Мне не хватает дедушкиного дома. По Ф.Искандеру
- Дорогие ребята!
-
- Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации.
- Постарайтесь выполнить эти задания.
-
- 1.Прочитайте текст.
-
- 2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения. Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.
-
- 3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста.
-
- Тема – о ком или о чём говорится в тексте.
- Основная мысль – в чём автор хотел убедить читателя.
-
- 4.Определите жанр произведения.
-
- народная сказка
- литературная сказка
- рассказ
- басня
- стихотворение
- былина
-
- 5. Где происходят события?
-
- 6.Назовите главных героев произведения.
-
- 7.Чтобы выполнить этот тип задания – восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста – вам необходимо составить план прочитанного текста.
-
- Мне не хватает дедушкиного дома
-
- Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.
- Может быть, потому что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые уехали в город или поближе к нему. А когда он стоял, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.
- Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным (см. 1) дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает свое жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.
- Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром (см. 2) грецкого ореха.
- Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зелёной кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!
- Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с её земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжёлой скамьёй, стоящей у очага. На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.
- Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины (см. 3) в гору, или с горы в ложбину.
- Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!
- Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.
-
- Фази́ль Абду́лович Исканде́р (род. 1929) — российский писатель.
- Государственная премия СССР (1989) — за роман «Сандро из Чегема»
- Пушкинская премия (1993)
- Государственная премия России (1994) и др.
-
- Стихи:
-
- Горные тропы. Стихи, 1957
- Доброта земли. Стихи, 1959
- Зеленый дождь. Стихи, 1969
- Летний лес. Стихи, 1969
- Путь. Стихи, 1987
-
- Проза:
-
- Дерево детства, 1970
- День Чика // «Юность», 1971, № 10 //
- Сандро из Чегема // «Новый мир», 1973, № 8-11, отд. изд. — 1977//
- Под сенью грецкого ореха, 1979
- Защита Чика, 1983
- Тринадцатый подвиг Геракла
- И др.
-
- Сноски
-
- 1. Очажный – очаг – место для разведения и поддержания огня.
- 2. Шатёр – большая палатка, крытая тканью, коврами. (В тексте употреблено в переносном значении).
- 3. Котловина – понижение, впадина на земной поверхности или на дне моря, океана.
-
Назад в раздел