Высшие растения. Общая характеристика
- Прочитаем информацию.
-
- Высшие растения – организмы, которые имеют морфологическое расчленение тела на вегетативные органы, главные из которых – побег и корень.
-
- Особенности высших растений:
- всегда имеют морфологическое расчленение тела на вегетативные органы (побег, корень, лист, стебель, почка). У водорослей (низших растений) нет настоящих корней, побегов, листьев, стеблей и почек.
- всегда имеют многоклеточное строение органов полового и бесполого размножения (гаметангии: мужские – антеридии, женские – архегонии).
- всегда в процессе слияния гамет образуется зигота, которая всегда дает начало зародышу (у низших растений после деления зиготы клетки сразу используются для построения слоевища)
- всегда имеют две жизненные фазы, закономерно сменяющих друг друга, - гаметофита и спорофита (у низших растений смена фаз происходит на разных этапах, в связи с чем выделяют несколько типов редукции – гаметическая, спорическая, зиготическая).
- всегда имеют ткани, основные группы: образовательные, основные, проводящие, покровные, механические, выделительные (нет у примитивных одноклеточных водорослей)
- 1. отдел мохообразные
-
- Особенности мохообразных:
- мохообразные – единственный отдел высших растений, у которых гаметофит (гаплоидная жизненная фаза) является преобладающим поколением.
- простота строения клеток
- простота строения тела – отсутствие настоящих вегетативных органов («стебель» не является настоящим «стеблем» - каулидия и «лист» не является настоящим «листом» - филлидия, у наиболее простых тело является слоевищем (таллом)
- не имеют корней (прикрепляются к субстрату нитевидными ризоидами)
- у большинства отсутствуют проводящие, механические ткани, слабо развиты и другие ткани
- 2. отдел папоротникообразные
- класс папоротниковидные
- класс плауновидные
- класс хвощевидные (членистые)
- Особенности папоротникообразных:
- у всех растений преобладающим поколением является спорофит (диплоидная жизненная фаза)
- не имеют настоящих листьев (их «листья» называются – плосковетка, вайя или предпобег)
- не имеют цветков и семян.
- размножаются только спорами (спорангии).
- оплодотворение возможно только при наличии капельно-жидкой воды.
- 3. отдел голосеменные
- класс хвойные
- Особенности голосеменных:
- в отдел входят только древесные формы растений (деревья и кустарники).
- большинство являются вечнозелеными растениями (адаптации, повышающие зимостойкость).
- не имеют цветков и плодов, семена расположены открыто – в чешуях или шишках (мужские и женские).
- в древесине отсутствуют настоящие сосуды (адаптация – листья игольчатой формы, для меньшего испарения влаги).
- 4. отдел покрытосеменные (цветковые)
- класс двудольные
- класс однодольные
- Особенности семенных:
- размножение с образованием семян.
- всегда внутреннее оплодотворение.
- кроме семян образуются и споры.
- жизненные фазы всегда последовательно сменяют друг друга (спорофит всегда преобладает, а гаметофит подвергается сильной редукции и развивается внутри споры)
- все семенные растения являются разноспоровыми
- в процессе размножения присутствует этап – опыление
-
- Рассмотрим примеры.
-
Отдел |
Примеры | |
Мохообразные |
Маршанция, кукушкин лен, сфагнум и др. | |
Папоротникообразные |
Папоротниковидные |
Щитовник мужской, орляк, сальвиния (водный папоротник), актиниоптерис южный и др. |
Плауновидные |
Плаун булавовидный, селагинелла, полушник и др. | |
Хвощевидные (членистые) |
Хвощ полевой, хвощ болотный, хвощ лесной и др. | |
Голосеменные |
Хвойные |
Ель, сосна, лиственница, кипарис, кедр, пихта, можжевельник, секвойя, тис, каури и др. |
Покрытосеменные (цветковые) |
Двудольные |
Башмачок настоящий, пшеница твердая, сыть съедобная, белокрыльник болотный и др. |
Однодольные |
Амборелла, кувшинка белая, лютик ползучий, гвоздика голландская, гречиха, ревень, шпинат, герань, береза, ольха, граб, календула, подсолнечник и др. |
-
- Используемая литература:
-
- 1.Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. / Г.И.Лернер. – М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2009
- 2.Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. Учреждений / Т.И.Серебрякова, А.Г.Еленевский, М.А. Гуленкова и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1999.
- 3.Биология для поступающих в вузы. Интенсивный курс / Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. – М.: Издательство Оникс, 2006.
- 4.Биология: учеб.-справ.пособие / А.Г.Лебедев. М.: АСТ: Астрель. 2009.
- 5.Биология. Полный курс общеобразовательной средней школы: учебное пособие для школьников и абитуриентов / М.А.Валовая, Н.А.Соколова, А.А. Каменский. – М.: Экзамен, 2002.
-
- Используемые Интернет-ресурсы:
-
- Википедия – свободная энциклопедия
-
-
- Ссылки
- Википедия. Спорофит
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%82
- Википедия. Гаметофит
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%82
- Природа и животные
- http://zoo.rin.ru/cgi-bin/index.pl?idr=706&art=7039
-
Назад в раздел
