Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Как выполнить задание на лексическое значение слова на примере паронимов?


 


Из школьной практики и из репетиторских занятий по подготовке к ЕГЭ известно, что учащихся затрудняет задание на лексическое значение слова на примере паронимов.

Типы таких тестовых заданий, естественно, меняются.

Например, было такое тестовое задание.

В каком предложении вместо слова КОСТНЫЙ нужно употребить слово КОСТЯНОЙ?

1)КОСТНЫЙ панцирь черепахи очень прочен.

2)Живая КОСТНАЯ ткань человеческого организма пропитана неживыми веществами - минеральными солями.

3)Мы увидели красивый костный нож.

4)В ежедневный рацион животных должна входить КОСТНАЯ мука.

(Из пособия Н.А.Сениной Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011. Легион.Ростов-на-Дону 2010; вариант 15; ответ - 3)

А вот задание на эту тему в 2014-2015 учебному году.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1)Сквозь ДВОЙНЫЕ рамы слышно было, как шумели в саду грачи и пели скворцы.

2)И вот наступил ВЕЛИКИЙ час расплаты за содеянное зло.

3)Система ПРАКТИЧЕСКИХ занятий широко распространена в высшей школе.

4)ГУМАНИТАРНЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

5)На окраине села особняком стояла маленькая ДЕРЕВЯННАЯ избушка с резными наличниками на окнах.

Ответ: 4. гуманные

Как бы ни звучал тестовый вопрос, способы подготовки ученика на эту тему остаются те же самые. В первую очередь, одиннадцатиклассник должен знать много паронимов и различать их значение, должен знать пары таких слов. И если в тестовом задании один из паронимов уже есть, то другой пароним надо вспомнить. А для этого надо обогащать запас паронимов.

Даже обычное чтение словосочетаний и предложений с паронимами помогает ученику лучше понимать лексическое значение слов этой группы, а значит, развивает навыки различения паронимов. Такие навыки очень важны для выполнения задания ЕГЭ и для написания сочинения. Чем больше прочитаете примеров словосочетаний и предложений с паронимами, тем больше Вы будете знать паронимов и их лексическое значение, тем больше гарантии, что Вы не допустите речевых ошибок в сочинении.

В домашних условиях можно сделать так. Выписать на листок значение того и другого слова (паронимов) и использовать эту запись в домашней подготовке при решении тестов. Внимательно сравнивать значения и размышлять над тем, какое значение у слова, которое Вам необходимо уточнить. Чем чаще Вы будете вчитываться в значение того и другого паронима и сравнивать их значения, тем быстрее придёт навык уместного употребления паронима.

Некоторые считают, что можно интуитивно догадаться, какой из паронимов нужно использовать. Не доказано, что интуиция ВСЕГДА безошибочна. Поэтому необходимо тренироваться.

Загляните на сайты paronymonline.ru и paronimov.siovaronline.com

Материалы этих сайтов можно использовать для подготовки к ЕГЭ.

Организуйте для себя специфическую работу по запоминанию паронимов.

Чтобы запомнить другое слово, потренируйтесь так.

1) Прочитайте несколько паронимов. Постарайтесь запомнить вторые слова.

2) Выпишите первые слова и по памяти напишите вторые слова.

3)Сверьте с написанным на сайте и подсчитайте, сколько Вы запомнили вторых слов к паронимам.

Те паронимы, которые Вы не написали в этот раз, включите в следующий раз.

Вы будете знать, что для слова АРТИСТИЧЕСКИЙ есть пароним АРТИСТИЧНЫЙ и наоборот, для слова ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ есть пароним ДЕМОКРАТИЧНЫЙ и наоборот и т.д. И тогда Вы легко вспомните к заданию на ЕГЭ правильный пароним. И, естественно, грамотно его напишите.

В предложении, в котором надо узнать, правильно ли употреблён пароним-прилагательное, обязательно выделите словосочетание: пароним-прилагательное + существительное. Затем подумайте, какой смысл вносит существительное. Например, в словосочетании «конная молотилка» существительное «молотилка» вносит следующий смысл – «молотилка действует с помощью коней». А в словосочетании «конский топот» существительное «топот» вносит смысл - «топает конь, топот принадлежит коню».


На сайте «ЕГЭтека» на тему ПАРОНИМЫ есть онлайн-тесты "Паронимы" и инфо-уроки про паронимы

Болотный – Болотистый 

Великий - Величественный

Всякий - Всяческий

Духовный – Душевный

Искусный – Искусственный 



Назад в раздел


...


Форум




              
			  
Сегодня я  молюсь за  старшеклассников, которые  пишут итоговое сочинение - ...
Исходя из личного опыта скажу, что работать в интернете без вложений не...
Здравствуйте, уважаемые  преподаватели 4 классов! Работа с научно-популярными  текстами – один...
Уважаемые  коллеги! Словарные диктанты с  учебными подсказками и картинками на тему...
В будущем, после поступления, думаю подрабатывать себя на учёбу. Пока...
07.02.16
ЕГЭтека сообщает о появлении инфо-уроков по периодам истории.  Для тех, кто выбирает историю...
Дорогие девятиклассники! Для вас опубликован материал на  тему  КТО  ТАКОЙ ЗАЩИТНИК?...
Уважаемые старшеклассники! Инфо-уроки на тему ПАРОНИМЫ  помогут вам сориентироваться в тестовом...
Уважаемые посетители! В разделе  ИНФО-УРОКИ. ПРИМЕРЫ  есть  тема РУССКИЙ ЯЗЫК. АРГУМЕНТЫ...
Смешно, журналист – рерайтер, копирайтер. Это все равно что писатель...