Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - МИЛЛИГРАММЫ, БЕЗ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНА ЖИЗНЬ (ПО А.ЯКУБЕНКО)




НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - МИЛЛИГРАММЫ, БЕЗ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНА ЖИЗНЬ (ПО А.ЯКУБЕНКО)

План инфо-урока:

1.Учителю и родителю о том, как помочь ребёнку

2.Особенности научно-популярного стиля речи

3.Что такое термин, олицетворение, эпитет, сравнение и т.п.

4.Текст МИЛЛИГРАММЫ, БЕЗ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНА ЖИЗНЬ (ПО А.ЯКУБЕНКО)

5.Признаки научно-популярного текста МИЛЛИГРАММЫ, БЕЗ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНА ЖИЗНЬ (ПО А.ЯКУБЕНКО)

Примеры

- терминов, понятий

- олицетворений

- эпитетов

- слов в переносном значении (метафор)

- фразеологизмов

6.Используемая литература


1.УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЮ О ТОМ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

Читать готовые примеры по любому предмету и вникать в их смысл - полезное занятие.

Посоветуйте ребенку прочитать материал инфо-урока по русскому языку и вдумчиво рассмотреть примеры доказательств научно-популярного стиля. Такая работа улучшит результаты итоговой государственной проверки в 4 классе и станет основательной базой для обучения в 5 классе и ГИА – ЕГЭ. Обдумывание готовых примеров признаков научно-популярного текста способствует развитию умений находить эти признаки в тексте.


2.ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Произведения научно-популярного стиля(подстиля) рассчитаны на широкий круг читателей, поэтому в них общенаучная лексика отличается от строго научной лексики более простым изложением научных понятий, специальных терминов.

Чтобы привлечь внимание читателей, авторы используют выразительные средства художественного стиля: эпитеты, олицетворения, сравнения и т.п.


3.ЧТО ТАКОЕ ТЕРМИН, ЭПИТЕТ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ

Термин - слово или словосочетание – название определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Например, летопись, дворянин, революция, республика, материк, морфема и др.

Слова в переносном значении (метафора)

Многозначные слова имеют прямые и переносные значения. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, крыло птицы. Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе сходства двух предметов или явлений, например: крыло самолёта.

Эпитет (от греч. приложение) – слово, с помощью которого описывается предмет или явление и подчёркиваются его признаки, свойства, качества. В большинстве случаев эпитет – это такое имя прилагательное, с помощью которого создаётся яркий, выразительный образ. Например, нарядная березка, зеленокосая берёзка.

Но не каждое прилагательное может быть эпитетом. Например, парковая аллея. Прилагательное парковая - не эпитет.

Олицетворение – слово (глагол) в переносном значении, с помощью которого неживой предмет уподобляется живому существу. Например, часы идут точно.

Сравнение - слово или несколько слов, с помощью которых один предмет сравнивается с другим. Например, я наблюдал за полётом быстрых, как молнии, стрижей.

Устаревшие слова - это слова, которые вышли из активного употребления. Устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы. Историзмы - это слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли, например: боярин, купец. Архаизмы - это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке, например: чело - лоб, ветрило - парус. Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи.

Фразеологизм - устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение. Например: бить баклуши - бездельничать;

сломя голову - очень быстро, стремительно (бежать, мчаться и т. п.)


4.ТЕКСТ - МИЛЛИГРАММЫ, БЕЗ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНА ЖИЗНЬ (ПО А.ЯКУБЕНКО)

В тексте выделены слова и словосочетания, которые являются доказательством, что это текст научно-популярный.

На следующем этапе урока (5) есть пояснения.

МИЛЛИГРАММЫ, БЕЗ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНА ЖИЗНЬ (ПО А.ЯКУБЕНКО)

1)К концу 1913 года корабль «Святой Фока» остановился на зимовку среди льдов Северного Ледовитого океана. 2) На корабле давно уже кончились свежие овощи. 3) Не было квашеной капусты. 4) Кончилось свежее мясо. 5) Пища стала ужасающе однообразной. 6) Ещё можно было мириться с тем, что пища была невкусной. 7) Но однообразное питание - суп из сушёного мяса, макароны и каша - вскоре повлекло за собой тяжёлые болезни. 8) Штурман стал жаловаться, что дёсны у него распухли и зубы шатаются. 9) Он мог жевать только мягкое. 10) С такими же жалобами обратились к судовому врачу и повар, корабельный механик.

11) Болезнь поражала одного члена команды за другим. 12) Она начинала давать о себе знать общим недомоганием, слабостью, одышкой. 13) Быстро падали силы. 14) Выносливые и крепкие моряки становились вялыми, разбитыми. 15) Немного позже появились боли в мышцах и суставах. 16) Распухли и начали кровоточить дёсны. 17) Расшатались и выпали зубы. 18) Опухли ноги и лицо. 19) Появились кровоподтёки под кожей. 20) Заболел и начальник экспедиции, отважный полярный исследователь Георгий Седов. 21) Спустя два месяца на корабле здоровыми остались всего семь человек.

22) На русскую экспедицию, поставившую своей целью достижение Северного полюса, обрушился страшный бич Севера - тяжёлая болезнь цинга. 23) Эта болезнь унесла в могилу Георгия Седова при его попытке пробиться к Северному полюсу. 24) Многие столетия цинга являлась грозой мореплавателей, путешественников, полярных исследователей, жителей Севера. 25) От неё гибло больше людей, чем от морских сражений и кораблекрушений. 26) Методом проб и ошибок люди узнали, что цингу можно излечить и даже предупредить, если добавлять к пище немного лимонного сока или пить настой хвои. 27) Квашеная капуста, которую всегда брали с собой в плавание русские моряки, также предупреждала развитие цинги. (По А.Якубенко)


5.ПРИЗНАКИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА - МИЛЛИГРАММЫ, БЕЗ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНА ЖИЗНЬ (ПО А.ЯКУБЕНКО)

Термины, понятия:

предл. 1 - Северного Ледовитого океана

предл. 3 - капусты

предл. 7 - питание, болезни

предл. 8 - штурман, дёсны, зубы

предл. 10 - судовому врачу, повар, корабельный механик.

предл. 15 - мышцах, суставах

предл. 19 - кожей

предл. 22 - Северного полюса, цинга

предл. 26 - настой, хвои

Слова в переносном значении (метафора):

предл. 22 - бич Севера

предл. 24 - гроза мореплавателей…

Олицетворение:

предл. 8 - шатаются (зубы)

предл. 11 - поражала (болезнь)

Эпитет:

предл. 5 - ужасающе

предл. 14 - выносливые и крепкие

предл. 20 - отважный

предл. 22 - страшный (бич), тяжёлая (болезнь)

Фразеологизмы:

предл. 23 - унесла в могилу*

*Унести в могилу - умереть, не сказав, не сообщив что-либо важное, не успев осуществить что-либо.


ЖЕЛАЕМ УДАЧИ В РАЗВИТИИ УМЕНИЯ ВНИКАТЬ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ!

7.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Н.Я.Дмитриева. Естествознание. 1 кл. М., Просвещение, 1991.

2.И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева, Н.В.Борзова. Естествознание. Учебник-хрестоматия для 3 кл. трёхлетней начальной школы, М., Просвещение, 1997.

3.Н.И.Ворожейкина, З.А.Клепинина. Окружающий мир. Учебник

для 4 кл. начальной школы. М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.

4.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю.Шведовой. М., «Русский язык», 1990.



Назад в раздел



...

Форум




              
			  
Здравствуйте, автолюбители! Ищете опытный автосервис, который специализируется на ремонте...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...