НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - НОВОЕ О СТАРЫХ ЗНАКОМЫХ (ПО В.КУДАШЕВОЙ)
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - НОВОЕ О СТАРЫХ ЗНАКОМЫХ (ПО В.КУДАШЕВОЙ)
План инфо-урока:
1.Учителю и родителю о том, как помочь ребёнку
2.Особенности научно-популярного стиля речи
3.Что такое термин, олицетворение, эпитет, сравнение и т.п.
4.Текст НОВОЕ О СТАРЫХ ЗНАКОМЫХ (ПО В.КУДАШЕВОЙ)
5.Признаки научно-популярного текста НОВОЕ О СТАРЫХ ЗНАКОМЫХ (ПО В.КУДАШЕВОЙ).
Примеры
- терминов, понятий
- олицетворений
- эпитетов
- сравнений
- слов разговорного стиля
- слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
6.Используемая литература
1.УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЮ О ТОМ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
Читать готовые примеры по любому предмету и вникать в их смысл - полезное занятие.
Посоветуйте ребенку прочитать материал инфо-урока по русскому языку и вдумчиво рассмотреть примеры доказательств научно-популярного стиля. Такая работа улучшит результаты итоговой государственной проверки в 4 классе и станет основательной базой для обучения в 5 классе и ГИА – ЕГЭ. Обдумывание готовых примеров признаков научно-популярного текста способствует развитию умений находить эти признаки в тексте.
2.ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ РЕЧИ
Произведения научно-популярного стиля(подстиля) рассчитаны на широкий круг читателей, поэтому в них общенаучная лексика отличается от строго научной лексики более простым изложением научных понятий, специальных терминов.
Чтобы привлечь внимание читателей, авторы используют выразительные средства художественного стиля: эпитеты, олицетворения, сравнения и т.п.
3.ЧТО ТАКОЕ ТЕРМИН, ЭПИТЕТ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ
Термин - слово или словосочетание – название определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Например, летопись, дворянин, революция, республика, материк, морфема и др.
Эпитет (от греч. приложение) – слово, с помощью которого описывается предмет или явление и подчёркиваются его признаки, свойства, качества. В большинстве случаев эпитет – это такое имя прилагательное, с помощью которого создаётся яркий, выразительный образ. Например, нарядная березка, зеленокосая берёзка.
Но не каждое прилагательное может быть эпитетом. Например, парковая аллея. Прилагательное парковая - не эпитет.
Олицетворение – слово (глагол) в переносном значении, с помощью которого неживой предмет уподобляется живому существу. Например, часы идут точно.
Сравнение - слово или несколько слов, с помощью которых один предмет сравнивается с другим. Например, я наблюдал за полётом быстрых, как молнии, стрижей.
4.ТЕКСТ - НОВОЕ О СТАРЫХ ЗНАКОМЫХ (ПО В.КУДАШЕВОЙ)
В тексте выделены слова и словосочетания, которые являются доказательством, что это текст научно-популярный.
На следующем этапе урока (5) есть пояснения.
НОВОЕ О СТАРЫХ ЗНАКОМЫХ (ПО В.КУДАШЕВОЙ)
1)Белки, жиры, витамины… 2) А как это всё выглядит на тарелке? 3) Что нужно есть, какие продукты обеспечат организм все необходимым?
4) Неоценимые для вашего организма сокровища таит содержимое хрупкой скорлупки. 5) В одном яйце содержится 6 граммов белка, 15 граммов жиров, необходимые организму фосфор, кальций, железо, не говоря уже о ценных витаминах, например витамине А. 6) Одно яйцо содержит пятую часть суточной потребности человека в этом витамине. 7) Два яйца удовлетворяют значительную часть дневной потребности взрослого человека в белке.
8)Чудесная способность поддерживать наш организм в «цветущем состоянии» свойственна молоку, оно содержит полноценный белок, кальций, жиры, молочный сахар, витамины. 9) Человеческий организм усваивает содержащиеся в молоке богатства очень легко, легче, чем из других продуктов.
10) Это же относится и к кисломолочным продуктам – кефиру, простокваше, ряженке, ацидофилину. 11) Из молока готовят также сыр и творог. 12) Сыру можно найти самое разнообразное применение: на хлеб, булку, гренки или в качестве приправы и как основу нескольких очень вкусных блюд, например салата из тёртого сыра с добавлением чеснока, майонеза.
13) Мясо снабжает организм очень ценным питательным веществом – животным белком.
14) Ещё один прекрасный источник белка – рыба. 15) Введя в своё меню рыбу, особенно морскую, вы вполне обеспечите свой организм кроме белка и такими полезными веществами, как йод, фосфор и др.
16) Сливочное масло содержит животные жиры, в нём есть витамины. 17) Масло лучше есть в натуральном виде (но не злоупотреблять им), так как во время жаренья в нём уничтожаются витамины и ухудшается его усвояемость. 18) В большинство блюд масло нужно добавлять уже после того, как они готовы. 19) Только свежее масло вкусно и полезно. 20) Все жиры, если они прогоркли, опасны для здоровья.
21) У того. кто ест много салатов, особенно из сырых овощей, как правило, хорошая кожа, изящная фигура и нет хлопот с желудком. 22) Свежие сырые овощи и фрукты – это главные поставщики витамина С и других витаминов, они содержат минеральные соли и в том числе железо и кальций, необходимые для ваших костей, зубов и крови. (По В.Кудашевой)
5.ПРИЗНАКИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА - НОВОЕ О СТАРЫХ ЗНАКОМЫХ (ПО В.КУДАШЕВОЙ)
Термины, понятия:
предл. 1 - белки, жиры, витамины
предл. 3 – организм
предл. 5 - граммов, фосфор, кальций, железо, витамине А
предл. 8 - молочный сахар
предл. 10 - кисломолочным продуктам, ацидофилину
предл. 13 - питательным веществом, животным белком
предл. 15 - йод
предл. 16 - животные жиры
предл. 17 - усвояемость
предл. 21 - желудком
предл. 22 - минеральные соли
Метафора:
предл. 9 - усваивает богатства
Олицетворение:
предл. 13 - (мясо) снабжает
Эпитет:
предл. 4 - хрупкой (скорлупки)
предл. 8 - чудесная, цветущем
предл. 14 - прекрасный
предл. 21 - хорошая, изящная
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
предл. 4 - скорлупки (суффикс - к)
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ В РАЗВИТИИ УМЕНИЯ ВНИКАТЬ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ!
7.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Н.Я.Дмитриева. Естествознание. 1 кл. М., Просвещение, 1991.
2.И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева, Н.В.Борзова. Естествознание. Учебник-хрестоматия для 3 кл. трёхлетней начальной школы, М., Просвещение, 1997.
3.Н.И.Ворожейкина, З.А.Клепинина. Окружающий мир. Учебник
для 4 кл. начальной школы. М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
4.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю.Шведовой. М., «Русский язык», 1990.
Назад в раздел