Корень
Прочитаем информацию.
Корень – основной вегетативный орган растения, выполняющий две главные функции: закрепляющую и питательную.
СТРОЕНИЕ КОРНЯ
Корень является осевым органом с радиальной симметрией.
На продольном разрезе молодого корня видны 4 зоны:
Зона |
Характеристика/описание |
Рисунок |
деления |
Расположена на самом кончике корня. Размеры – 2-3 мм. Состоит из клеток образовательной ткани (меристемы), которые постоянно делятся. Из них ведут начало все другие клетки корня. От повреждений зона корня покрыта корневым чехликом. Корневой чехлик есть у всех растений, которые растут на суше. |
|
роста (растяжения) |
Размеры – несколько миллиметров. Клетки растут, растягиваются, приобретают постоянную форму и размер. Во время роста клеток эта зона продвигает кончик корня с зоной деления и корневым чехликом вглубь грунта. | |
всасывания (зона корневых волосков) |
Размеры – 5-20 мм. Покрыта корневыми волосками, которые всасывают из почвы питательные вещества. | |
проведения |
Размеры – наиболее длинная (до нескольких метров). Клетки проводят в наземные органы воду и минеральные вещества, а вниз от листьев к верхушкам корней – органические. Происходит ветвление корней. |
РАЗНОВИДНОСТИ КОРНЕЙ
Главный корень |
Образуется из зародышевого и сохраняется на протяжении всей жизни. Всегда один. |
|
Боковые корни |
Ответвляются от корней (главного, дополнительных, боковых). Образуют при ветвлении корни 2-го, 3-го и т. д. порядка. | |
Придаточные корни |
Образуются в любой части растения (стебле, листьях). |
ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ
Корневая система – совокупность всех корней одного растения.
С Т Е Р Ж Н Е В А Я |
Имеет хорошо развитый главный корень, который развивается из зародышевого и ветвится за счет боковых корней. Главный корень способен проникать на значительную глубину. Боковые и придаточные корни развиты плохо. Наблюдается только у семенных растений (больше у двудольных). |
|
М О Ч К О В А Т А Я |
Образована совокупностью придаточных корней, растущих от стебля, и боковых корней. Главный корень в ней неразличим. Формируется во время кущения. На подземной части стебля при этом образуется узел кущения, из которого развиваются дополнительные побеги, то есть происходит подземное ветвление стебля, с многочисленными дополнительными корнями. Часто наблюдается у злаков. |
Корни могут видоизменяться, в связи с изменением функций (метаморфозы).
В зависимости от этих видоизменений корни делят на типы:
ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ
Запасающие |
Корнеплод – утолщенный главный корень, откладывающий запасные вещества. Например, у редиса, моркови, свеклы, редьки, репы и т.д. Корневые клубни (корнеклубни) Утолщенные боковые или дополнительные корни, откладывающие запасные вещества. Например, у георгина, батата и др. Присутствуют у растений-корнеплодов, корневищных растений. |
Корнеклубни якона Корнеплоды свеклы
|
Втягивающие (контрактильные) |
Имеются у многих луковичных, клубнелуковичных, корневищных растений. |
|
Корни-присоски (гаустории) |
Своеобразные придаточные корни, образующиеся для прикрепления к другим растениям и потребления питательных веществ от них. Характерны для растений-паразитов: например, омела, повилика и др. Имеют все паразитические и полупаразитические растения. |
Корни-присоски повилики
|
Корни-прицепки |
Дополнительные короткие корни, образующиеся на вьющихся стеблях, для прикрепления к опоре. Например у плюща, фикуса цепкого и др. |
Корни-прицепки плюща |
Дыхательные (пневматофоры) |
Боковые корни, образующиеся для потребления кислорода из воздуха. Являются вспомогательными. Образуются у взрослых растений только тогда, когда их надолго заливает вода. Это часто происходит в мангровых зарослях. Присутствуют у древесных тропических растений, которые обитают на заболоченных морских побережьях, т.к. у них затруднена аэрация (естественное проветривание) |
Корни мангровых деревьев
|
Ходульные (опорные) |
Боковые корни, образующиеся для опоры. Представляют собой вертикальные надземные отростки, которые напоминают доски, прислоненные к деревьям. Например, у деревьев - вяз, бук, тополь
Присутствуют у тропических растений, растущих на заболоченных почвах или в полосе прилива. Служат опорой. |
Корни бразильской пальмы
|
Досковидные |
Характерны для крупных тропических деревьев. |
|
Корневые отпрыски (корневая поросль) |
Присутствуют у многолетних растений. Служат для вегетативного размножения |
|
Бактериальные клубеньки |
Боковые корни, в которых поселяются бактерии и способствуют растению усваивать азот из почвы. Например у бобовых растений (горох, боб и др.) |
Клубеньки люпина
|
Основные функции корня
- обеспечивает закрепление растения в почве
- всасывание почвенного водного раствора солей и транспорт его к надземным частям растения
Дополнительные функции корня
- запасание питательных веществ
- фотосинтез
- дыхание
- вегетативное размножение
- выделение
- взаимодействие с корнями других растений (симбиоз), грибами, микроорганизмами
Сноски
Корневой чехлик – защитное образование растущего кончика корня. Служит защитой преимущественно от механических повреждений.
Ризодерма (эпиблема) – первичная покровная ткань молодых корней растений. Формирует корневые волоски.
Аэрация – естественное проветривание, насыщение воздухом, кислородом (организованный естественный воздухообмен).
Мангровые заросли – участки, густо заросшие растениями, деревьями и залитые водой, вследствие приливов и отливов. Находятся в прибрежной полосе. Мангры растут во влажных тропиках и субтропиках. Встречаются во многих местах по всему миру, включая западное побережье Коста-Рики, южный берег Пакистана, многие острова Карибского моря, также на территории Ирана.
Якон – вид многолетних травянистых растений семейства Астровые. Происходит из Анд (горная система в Южной Америке).
Повилика – род паразитических растений семейства Вьюнковые, все виды которого отнесены к категории карантинных сорняков.
Ссылки
Википедия. Корень
http://ru.wikipedia.org/wiki/Корень
Википедия. Придаточные корни
http://ru.wikipedia.org/wiki/Придаточные_корни
Современные уроки биологии (интересный сайт)
Используемая литература:
1.Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. / Г.И.Лернер. – М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2009
2.Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. Учреждений / Т.И.Серебрякова, А.Г.Еленевский, М.А. Гуленкова и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1999.
3.Биология: учеб. для учащихся 11 класса общеобразоват. Учреждений: Базовый уровень / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008.
4.Биология для поступающих в вузы. Интенсивный курс / Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. – М.: Издательство Оникс, 2006.
5.Биология: учеб.-справ.пособие / А.Г.Лебедев. М.: АСТ: Астрель. 2009.
6.Биология. Полный курс общеобразовательной средней школы: учебное пособие для школьников и абитуриентов / М.А.Валовая, Н.А.Соколова, А.А. Каменский. – М.: Экзамен, 2002.
Используемые Интернет-ресурсы:
Википедия – свободная энциклопедия
Назад в раздел
