Здравствуйте, одиннадцатиклассники!
Открываем тему «КЛИШЕ» ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ЕГЭ.
Предлагаем Вам следующий способ подготовки к сочинению.
Цель: обогатить речевой запас словосочетаний, мини-фрагментов [может быть, не совсем корректно, но попробуем назвать их словом «КЛИШЕ»] - для сочинения.
Для этой цели необходимо проанализировать тексты и выбрать из них разнообразные фразы, которые потом можно использовать для сочинения.
«Клише» в тексте выделены жирным шрифтом, а после текста оформлены отдельно с указанием номера предложения.
Дополнительная работа – формулировка проблем, заключённых в конкретном тексте.
Сведения об авторе статьи
Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской» прозы. Много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки.
Произведения:
Капля росы
Как выпить солнце
Имеющий в руках цветы
Мать-мачеха
Жить на земле
Письма из Русского музея
Не прячьтесь от дождя
Разрыв-трава
Славянская тетрадь
Слово живое и мёртвое
Камешки на ладони
Время собирать камни
Продолжение времени
и др.
Проблема (вопрос) данного текста - КАК ПРИРОДА ВЛИЯЕТ НА ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.
ТЕКСТ
1)Природа кормила, поила, одевала человека, но она же, с её волнующей, божественной красотой, всегда влияла на его душу, порождая в ней удивление, преклонение и восторг, о чём свидетельствует, например, художественная литература. 2)Прочитаем отрывок из повести Л.Н.Толстого. 3)Этот фрагмент о том, как Оленин едет на перекладных из Москвы на Кавказ. «…Как ни старался, он не мог найти ничего хорошего в виде гор, про которые он столько читал и слышал. 5)Он подумал, что «…особенная красота снеговых гор… есть такая же выдумка, как музыка Баха и любовь к женщине, в которые не верилось. 6)Но на другой день, рано утром, он проснулся от свежести в своей перекладной и равнодушно взглянул направо. 7)Утро было совершенно ясное. 8)Вдруг он увидел, шагах в двадцати от себя, как ему показалось в первую минуту, чисто-белые громады с их нежными очертаниями и причудливую, отчётливую воздушную линию их вершин и далёкого неба. 9)И когда он понял… всю громадность гор, и когда почувствовалась ему вся бесконечность этой красоты, он испугался, что это призрак, сон. 10)Он встряхнулся, чтобы проснуться. 11)Горы были всё те же. 12)…С этой минуты всё, что… он чувствовал, получало для него новый, строго величавый характер гор. 13)Все московские воспоминания, стыд и раскаяние, все пошлые мечты о Кавказе – всё исчезло и не возвращалось более».
14)Итак, красота гор развеяла всё мелочное в душе, вызвав к жизни новые, светлые силы, облагородила человека. 15)При виде величавых белоснежных гор, глубокой синевы, морского простора, тихой берёзовой рощи, колосящейся нивы вдруг тает в душе задёрганного жизнью человека вся накипь, всё мелкое, суетное, временное. 16)Душа прикасается к возвышенному и вечному. 17) «И в небесах я вижу Бога», - сказал про такую минуту наш поэт Лермонтов. 18)Это, конечно, уровень восприятия красоты высокоразвитым, культурным, именно цивилизованным человеком. 19)Но несомненно, что всегда красота природы по-своему воздействует на каждого человека и организовывает его сознание, воспитывает его, делает добрее, лучше, богаче. 20)Пейзаж – это красота, а красота – категория духовная. 21)Недаром пейзаж издревле сделался объектом искусства, объектом живописи, литературы, даже музыки. 22)Надо отдать природе справедливость, что при созерцании её возникают в душе человека самые возвышенные, чистые, светлые чувства, высокие помыслы – и в этом драгоценное, неоценимое свойство природы. (По В.Солоухину).
Перед Вами выбранные из текста «клише». Вы можете сократить некоторые из них или убрать совсем, потому есть синонимичные. Выбор за Вами!
1) природа кормит, поит, одевает человека
влияет на душу
порождает в душе человека удивление, преклонение и восторг
14) развевает все мелочное в душе
вызывает к жизни новые, светлые силы
облагораживает человека
15) тает в душе задерганного жизнью человека всё мелкое, суетное, временное
16) Душа прикасается к возвышенному и вечному.
18) уровень восприятия красоты
19) …всегда красота природы по-своему воздействует на каждого человека и организовывает его сознание, воспитывает его, делает добрее, лучше, богаче.
20) Пейзаж — это красота, а красота — категория духовная.
22)… при созерцании природы возникают в душе человека самые возвышенные, чистые, светлые чувства, высокие помыслы…
драгоценное, неоценимое свойство природы
К данным клише впоследствии добавятся ещё некоторые. Советуем систематизировать их по темам и запоминать. Они помогут Вам на ЕГЭ подобрать нужные фразы в соответствии с Вашими умозаключениями. Мы уверены, что такой речевой запас «клише» поможет Вам на ЕГЭ.
Будем благодарны автору данной статьи (и в дальнейшем всем другим писателям, учёным-литературоведам, учёным-лингвистам) за благородные мысли, за их богатый духовный мир, за возможность использования их мыслей для обогащения нашей речи.
