НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИЩА (ПО А.ДОРОХОВУ)
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИЩА (ПО А.ДОРОХОВУ)
План инфо-урока:
1.Учителю и родителю о том, как помочь ребёнку
2.Особенности научно-популярного стиля речи
3.Что такое термин, олицетворение, эпитет, сравнение и т.п.
4.Текст КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИЩА. (ПО А.ДОРОХОВУ)
5.Признаки научно-популярного текста КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИЩА (ПО А.ДОРОХОВУ)
Примеры
- терминов, понятий
- метафор
- олицетворений
- эпитетов
- слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
6.Используемая литература
1.УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЮ О ТОМ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
Читать готовые примеры по любому предмету и вникать в их смысл - полезное занятие.
Посоветуйте ребенку прочитать материал инфо-урока по русскому языку и вдумчиво рассмотреть примеры доказательств научно-популярного стиля. Такая работа улучшит результаты итоговой государственной проверки в 4 классе и станет основательной базой для обучения в 5 классе и ГИА – ЕГЭ. Обдумывание готовых примеров признаков научно-популярного текста способствует развитию умений находить эти признаки в тексте.
2.ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ РЕЧИ
Произведения научно-популярного стиля (подстиля) рассчитаны на широкий круг читателей, поэтому в них общенаучная лексика отличается от строго научной лексики более простым изложением научных понятий, специальных терминов.
Чтобы привлечь внимание читателей, авторы используют выразительные средства художественного стиля: эпитеты, олицетворения, сравнения и т.п.
3.ЧТО ТАКОЕ ТЕРМИН, ЭПИТЕТ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ
Термин - слово или словосочетание – название определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Например, летопись, дворянин, революция, республика, материк, морфема и др.
Эпитет (от греч. приложение) – слово, с помощью которого описывается предмет или явление и подчёркиваются его признаки, свойства, качества. В большинстве случаев эпитет – это такое имя прилагательное, с помощью которого создаётся яркий, выразительный образ. Например, нарядная березка, зеленокосая берёзка.
Но не каждое прилагательное может быть эпитетом. Например, парковая аллея. Прилагательное парковая - не эпитет.
Метафора - слово в переносном значении, например, Я стоял на носу парохода.
Олицетворение (разновидность метафоры) – слово (глагол) в переносном значении, с помощью которого неживой предмет уподобляется живому существу. Например, часы идут точно.
Сравнение - слово или несколько слов, с помощью которых один предмет сравнивается с другим. Например, я наблюдал за полётом быстрых, как молнии, стрижей.
4.ТЕКСТ - КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИЩА. (ПО А.ДОРОХОВУ)
В тексте выделены слова и словосочетания, которые являются доказательством, что это текст научно-популярный.
На следующем этапе уроке (5) есть пояснения.
КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИЩА. (ПО А.ДОРОХОВУ)
1)Процесс пищеварения начинается во рту. 2) Стоит глазам увидеть что-нибудь вкусное, а носу уловить аппетитный запах, как во рту появляется слюна. 3) Это начали работать слюнные железы. 4) Они выделяют слюну, и она по тонким канальцам, проложенным в щеках, стекает в рот. 5) Слюна смачивает попавшую в рот пищу, иначе её трудно будет разжевать и проглотить. 6) Размельчённый зубами и смоченный слюной кусочек хлеба или мяса превращается в мягкий комочек и легко проглатывается. 7) Он быстро проскальзывает вниз по широкой трубке пищевода и попадает прямо в желудок.
8) Желудок - это главное отделение « внутренней кухни». 9) В его мускулистых стенках находятся особые желёзки. 10) Они выделяют кислые соки, способные растворить большую часть веществ, из которых состоит пища.11) Пища, ещё находясь в ротовой полости, начала изменяться под воздействием слюны, а желёзки желудка уже готовятся принять частично изменённую пищу и продолжать переваривание. 12)Наш организм устроен очень хитро, он заранее готовится к принятию пищи, выделяя желудочный сок, как только мы подумаем о еде или её увидим. 13) Появляется аппетит.
