Занятие № 16
Занятие начнём с задания. Определите правильные формы употребления имён существительных.
У обеих сестёр или у обоих сестёр?
Опытные шофёры или опытные шоферá?
Пять килограммов или пять килограмм?
Ответ: первые формы.
Сведения о формах слов разных частей речи и правильном их употреблении изучаются в младших классах. Из опыта известно, что запоминать эти формы надо как те или иные правила.
P.S. Жаль, что в школьных учебниках в процессе изучения тех или иных частей речи сведений о таких формах очень мало. Наиболее употребительные формы неплохо бы публиковать в конце учебника каждого класса в виде справочных материалов.
Часто в устной речи люди употребляют формы разных частей речи неправильно. Для окружающих эти ошибки не заметны.
Среди старшеклассников бытует мнение, что на экзамене тестовое задание, в котором надо найти грамматическую ошибку употреблении формы слова можно выполнить … интуитивно. Позвольте с Вами не согласиться.
Для выполнения такого тестового задания необходимо знать точные теоретические сведения.
Прочитайте теоретические сведения о наиболее употребительных формах имён существительных именительного падежа множественного числа
Обратите внимание на место ударения в словах.
Советуем читать формы слов неоднократно. Настройтесь на запоминание!
-а, - я |
-ы, -и |
директорá |
бухгáлтеры |
инспектора |
диспéтчеры |
профессорá сторожá |
инженéры констрýкторы |
фельдшерá |
лéкторы |
паспортá |
редáкторы |
|
слéсари |
|
трéнеры |
|
шофёры |
|
договóры |
|
тóрты |
Наиболее употребительные формы имён существительных родительного падежа множественного числа
Названия национальностей
-ов |
нулевое |
казахов |
армян |
калмыков |
башкир |
киргизов |
болгар |
монголов |
бурят |
таджиков |
грузин |
узбеков |
румын |
якутов |
татар |
|
турок |
|
цыган |
Названия предметов и явлений
-ов |
нулевое |
браслетов |
мест |
нервов |
óкон |
рельсов |
стёкол |
Растительный мир
-ов |
нулевое |
абрикосов |
яблок |
ананасов |
|
апельсинов |
|
баклажанов |
|
бананов |
|
георгинов |
|
мандаринов |
|
помидоров |
|
томатов |
|
Единицы измерения
- ов |
нулевое окончание |
байтов |
ампер |
гектаров |
бит |
граммов |
вольт |
килограммов |
рентген |
километров |
|
Парные предметы
- ов |
нулевое окончание |
джинсов |
ботинок |
гольфов |
валенок |
носков |
сапог |
|
чулок |
|
|
Проконтролируйте себя, выполнив следующие задания.
Задание № 1
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) многие директора
2) вкусные торта
3) одиннадцать байтов
4) профессиональные шофёры
Ответ: 2.
Задание № 2
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) много цыган
2) две пары носок
3) килограмм яблок
4) нет мест
Ответ: 2.
В конце занятия обобщим наиболее распространённые формы имён существительных. Будем читать сначала правильную форму, а потом – неправильную.
Директорá - не дирéкторы
Профессорá - не профéссоры
Шофёры - не шоферá
Договóры - не договорá
Тóрты - не торты´ и не тортá
Много якутов - не много якут
Нет грузин - не нет грузинов
Пять яблок - не пять яблоков
Килограмм помидоров – не килограмм помидор
Красивых чулок - не красивых чулков
На следующем занятии будем повторять употребление форм прилагательных.
Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
Автор-составитель - учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь
Назад в раздел