Дошкольная дорога жизни ребёнка – в руках родителей
То, что ХХI век требовательный не только для взрослых, но и для дошколят, уже давно известно всем. И уже почти нет таких родителей, которых бы не волновали перемены в связи с поступлением в школу. Среди важных вопросов, на которые бы хотелось знать ответ, считается запись в школу.
Многие родители возлагают большие надежды на дошкольное образование в детском дошкольном учреждении, так же, как и на основное и среднее общеобразовательное учреждение. На эти учреждения надеяться надо, но и самому бы не оплошать. И чем большую лепту родитель внесёт сам в это дело, тем меньше проблем будет в дальнейшем образовательном процессе.
Родители должны обдумать: что же радует их в своём ребёнке, а что тревожит. Что радует - поставьте на первое место, для того чтобы не омрачать впечатления ребенка о школе как о привлекательном моменте в его жизни. Но и не оставляйте без внимания того, что тревожит. И будьте уверены: всё постепенно войдёт в своё русло. Только сначала в большей степени надо постараться родителю, а не ребёнку.
Нужно ли готовить ребенка к школе родителям? Конечно. Чтобы избежать завтрашних трудностей. Ведь у ребенка резко и кардинально поменяется жизнь. Он должен привыкнуть к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Родителям необходимо обращать внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться, на то, как он реагирует на требования с первого раза. Это и есть самые важные компоненты школьной готовности.
Существуют три аспекта школьной готовности: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.
Чтобы развить интеллект, знакомьте ребенка с предметами окружающей действительности, рассказывая, спрашивая и не один раз восстанавливая представления об этих предметах. Для развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи - в помощь родителям существует немало разного плана пособий.
Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимание на различные явления природы и на понятные слова, например: дождь, снег, листопад, и на незнакомые слова и явления, например: радуга, туман, рассвет, закат. Выучите названия времен года и определяйте их на улице и картинках.
Пересказывайте содержание сказок, мультфильмов и вспоминайте их, сочиняйте рассказы по картинкам.
Проговаривайте скороговорки.
Знакомьте ребенка с печатным изображением букв.
Учите различать и правильно называть геометрические фигуры, сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и по цвету.
Учите ребенка считать до десятка и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо их писать, только знать).
Научите пониманию слов, обозначающих местоположение: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Для развития движений кистей рук занимайтесь рисованием, штриховкой, раскрашиванием, нанизыванием бусинок, пуговиц, лепка, определением вслепую формы предметов, играми с мелкими предметами, например, мозаикой.
Пусть детишки почаще слушают чтение родителя, других старших родственников. Читать надо не только сказки, но и рассказы русских классиков. Такие произведения с детства прививают нравственные жизненные ценности. Это очень важно для формирования положительного отношения к миру и ещё, это, может быть, звучит прагматично, но и для экзаменов по гуманитарным предметам, особенно по русскому языку, где на ГИА и ЕГЭ необходимы знания о многих нравственных понятиях и примеры из жизненного и читательского опыта.
Определите интерес чтения ребёнка. Любит слушать о животных. О каких конкретно? Найдите материалы об этих животных. ХХI век насыщен информацией. Самое главное – умение родителя находить информацию и, конечно же, время для общения с ребенком на его любимые темы.
Чередуйте занятия. Можно составить расписание занятий, чтобы ребенок постепенно привыкал к распорядку дня.
Ни в коем случае нельзя допускать физического и умственного перенапряжения. Занятия должны быть в пределах 15 минут. Контролировать здоровье ребенка в дошкольный период – первостепенная задача родителя.
Почувствуйте себя ребёнком. И Вам, наверное, захочется не бояться ошибаться, верить в то, что получится, чувствовать похвалу за малейший успех. Терпеливо ждите, когда ребенок ответит, сделает, рассмотрит. Помогать нужно умело. При первом же обнаружении трудностей во время Ваших совместных занятий обращайтесь к специалистам.
Повседневным занятием родителя должно стать регулирование поведения ребёнка. Очень важно учить его достаточно длительное выполнять не очень привлекательное задание.
За социальной зрелостью помогут наблюдать воспитатели детского учреждения, с которыми у родителя должен складываться уважительный взаимоконтакт. Есть ли у ребенка потребность общаться с другими детьми? Как он принимает интересы и обычаи детской группы и как им подчиняется? Совместных наблюдений, выводов у родителя и у воспитателя, конечно, не меньше, чем у учёных, потому что каждый ребёнок как новое открытие.
«Пойдет в школу, всему и научится». Эта мысль стала мифом. Систематически, терпеливо, с одобрением развивать и развивать - вот так должен действовать родитель дошкольника. Ради ребенка надо постараться, чтобы Вами не командовали слова: «некогда», «устал», «завтра».
Назад в раздел