Какой Вы читатель?
Ответить на этот вопрос нам поможет журналист, который занимается популяризацией чтения, А.Н.Чирва.
Он анализировал чтение детей и назвал четыре группы читателей школьного возраста:
1.У читателя разнообразные интересы, но преобладает какая-либо одна область чтения.
2.Читательские интересы разные, но преобладающего интереса нет.
3.Круг чтения узкий, но имеется конкретный профессиональный интерес.
4.У человека нет особого интереса к какой-либо теме.
Чаще всего встречается первый и третий типы. Идеальный, к которому и следует стремиться, - первый.
Загляните в свой читательский формуляр и проанализируйте своё чтение. Насколько разностороннее Ваше чтение? Есть ли профилирующий интерес? Ведёте ли Вы читательский дневник? Если да, то он поможет Вам в анализе Ваших читательских интересов. Можно каждый писать в дневнике выводы о своём чтении. Проследите свой интеллектуальный рост за несколько лет. Почувствуйте, что это очень интересно. Расскажите о своих размышлениях родителям. Возможно, они поделятся своими воспоминаниями о том, какими они были читателями.
А вот перед Вами наблюдения одного взрослого.
Вывод о своём детском чтении – тип 3, который приближался к типу 1. А в каком же читательском статусе я сейчас? В дальнейшем в соответствии с выбранной профессией утвердился тип 3. Значит, всё-таки я ещё не достигла идеала. Это потому, что не было достаточного времени для погружения в постороннюю тематику. Иногда в школьные каникулы позволяла себе почитать книги легкого содержания.
Сейчас времени хватает тоже только на профессиональное чтение. Перечитываю классические произведения, а цель рабочая: уточнить содержание для нового понимания – выделения в тексте необходимых фрагментов для аргументов для сочинения на ЕГЭ. Работа увлекательнейшая! Новое видение в новых условиях обучения.
Оказывается, 3 тип читателя для меня – самый идеальный, самый в своё время нужный и привлекательный. Этот тип чтения до сих пор даёт мне жизненные силы, помогает строить дальнейшие творческие планы. Поэтому он для меня самый отличный!
Советы педагога и журналиста А.Н.Чирва полезны юному читателю для анализа своего чтения, его корректировки и постановки цели: а куда идти? И, постепенно взрослея, формируя себя как личность, идти к анализу уже взрослого чтения. Так каким же будет Ваше дальнейшее чтение, когда Вы станете успешным взрослым?
Назад в раздел
|
Когда говорят о "преобладающем интересе" я всегда оказываюсь в некотором недоумении. Особенно, если речь идет о детях. Мне кажется нормальным, если интерес у человека меняется. В некотором периоде я увлекалась фантастикой, потом перечитала почти всего Достоевского. Какое-то время меня интересовала техническая литература по специальности, потом, в свете новых событий моей жизни - литература по уходу за детьми, их развитию и воспитанию. Человек меняется и меняются его интересы. Поэтому мне лично очень сложно определить - относить себя к 1 или 2 типу. Вроде бы читала много и разного, но в каждый момент времени больше чего-то одного.
А вообще, не это, наверное, главное. Каждую книгу надо читать так, будто она единственная - вдумчиво и внимательно. Лучше даже выписывать цитаты и основные мысли. А если книги заглатывать "для галочки", то совсем не важно к какому типу читателя себя относить. |
|
Конечно 1-й тип чтения самый правильный. Интересы у молодых людей самые разные, но читают они только то, что кто-то очень авторитетный им посоветовал.
Позднее они начнут читать (если начнут), что имеет для них профессиональный интерес или вызывает просто интерес. Но, простите, вести дневник чтения, писать в этом дневнике какие-то свои выводы, есть самая настоящая заорганизованность, которая только отвратит молодых людей от чтения. Многие ли молодые люди почитав мужской журнал (преобладает какая-либо одна область чтения) сядут за свой дневник чтения и напишут там свои выводы, а потом лет через 10-20 прочитают свои записи и проследят свой интеллектуальный рост? Вы себе можете это представить? Так зачем советовать это молодежи, которая значительно опережает нас. Вспомните, в нашу молодость мобильных телефонов не было, но наши девочки почему-то не вели слащавых записей в своих альбомчиках. |
|
Григорий, не могу с вами согласиться. У меня не было "читательского дневника", когда я училась в школе, но я вела цитатник. И мои подруги его с удовольствием читали, а когда надо было писать сочинения, я легко находила эпиграф. Это было в начале 90-х и тогда еще не было книг афоризмов. Но вообще, читательский дневник подойдет не каждому. Можно это предложить ребенку, но настаивать на этом точно нельзя.
|