов (народов).

Философия сознания

природу сознания человека, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).

Антропология

происхождение человека, его развитие, существование в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.


Научные дисциплины антропологии:

1. Философская антропологиязанимается исследованием сущности (природы) человека.
  • религиозная антропология
2.Физическая антропология – изучает человека в качестве биологического вида в сравнении с его ближайшими родственниками – современными и ископаемыми человекообразными приматами.
  • палеоантропология
  • судебная антропология
3.Социальная и культурная антропология занимается сравнительным изучением человеческих обществ.
  • лингвистическая
  • когнитивная
  • политическая
  • экономическая
  • историческая
  • антропология права
4.Визуальная антропология – изучает человека на основе фото-видеоматериалов, с помощью таких средств, как: кинематограф, фотоискусство, телевидение и др.

В истории человеческой мысли существовало множество ответов на вопрос: кто такой человек?

Рассмотрим точки зрения на природу человека, которые складывались на протяжении истории человечества.

С точки зрения

материализма как общего мировоззрения

Человек состоит лишь из плоти, а плоть из тканей. Все абстрактные составляющие человека – есть результат сложной организации процессов этих тканей

античного материализма

Человек – микрокосм, т.е. Вселенная в миниатюре.
Представители – древнегреческие философы: Демокрит,
Гераклит, Эпикур, Анаксагор, Платон и др.
метафизического (механического) материализма
или Философии Нового времени
Тело человека рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.
Представители:
Френсис Бэкон – английский философ
Томас Гоббс – английский государственный деятель и философ,
Блез Паскаль – французский математик, физик, религиозный философ и писатель
Бенедикт (Барух) Спиноза – нидерландский философ, пантеист
Готфрид Вильгельм Лейбниц – немецкий философ, математик, физик, языковед
Дэвид Юм – шотландский философ, историк, экономист

антропологического материализма

Сущность человека – это, прежде всего чувственность, мир эмоций и переживаний, любовь, страдания, стремление к счастью, жизнь ума и сердца, единство тела и души.

Представитель – Людвиг Фейербах – немецкий философ
диалектического материализма

Природа человека заключается во взаимодействии природного и социального в ходе исторического и онтогенетического развития личности.
«Воздействуя... на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу».
«Сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество...». И далее: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
Представители:
К.Маркс – мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма
Ф.Энгельс – мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма
В.Ленин – российский политический и государственный деятель; основатель коммунистической партии и советского государства

новоевропейского рационализма

Разум – определяющая характеристика человека, который рассматривается как производное от природных и социальных обстоятельств: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Представитель – Рене Декарт – французский философ, математик, физик и физиолог
эзотеризма и многих других религий

Человек определяется как сущность, соединяющая в себе «тонкое» с «плотным» тела. «Тонкое» - душа, эфирное тело, монада. «Плотное» - тело.

Представители герметизма XV-XVII вв.:
П.де Мирандола – итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма
Джон Ди – английский алхимик, астролог, математик
и др.
Представители XX в.:
Е.П.Блаватская – русская писательница, основательница Теософского движения
Г.И.Гурджиев – мистик и духовный учитель
П.Д.Успенский – русский философ, мистик
Р.Штайнер – немецкий философ-мистик, основоположник антропософии

эволюционного учения

Поведение человека, как и других животных, является частью его видовой характеристики. Обусловлено эволюционным развитием как вида. Длительный период детства необходим человеку для усвоения мозгом внегенетической информации, необходимой для расширенного абстрактного мышления, речи и социализации.
Представители:
Дж.Леббок — английский археолог, этнограф, писатель-моралист. Один из классиков буржуазной эволюционистской («антропологической») школы.
Дж.Мак-Леннан — шотландский этнограф, историк первобытного общества, один из основателей эволюционистского направления в этнографии.
Дж.Фрейзер — английский ученый, исследователь истории религии.
А.Бастиан — немецкий этнограф, врач.
Л.Г.Морган — американский историк и этнограф.
Д.Н.Анучин — русский антрополог, географ, этнограф и археолог, один из основоположников антропологии в России.
Н.Н. Харузин — российский этнограф.
В.Н.Харузина — первая женщина-профессор этнографии в России.
М.М.Ковалевский — русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления.
Л.Я.Штернберг — российский этнограф.
философского учения Аристотеля

Человек – общественное или политическое существо («политическое животное»), одаренное речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, т.е. обладающее нравственными качествами.

философского учения М.Шелера

Выделял в человеке два основных начала: жизненное начало (дух, идущий от Бога) и слово, являющееся символом через который человек может познать Бога и самого себя.

философского учения И.Канта

Человек рассматривается во всех своих проявлениях: как человек познающий, нравственный, стремящийся к совершенству посредством воспитания.
«Относись к человеку как к цели, а не как к средству».

В настоящее время более детально природу (сущность) человека изучает философская антропология, основоположником которой считают Макса Шелера (немецкий философ).
Сущность человека сводится к тому, что человек – это единство природного и социального (природная сущность – это все биологические факторы, которые выделяют человека из мира животных, социальная сущность – факторы, которые делают человека общественным существом – язык, речь (слово), мышление).
Система символов сегодня – наука, искусство, религия, философия, право и т.д. Она зафиксирована в текстах, словарях, пособиях, научной и художественной литературе, т.е. во всеобщих формах практической деятельности человека на протяжении всей истории человечества.

Рассмотрим различные высказывания о природе человека.

1. Древнегреческий философ Протагор: «Человек есть мера всех вещей».

2. Русский религиозный философ Бердяев Н.А.:
«Как существо, принадлежащее к двум мирам и способное себя преодолевать, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности. С одинаковым правом можно сказать о человеке, что он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье. <…> Человек не есть только порождение природного мира и природных процессов, и вместе с тем он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение и означает новую стадию жизни космической. Человек есть принципиальная новизна в природе. Проблема человека совершенно неразрешима, если его рассматривать из природы и лишь в соотношении с природой. Понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его».

3. Французский писатель и философ Ж.-П.Сартр:
«Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога».

4. Российский философ Марков Б.В.:
«Осознание двойственности своей природы – фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины…
Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать – эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врожденной агрессивности или, наоборот, солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом. Люди буквально всему должны научиться сами, и все, что они умеют – это продукт культурного развития, воспитания и образования. Человеком не рождаются, а становятся».



Используемая литература:

1. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
2. Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
3. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.
4. Электронное издание. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий». Москва. 2009.

Интернет-ресурсы:

Ссылки

Википедия. Антропология
http://www.anthropology.ru/ru/we/markov.html
Википедия. Философская антропология
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Википедия. Природа (сущность) человека
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0#cite_note-7
Электронная библиотека философского факультета ОмГПУ
http://www.i-text.narod.ru/lib-f.html
Википедия. Эволюционное учение
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5


Назад в раздел

...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...