14) Чем красивее выглядит еда, чем заманчивее она пахнет, тем больше выделяется слюны и желудочного сока, а это значит, что пища переварится быстрее и принесёт больше пользы. 15) Трудится желудок добросовестно, но медленно. 16) С сахаром или фруктами он справляется быстро, с мясом дольше. 17) Основное количество пищи в желудке переваривается около четырёх часов. 18) Однако один желудочный сок не может переработать все вещества, которые были в обеде или завтраке. 19) Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает по частям полупереваренную пищу дальше, в кишки. 20) А почему надо хорошенько прожёвывать пищу и не проглатывать слишком больших кусков? 21) Потому что этим мы задаём желудку непосильную работу. 22) Ему приходится браться не за своё дело - выполнять обязанности зубов и слюны.
23) И вот пища отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту тонкой кишки, уложенной петлями внутри живота. 24) Тонкий кишечник - самая длинная часть пищеварительной системы, шесть метров.
25) Жидкая кашица медленно движется по тёмным закоулкам, в которые выходят протоки различных желёзок. 26) Они выделяют свои соки и помогают перевариванию. 27) По мере того как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь, направляются в печень и разносятся по телу. 28) Оставшиеся непереваренными вещества продвигаются в последний отдел « внутренней кухни» - в толстую кишку. 29) Длина её около полутора метров. 30) Полезные кишечные микробы, постоянно живущие на стенках толстых кишок, перерабатывают уцелевшие остатки пищи. 31) В толстом кишечнике всасывается бόльшая часть воды из пищевой массы.
32) Так заканчивается длинное путешествие съеденной нами пищи. 33) В дорогу она отправилась в виде кусочка хлеба с маслом, супа, каши, котлеты, компота. 34) А к концу путешествия превратилась в маленькие капельки прозрачной жидкости. 35) Полное переваривание массы пищи совершается у здорового человека за 1-2 суток. 36) Половина этого времени приходится на продвижение в толстом кишечнике. 37) Полутвёрдые непереваренные отходы продвигаются вниз в прямую кишку и выбрасываются из организма. (По А.Дорохову)
6.ПРИЗНАКИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА - КАК ПУТЕШЕСТВУЕТ ПИЩА. (ПО А.ДОРОХОВУ)
Термины, понятия:
предл. 1 - процесс пищеварения
предл. 2 - носу, слюна
предл. 3 – слюнные железы
предл. 7 - пищевода, желудок
предл. 9 - мускулистых стенках
предл. 10 - веществ
предл. 11 – ротовой полости
предл. 12 - организм, желудочный сок
предл. 24 - тонкий кишечник, пищеварительной системы
предл. 27 - питательные вещества, печень
предл. 30 - микробы
предл. 31 – толстом кишечнике
предл. 37 - прямую кишку
Метафора (слово в переносном значении)
предл. 7 - трубке (пищевода)
предл. 23 - лабиринту (кишки)
предл. 25 - закоулкам
предл. 32 - путешествие (пищи)
Олицетворение:
название текста - путешествует (пища)
предл. 13 - появляется
предл. 15 - трудится
предл. 16 - справляется
предл. 33 - отправилась
Эпитет:
предл. 21 - непосильную
предл. 23 - извилистому
предл. 25 - тёмным
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
предл. 4 - канальцам (суффикс - ц)
предл. 6 - кусочек (суффикс -ек), комочек (суффикс - ек)
предл. 20 - хорошенько (суффикс - еньк)
предл. 25 - кашица (суффикс - иц)
предл. 34 - капельки (суффикс - к)
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ В РАЗВИТИИ УМЕНИЯ ВНИКАТЬ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ!
7.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Н.Я.Дмитриева. Естествознание. 1 кл. М., Просвещение, 1991.
2.И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева, Н.В.Борзова. Естествознание. Учебник-хрестоматия для 3 кл. трёхлетней начальной школы, М., Просвещение, 1997.
3.Н.И.Ворожейкина, З.А.Клепинина. Окружающий мир. Учебник
для 4 кл. начальной школы. М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
4.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю.Шведовой. М., «Русский язык», 1990.
Назад в раздел