Как новгородцы на Югру ходили. По П.Алешковскому. /Рассказы о новгородцах – отважных мореплавателях ХІІ века/. Часть 1. Дети — новгородцы узнают о человеке, побывавшем за Уральскими горами
- Дорогие ребята!
-
- Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации.
- Постарайтесь выполнить эти задания.
-
- 1.Прочитайте текст.
-
- 2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения. Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.
-
- 3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста.
-
- Тема – о ком или о чём говорится в тексте.
- Основная мысль – в чём автор хотел убедить читателя.
-
- 4.Определите жанр произведения.
-
- народная сказка
- литературная сказка
- рассказ
- басня
- стихотворение
- былина
-
- 5. Где происходят события?
-
- 6.Назовите главных героев произведения.
-
- 7.Чтобы выполнить этот тип задания – восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста – вам необходимо составить план прочитанного текста.
-
- Как новгородцы на Югру ходили
-
- Большое у новгородского боярина Моислава Поповича хозяйство, богатое: два дома, амбары, сараи, конюшня, скотный двор, птичник.
- Днём в малой избе старый Прокша, дядя Моислава Поповича, учит детей грамоте: скажет слово – дети запишут. Потом ходит – проверяет, исправляет ошибки.
- Вдоль стен – лавки сосновые. На них сидят дети, и среди них – Матвейка, старший сын Моислава Поповича. У всех учеников в руках церы – дощечки, покрытые мягким воском, на них буквы выводят. У каждого и писало – бронзовая палочка. Один конец острый, чтоб буквы по воску процарапывать, другой – плоский ошибки стирать.
- - Ладно, ребята, кончайте писать, слушайте, что расскажу вам, - говорит Прокша. – Был я вчера на городском вече (см. 1). Бояре держали совет, кому в этом году за данью собираться. Лето прошло. Полевые работы закончены. Урожай собран. Пора отправлять на далёкую Северную Двину (см. 2) караван судов за данью. Выбрали, Матвейка, твоего отца – Моислава Поповича. Опасный поход будет. Но сам поход за данью ещё полдела. Наказало вече Моиславу Поповичу найти богатые земли Югорские.
- Никто из ребят не знает, где они, эти земли, слушают учителя – интересно.
- - Давным-давно, - продолжал рассказ Прокша, - старики старикам рассказывали, ходил новгородец один на Двину. Звали его Гюрята Рогович. Собрал он дань и решился дальше отправиться, в новые земли. Долго шёл и вышел к высоким горам, которые упирались прямо в небо. Увидал Гюрята в горах узкую расселину между скалами, зашёл в неё. Шёл, шёл и оказался в краю, где живёт племя Югорское…Увидали югричи у новгородцев оружие железное, говорят что-то по-своему быстро-быстро. Сообразил Гюрята, что железо Югре (см. 4) в новинку, предложил на меха меняться. Югричи на всё согласны, меха несут – в их лесах соболя да куницы видимо-невидимо.
- Заплутал на обратном пути Гюрята. Стали у него люди путь до Югорских земель выведывать, а он и сказать не может. Так и не нашли по сей день дороги в Югру, а многие искали. Вот и отец твой, Матвейка, тоже счастья попытает. Найдёт Югру – большое богатство городу принесёт, да и сам внакладе (см. 3) не останется.
-
-
- Сноски
-
- 1. Вече – народное собрание в Древней Руси, высший орган городской власти.
-
- 2. Северная Двина – река на севере Европейской части России.
-
-
- 3. Внакладе - в убытке.
-
- 4. Югра (Югорская земля) — историческое название в 12-17 вв. Северного Урала и побережья Северного Ледовитого океана. Слово Югра сохранилось в географических названий (Югорский шар, Югорский полуостров). В начале 21 века название Югра утвердилось за территорией Ханты-Мансийского округа (в составе Тюменской области). Входит в состав Уральского федерального округа.
-
-
Назад в раздел
