|
Вариант 4
|
-
Подготовительный этап
- Чтобы выполнить тесты данного варианта, советуем
- 1) повторить термины, которые относятся к понятию – СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА;
- 2) рассмотреть примеры.
-
- АЛЛЕГО́РИЯ (иносказание). Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. В баснях и сказках: хитрость – в образе лисы; жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.
-
- АНА́ФОРА. Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
- Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков.
- Грозой снесённые мосты,
- Гроба с размытого кладбища. (А.Пушкин).
- Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.
- …Черноглазую девицу,
- Черногривого коня! (М.Лермонтов)
- Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов.
- Не напрасно дули ветры,
- Не напрасно шла гроза. (С.Есенин)
- Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех синтаксических конструкций.
- Брожу ли я вдоль улиц шумных,
- Вхожу ль во многолюдный храм,
- Сижу ль меж юношей безумных,
- Я предаюсь моим мечтам. (А.Пушкин).
- Анафора строфическая. Повторение одних и тех же элементов в начале строф. Например, в стихотворении М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
-
- АНТИТЕ́ЗА (противоположение). Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.
- Где стол был яств, там гроб стоит (Г.Державин).
- Антитеза часто строится на антонимах.
- Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Поговорка).
-
- АНТО́НИМЫ. Слова, имеющие противоположное значение.
- Хороший – плохой, добро – зло, рано – поздно.
- Многозначность слова обусловливает наличие у одного и того же слова не одного, а нескольких антонимов.
- Низкий забор – высокий забор;
- низкий поступок – благородный поступок.
-
- АРХАИ́ЗМЫ (древний). Устарелые для определённой эпохи, вышедшие из употребления слова и выражения, заменённые другими.
- Вотще (напрасно, тщетно)
- Сей (этот)
- Выя (шея)
- Живот (жизнь)
- Сущий (существующий)
- Зерцало (зеркало)
- Используются для
- воссоздания исторического колорита эпохи
- придания речи оттенка торжественности
- создания комического эффекта, иронии, сатиры, пародии
- речевой характеристики героя
- БЕССОЮ́ЗИЕ. Бессоюзная связь однородных членов простого предложения или частей сложного предложения.
- Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин).
- Волков бояться – в лес не ходить.
-
- ГИПЕ́РБОЛА. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.
- Часто переплетается с другими средствами – метафорами, олицетворениями, сравнениями и др.
- В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский).
- Тургенев называл вдохновение «приближением бога», озарением человека мыслью и чувством. (К.Паустовский).
-
- ГРАДА́ЦИЯ (постепенное усиление). Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.
- Пришёл, увидел, победил. (Юлий Цезарь). Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С.Аксаков).
-
- ДИАЛЕКТИ́ЗМЫ (диалектные слова). Слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности.
- Диалектизмы грамматические. Диалектизмы, проявляющиеся в склонении, образовании форм частей речи и т.д. Чует кошка, чью мясу съела. (М.Шолохов).
- Диалектизмы лексико-фонетические. Слова с иной, чем в литературном языке, огласовкой. Вострый (острый), пинжак (пиджак), слухать (слушать).
- Диалектизмы словообразовательные. Слова с иной словообразовательной структурой, чем у однокоренных литературных синонимов. Бечь (бежать), гуска (гусыня), дожжок (дождик).
- Диалектизмы собственно лексические. Местные названия предметов и явлений, имеющих в литературном языке иные наименования. Баз (крытый двор для скота), бурак (свекла), векша (белка), кочет (петух), стерня (жнивьё).
- Диалектизмы этнографические. Местные названия местных предметов. Обедник, побережник, полуношник, шалоник (названия ветров у поморов), журавель (рычаг для подъёма воды из колодца), коты (берестяные лапти), новина (суровый холст).
-
- ИНВЕ́РСИЯ(перестановка, переворачивание). Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок.
- Инверсия подлежащего и сказуемого.
- Гораздо интереснее оказались морские коньки. (В.Катаев).
- Сравните прямой порядок. Морские коньки оказались гораздо интереснее.
- Инверсия дополнения.
- Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.Пушкин).
- Сравните прямой порядок: Его сметливость и тонкость чутья поразилименя.
-
- ИРОНИЯ (притворство, насмешка). Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, содержащего в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А.Крылов) ( в обращении к ослу).
