Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Высшие растения. Общая характеристика




Прочитаем информацию.

Высшие растения – организмы, которые имеют морфологическое расчленение тела на вегетативные органы, главные из которых – побег и корень.

Особенности высших растений:
  • всегда имеют морфологическое расчленение тела на вегетативные органы (побег, корень, лист, стебель, почка). У водорослей (низших растений) нет настоящих корней, побегов, листьев, стеблей и почек.
  • всегда имеют многоклеточное строение органов полового и бесполого размножения (гаметангии: мужские – антеридии, женские – архегонии).
  • всегда в процессе слияния гамет образуется зигота, которая всегда дает начало зародышу (у низших растений после деления зиготы клетки сразу используются для построения слоевища)
  • всегда имеют две жизненные фазы, закономерно сменяющих друг друга, - гаметофита и спорофита (у низших растений смена фаз происходит на разных этапах, в связи с чем выделяют несколько типов редукции – гаметическая, спорическая, зиготическая).
  • всегда имеют ткани, основные группы: образовательные, основные, проводящие, покровные, механические, выделительные (нет у примитивных одноклеточных водорослей)
1. отдел мохообразные

Особенности мохообразных:
  • мохообразные – единственный отдел высших растений, у которых гаметофит (гаплоидная жизненная фаза) является преобладающим поколением.
  • простота строения клеток
  • простота строения тела – отсутствие настоящих вегетативных органов («стебель» не является настоящим «стеблем» - каулидия и «лист» не является настоящим «листом» - филлидия, у наиболее простых тело является слоевищем (таллом)
  • не имеют корней (прикрепляются к субстрату нитевидными ризоидами)
  • у большинства отсутствуют проводящие, механические ткани, слабо развиты и другие ткани
2. отдел папоротникообразные
  • класс папоротниковидные
  • класс плауновидные
  • класс хвощевидные (членистые)
Особенности папоротникообразных:
  • у всех растений преобладающим поколением является спорофит (диплоидная жизненная фаза)
  • не имеют настоящих листьев (их «листья» называются – плосковетка, вайя или предпобег)
  • не имеют цветков и семян.
  • размножаются только спорами (спорангии).
  • оплодотворение возможно только при наличии капельно-жидкой воды.
3. отдел голосеменные
  • класс хвойные
Особенности голосеменных:
  • в отдел входят только древесные формы растений (деревья и кустарники).
  • большинство являются вечнозелеными растениями (адаптации, повышающие зимостойкость).
  • не имеют цветков и плодов, семена расположены открыто – в чешуях или шишках (мужские и женские).
  • в древесине отсутствуют настоящие сосуды (адаптация – листья игольчатой формы, для меньшего испарения влаги).
4. отдел покрытосеменные (цветковые)
  • класс двудольные
  • класс однодольные
Особенности семенных:
  • размножение с образованием семян.
  • всегда внутреннее оплодотворение.
  • кроме семян образуются и споры.
  • жизненные фазы всегда последовательно сменяют друг друга (спорофит всегда преобладает, а гаметофит подвергается сильной редукции и развивается внутри споры)
  • все семенные растения являются разноспоровыми
  • в процессе размножения присутствует этап – опыление

Рассмотрим примеры.

               Отдел

                                             Примеры

Мохообразные

Маршанция, кукушкин лен, сфагнум и др.

Папоротникообразные

Папоротниковидные

Щитовник мужской, орляк, сальвиния (водный папоротник), актиниоптерис южный и др.

Плауновидные

Плаун булавовидный, селагинелла, полушник и др.

Хвощевидные (членистые)

Хвощ полевой, хвощ болотный, хвощ лесной и др.

Голосеменные

Хвойные

Ель, сосна, лиственница, кипарис, кедр, пихта, можжевельник, секвойя, тис, каури и др.

Покрытосеменные (цветковые)

Двудольные

Башмачок настоящий, пшеница твердая, сыть съедобная, белокрыльник болотный и др.

Однодольные

Амборелла, кувшинка белая, лютик ползучий, гвоздика голландская, гречиха, ревень, шпинат, герань, береза, ольха, граб, календула, подсолнечник и др.


Используемая литература:

1.Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. / Г.И.Лернер. – М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2009
2.Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. Учреждений / Т.И.Серебрякова, А.Г.Еленевский, М.А. Гуленкова и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1999.
3.Биология для поступающих в вузы. Интенсивный курс / Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. – М.: Издательство Оникс, 2006.
4.Биология: учеб.-справ.пособие / А.Г.Лебедев. М.: АСТ: Астрель. 2009.
5.Биология. Полный курс общеобразовательной средней школы: учебное пособие для школьников и абитуриентов / М.А.Валовая, Н.А.Соколова, А.А. Каменский. – М.: Экзамен, 2002.

Используемые Интернет-ресурсы:

Википедия – свободная энциклопедия


Ссылки
Википедия. Спорофит
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%82
Википедия. Гаметофит
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%82
Природа и животные
http://zoo.rin.ru/cgi-bin/index.pl?idr=706&art=7039



Назад в раздел

...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...