Б.Емельянов. Мамины руки.
Дорогие ребята!
Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации.
Постарайтесь выполнить эти задания.
1.Прочитайте текст.
2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения. Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.
3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста.
- Тема – о ком или о чём говорится в тексте.
- Основная мысль – в чём автор хотел убедить читателя.
4.Определите жанр произведения.
- народная сказка
- литературная сказка
- рассказ
- басня
- стихотворение
- былина
5. Где происходят события?
6.Назовите главных героев произведения.
7.Чтобы выполнить этот тип задания – восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста – вам необходимо составить план прочитанного текста.
Мамины руки
Такой это был несчастный, нехороший день! С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.
Вечером мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый , мол, день капризничает девчонка, и никакого сладу с ней нет. Мама спросила:
- Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? – и положила Маше на лоб свою руку.
Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые. На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
- Фу, - сказала она. – Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
- Ну вот! – удивилась мама. – Сколько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
- Жёсткие, - ответила Маша. – Царапаются.
Мама посмотрела на свои руки. Маше показалось, - грустно.
- Руки обыкновенные, - сказала мама. – Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.
Встала и ушла в ванную мыться. Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, да бабушка не пустила.
- Сиди! – сказала бабушка грозно. – Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано – на десять таких, как ты, хватит; полотном, которое мать наткала, пол-Земли устлать можно. Даром что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Встанешь к станкам на материно место – дай тебе Бог такой быть, обидчица!
- Я её обидеть не хотела, - сказала Маша, плача.
- Не хотела, да обидела, - сказала бабушка. – Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое… Я бы на её месте тебе как полагается всыпала горячих… Надрала бы уши.
Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась в чём дело.
- Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, - сказала она. – Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте…
- Знаю, знаю! – закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. – Знаю.
- Ничего ты не знаешь, - сказала мама. – А если знаешь – говори.
- Знаю, - сказала Маша. – Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я ведь твои руки обидела.
- Ну и надеру, - сказала мама. – Чтоб не обижала.
- Бабушка тоже говорила, - сказала Маша из угла, - что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём – вы обе не можете.
Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.
Назад в раздел