-
- ИСТОРИ́ЗМЫ. Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали.
- Боярин, дьяк, опричник, урядник, арбалет.
-
- ЛИТО́ТА (простота, малость, умеренность). Образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины силы, значения изображаемого предмета или явления; троп, противоположный гиперболе. Литота есть в народных сказках: «мальчик с пальчик», «избушка на курьих ножках», «мужичок с ноготок». Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов). Солнце им (людям) казалось большим фонарём, светившим им полгода, а чудное сияние в полугодовую ночь – отблеском большого зажжённого костра дров. (В.Белинский).
-
- МЕТА́ФОРА (перенос). Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
- Метафора простая: нос корабля, ножка стола, заря жизни, говор волн, град пуль, закат пылает, льётся речь.
- Метафора развёрнутая. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький).
- Метафора лексическая. Стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги.
-
- МЕТОНИ́МИЯ. Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними (между предметом и материалом, из которого предмет сделан; Не то насеребре – на золоте едал. (А.Грибоедов);
- между содержимым и содержащим: Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (И.Крылов);
- между действием и орудием этого действия: Перо его местию дышит. (А.К.Толстой);
- между автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин);
- между местом и людьми, находящимися на этом месте: Но тих был наш бивак открытый. (М.Лермонтов).
-
- МНОГОСОЮ́ЗИЕ. Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Короленко). Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.Чехов).
-
- ОКСЮ́МОРОН(остроумно-глупое). Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество.
- Горькая радость
- Звонкая тишина
- Красноречивое молчание
- Сладкая скорбь
- Грустная радость
- Л.Толстой «Живой труп»
- Ю.Бондарев «Горячий снег»
-
- ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ. Троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятии, живому существу, не наделённому сознанием, при- писываются качества или действия, присущие человеку, - дар речи, способность мыслить и чувствовать. Разновидность метафоры.
- Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве. (Ю.Нагибин).
-
- ПАРАФРА́З (ПАРАФРА́ЗА). ПЕРИФРА́З (ПЕРИФРА́ЗА).
- 1.Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Пишущий эти строки.
- 2.Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (вместо «лев»); туманный Альбион (вместо «Англия»);
-
- ПАРЦЕЛЛЯ́ЦИЯ. Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Г.Успенский).
-
- РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС. Предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа.
- На кого не действует новизна? (А.Чехов).
- Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (В.Непомнящий).
-
- СИНЕ́КДОХА (соподразумевание). Один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Наиболее употребительны следующие виды синекдохи:
- - часть явления называется в значении целого:
- А в двери – бушлаты,
- шинели,
- тулупы… (В.Маяковский)
- - целое в значении части:
- - Ах, ты вон как! Драться каской?
- Ну не подлый ли народ! (А.Твардовский)
- - единственное число в значении общего и даже всеобщего:
- Там стонет человек от рабства и цепей… (М.Лермонтов)
- - замена числа множеством:
- Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. (А.Блок)
- - замена видового понятия родовым:
- «Ну что ж,
- Садись, светило!» (В.Маяковский)
-
- СИНТАКСИ́ЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ. Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи.
- Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (В.Брюсов).
-
- СРАВНЕ́НИЕ. Образное выражение, построенное на сопоставлении, уподоблении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается художественное значение первого предмета.
- Как крылья доброй птицы, обнимают полукружья колоннады Казанского собора… (Л. Казакова).
-
- ТРОП (поворот). Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, сравнение, эпитет.
-
- ФИГУРА РЕЧИ (фигура риторическая, фигура стилистическая). Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.
-
- ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ. Лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Бить баклуши, ничтоже сумняшеся, зарыть талант в землю, закадычный друг.
-
- Э́ЛЛИПСИС (выпадение, опущение). Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Толстой).
-
- ЭПИ́ТЕТ. Образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного (часто метафорического) прилагательного.
- Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты… (Ю.Нагибин).
- Метафорический эпитет соединяет в себе признаки метафоры и эпитета.
- Без читателя не только наши книги, но все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина – всего лишь немая и мёртвая груда бумаги. (С.Маршак).
Пройти тест для самопроверки
Вариант 3 |
Описание курса
| Вариант 5
|
|
Здравствуйте, автолюбители!
Ищете опытный автосервис, который специализируется на ремонте...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв.
Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ.
Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»
Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
|