О жизни славянской. По книге Л.Обуховой «Званка – сын Добрилы». (Набег печенегов)
Дорогие ребята!
Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации.
Постарайтесь выполнить эти задания.
1.Прочитайте текст.
2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения. Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.
3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста.
- Тема – о ком или о чём говорится в тексте.
- Основная мысль – в чём автор хотел убедить читателя.
4.Определите жанр произведения.
- народная сказка
- литературная сказка
- рассказ
- басня
- стихотворение
- былина
5. Где происходят события?
6.Назовите главных героев произведения.
7.Чтобы выполнить этот тип задания – восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста – вам необходимо составить план прочитанного текста.
О жизни славянской. По книге Л.Обуховой «Званка – сын Добрилы». (Набег печенегов).
Снова наступила весна. Сошли льдины с рек, прошумела, заливая берега, мутная пенная вода. Земля приукрасилась свежей травой. Молодые листья на берёзах вспыхнули, будто зелёные огоньки! Вот уже и красное лето не за горами.
Мать Званки ещё при ясном месяце отправилась собирать на лужайках семь цветов, чтобы сварить из них отвар – питьё от многих хворей. Цветы эти росли потаённо и при дневном свете теряли свою силу. «Только в чародейную ночь, когда реки текут серебром, а деревья разговаривают друг с другом и переходят с места на место, можно найти такие волшебные цветики», - говорила Красава.
Но вернулась она быстрей быстрого. И цветов не нарвала. Заря едва занималась маковым румянцем.
- Чужие кони ржут в степи! – вскричала, запыхавшись, мать. – Печенеги идут!
Добрило-пахарь вскочил на ноги. Куда уж тут раздумывать! Надо в крепость знак подать. Самим спасаться некогда.
- Неси, жена, горячий уголёк. Из очага. Поджигай проворней крышу! А ты, Званка, садись на коня, да не в крепость скачи, а между холмами, к родичам. Но если увидишь, что дым и огонь у них над избами, то свороти в сторону. А нет, так ступай сам к княжью дружину, знать, выпала тебе судьба меч носить, а не землю пахать!
Пока Добрило давал торопливые наставления сыну да клал первую стрелу на лук, чтобы встретить врагов, мать успела лишь кинуть полотенце с разноцветным узором. Закричала со слезами:
- Сбереги, сынок, прощанье материнское! Шибче скачи, на нас не оглядывайся!
Но, прежде чем обогнуть холм, Званка всё-таки оборотился в сторону родного дома. Столбом стоял дым над подожжённой соломенной крышей. И ещё увидел он: летят в сторону степи по свежему ветру все их поднебесные змеи. Мочальные хвосты пылают, будто струи огня текут. Донёсся дальний вскрик печенегов: удивили их, видно, огненные летунцы!
- Всё равно не будет вам проходу на русскую землю, вороны вы пустопёрые! – твердил Званка сквозь слёзы.
Дымом пожарища встретило мальчика издали селенье родичей. Помня приказ отца, Званка поворотил коня прочь, не доезжая.
Так оно и шло дальше все дни. Куда ни добредёт усталый конь, там перед глазами только дым да пепел. Видно, целая тьма врагов навалилась на их край! Не сумели отбиться малые крепости… Плач и стон стояли окрест.
Званка скакал не останавливаясь. Он знал, что поступает, как дóлжно, выполняя наказ отца. Ведь и отец жил по законам деда Доброслава. А того наставляли предки. Так и держалась век от веку русская земля.
Назад в раздел