Открываем тему «КЛИШЕ» ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ЕГЭ.
Предлагаем Вам следующий способ подготовки к сочинению.
Цель: обогатить речевой запас словосочетаний, мини-фрагментов [может быть, не совсем корректно, но попробуем назвать их словом «КЛИШЕ»] - для сочинения.
Для этой цели необходимо проанализировать тексты и выбрать из них разнообразные фразы, которые потом можно использовать для сочинения.
«Клише» в тексте выделены жирным шрифтом, а после текста оформлены отдельно с указанием номера предложения.
Дополнительная работа – формулировка проблем, заключённых в конкретном тексте.
Сведения об авторе статьи
Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской» прозы. Много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки.
Произведения:
Капля росы
Как выпить солнце
Имеющий в руках цветы
Мать-мачеха
Жить на земле
Письма из Русского музея
Не прячьтесь от дождя
Разрыв-трава
Славянская тетрадь
Слово живое и мёртвое
Камешки на ладони
Время собирать камни
Продолжение времени
и др.
Проблема (вопрос) данного текста - КАК ПРИРОДА ВЛИЯЕТ НА ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.
ТЕКСТ
1)Природа кормила, поила, одевала человека, но она же, с её волнующей, божественной красотой, всегда влияла на его душу, порождая в ней удивление, преклонение и восторг, о чём свидетельствует, например, художественная литература. 2)Прочитаем отрывок из повести Л.Н.Толстого. 3)Этот фрагмент о том, как Оленин едет на перекладных из Москвы на Кавказ. «…Как ни старался, он не мог найти ничего хорошего в виде гор, про которые он столько читал и слышал. 5)Он подумал, что «…особенная красота снеговых гор… есть такая же выдумка, как музыка Баха и любовь к женщине, в которые не верилось. 6)Но на другой день, рано утром, он проснулся от свежести в своей перекладной и равнодушно взглянул направо. 7)Утро было совершенно ясное. 8)Вдруг он увидел, шагах в двадцати от себя, как ему показалось в первую минуту, чисто-белые громады с их нежными очертаниями и причудливую, отчётливую воздушную линию их вершин и далёкого неба. 9)И когда он понял… всю громадность гор, и когда почувствовалась ему вся бесконечность этой красоты, он испугался, что это призрак, сон. 10)Он встряхнулся, чтобы проснуться. 11)Горы были всё те же. 12)…С этой минуты всё, что… он чувствовал, получало для него новый, строго величавый характер гор. 13)Все московские воспоминания, стыд и раскаяние, все пошлые мечты о Кавказе – всё исчезло и не возвращалось более».
14)Итак, красота гор развеяла всё мелочное в душе, вызвав к жизни новые, светлые силы, облагородила человека. 15)При виде величавых белоснежных гор, глубокой синевы, морского простора, тихой берёзовой рощи, колосящейся нивы вдруг тает в душе задёрганного жизнью человека вся накипь, всё мелкое, суетное, временное. 16)Душа прикасается к возвышенному и вечному. 17) «И в небесах я вижу Бога», - сказал про такую минуту наш поэт Лермонтов. 18)Это, конечно, уровень восприятия красоты высокоразвитым, культурным, именно цивилизованным человеком. 19)Но несомненно, что всегда красота природы по-своему воздействует на каждого человека и организовывает его сознание, воспитывает его, делает добрее, лучше, богаче. 20)Пейзаж – это красота, а красота – категория духовная. 21)Недаром пейзаж издревле сделался объектом искусства, объектом живописи, литературы, даже музыки. 22)Надо отдать природе справедливость, что при созерцании её возникают в душе человека самые возвышенные, чистые, светлые чувства, высокие помыслы – и в этом драгоценное, неоценимое свойство природы. (По В.Солоухину).
Перед Вами выбранные из текста «клише». Вы можете сократить некоторые из них или убрать совсем, потому есть синонимичные. Выбор за Вами!
1) природа кормит, поит, одевает человека
влияет на душу
порождает в душе человека удивление, преклонение и восторг
14) развевает все мелочное в душе
вызывает к жизни новые, светлые силы
облагораживает человека
15) тает в душе задерганного жизнью человека всё мелкое, суетное, временное
16) Душа прикасается к возвышенному и вечному.
18) уровень восприятия красоты
19) …всегда красота природы по-своему воздействует на каждого человека и организовывает его сознание, воспитывает его, делает добрее, лучше, богаче.
20) Пейзаж — это красота, а красота — категория духовная.
22)… при созерцании природы возникают в душе человека самые возвышенные, чистые, светлые чувства, высокие помыслы…
драгоценное, неоценимое свойство природы
К данным клише впоследствии добавятся ещё некоторые. Советуем систематизировать их по темам и запоминать. Они помогут Вам на ЕГЭ подобрать нужные фразы в соответствии с Вашими умозаключениями. Мы уверены, что такой речевой запас «клише» поможет Вам на ЕГЭ.
Будем благодарны автору данной статьи (и в дальнейшем всем другим писателям, учёным-литературоведам, учёным-лингвистам) за благородные мысли, за их богатый духовный мир, за возможность использования их мыслей для обогащения нашей речи.