У 13 – ь т а в о р и ц и ф и н у
Т 6 – и л е б а т
И 8 – я и х р а р е и
Г 10 – а в е р а д у с о Г
Г 12 – о г о к с н а д ж а р г
Д 9 – х ы в о ц р о в д
И 7 – а м и к а о И
С 12 – ю и ц а з и л и б а т с
П 9 – о г е щ я в а р п
М 12 – о в т с е ч и н т с е м
М 12 – е и к с е ч и н т с е м
К 14 – ь т а в о р и ц и ф и д о к
Р 11 – е ы н в о л с о д о р
З 9 – и т с о н т а н з
Игра 83
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Правительство Фёдора Алексеевича, проанализировав социально-экономическую ситуацию в стране, «пришло к верному выводу о том, что значительная часть ( П 17 ) населения не владела ни землёй, ни угодьями, подлежавшими обложению по ( С 7 ) письму. Поэтому в 1677-1679 гг. была проведена принципиально важная налогово-финансовая реформа. Было осуществлено ( В 7 ) [сплошное] описание государства. ( С 4 ) как единица налогообложения была отменена, и вместо неё новой единицей измерения налога стал ( Д 4 ).
Суть реформы сводилась к тому, чтобы вместо многочисленных налогов (которые надо было платить разным чиновникам и в разные приказы) собирать один – стрелецкие деньги, раскладывая общую сумму платежей на ( Д 5 ). При этом были прощены все ( Н 8 ) и снижен ( О 5 ) [нормы налогообложения]. Таким образом, был осуществлён переход от ( П 11 ) формы налогообложения к ( П 9 ).
П 17 – о г о н ь л е т и д о в з и о р п
С 7 – у м о н ш о с
В 7 – е о в о л а в
С 4 – а х о с
Д 4 – р о в д
Д 5 – ы р о в д
Н 8 – и к м и о д е н
О 5 – д а л к о
П 11 – й о н ь л е м е з о п
П 9 – й о н р о в д о п
Игра 84
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
В своей деятельности царь Фёдор Алексеевич большое внимание уделял культуре и, прежде всего, сфере просвещения. Будучи сам весьма образованным человеком, царь понимал У 15 ) [или, как тогда говорил, ( А 13 ) ] образование как одну из главных государственных потребностей. Однако, в отличие от Петра І, он считал необходимым опираться на ( Н 12 ) кадры.
В начале 1682 г. царь утвердил Московскую Академию для изучения всех гражданских и духовных наук. Впоследствии она стала известна как ( С 21 ) академия.
В октябре 1681 г. был издан приказ, согласно которому вместо старинной одежды (ферязей, охабней, однорядок и т.п.) было велено носить ( Е 11 ) короткое платье.
У 15 – е о к с т е т и с р е в и н у
А 13 – е о к с е ч и м е д а к а
Н 12 – е ы н ь л а н о и ц а н
С 21 – я а к с н и т а л – о к е р г – о н я в а л С
Е 11 – е о к с й е п о р в е
Игра 85
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
( Т 20 ) отсталость России на рубеже ХVІІ-ХVІІІ вв. проявилась в
• неразвитости ( К 17 ) отношений [незначительное количество ( М 10 ), где использовался в основном труд крепостных] ;
• недостаточности ( И 9 ) и добычи полезных ископаемых [что приводило к необходимости ( И 7 ) изделий из них] ;
• слабом развитии ( М 13 ) торговли ввиду невозможности выхода в Балтийскому и Чёрному морям;
• частых военных ( Н 8 ) России во второй половине ХVІІ в. [ из-за отсутствия регулярной армии и флота ] ;
• низком уровне ( Н 5 ) и ( П 11 ).
Т 20 – я а к с е ч и м о н о к э – о к и н х е т
К 17 – х и к с е ч и т с и л а т и п а к
М 10 – р у т к а ф у н а м
И 9 – й и н а к с ы з и
М 7 – а т р о п м и
М 13 – й о н д о р а н у д ж е м
Н 8 – х а ч а д у е н
Н 5 – и к у а н
П 11 – я и н е щ е в с о р п
Игра 86
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
В первой четверти ХVІІІ века в стране произошёл резкий скачок в развитии ( М 11 ) промышленности. Пётр І особенно заботился о развитии ( Г 15 ) дела и о насаждении крупной ( Ф 17 ) промышленности.
Тульский оружейный завод снабжал оружием многочисленную русскую армию
На берегу ( О 9 ) озера в 1703 г. были построены ( Ч 14 ) и ( Ж 17 ) заводы, ставшие основанием города ( П 13 ).
Широко развернулось ( Г 6 ) дело на Урале.
В 1699 г. Пётр І построил железоделательные заводы на реке Нейве, в Верхогуровском уезде, а в 1702 г. сдал их бывшему ( Т 9 ) кузнецу Никите( Д 8 ).
При Петре І возникло много фабрик – ( П 10 ), ( П 8 ), ( С 8 ) – для нужд армии.
Ответы к игре 86 рекомендуется читать справа налево.
М 11 – й о н р у т к а ф у н а м
Г 15 – о г о к с д о в а з о н р о г
Ф 17 – й о к с д о в а з – о н и ч р б а ф
О 9 – о г о к с ж е н О
Ч 14 – й ы н й е т и л о н у г у ч
Ж 17 – й ы н ь л е т а л е д о з е л е ж
П 13 – а к с д о в а з о р т е П
Г 6 – е о н р о г
Т 9 – у м о к с ь л у т
Д 8 – у в о д и м е Д
П 10 – х ы н я н т о л о п
П 8 – х ы н с у р а п
С 8 – х ы н н о к у с
Игра 86
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Особенность экономического развития России в первой четверти ХVІІІ в. заключалась в определяющей роли ( Г 11 ) в экономике, его проникновении во все сферы хозяйственной жизни. При этом Петром І активно проводилась политика ( М 13 ) и ( П 14 ), нацеленная на ( П 9 ) промышленности, производящей товары в первую очередь для внешнего рынка.
Характер, темп и специфику промышленного рынка предопределило участие России в ( С 8 ) войне. Поэтому акцент был сделан на ( М 11 ), выпускающие продукцию ( С 15 ) и ( О 10 ) значения.
Ответы к игре 86 рекомендуется читать справа налево.
М 11 – й о н р у т к а ф у н а м
Г 15 – о г о к с д о в а з о н р о г
Ф 17 – й о к с д о в а з – о н и ч р б а ф
О 9 – о г о к с ж е н О
Ч 14 – й ы н й е т и л о н у г у ч
Ж 17 – й ы н ь л е т а л е д о з е л е ж
П 13 – а к с д о в а з о р т е П
Г 6 – е о н р о г
Т 9 – у м о к с ь л у т
Д 8 – у в о д и м е Д
П 10 – х ы н я н т о л о п
П 8 – х ы н с у р а п
С 8 – х ы н н о к у с
Игра 87
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Особенность экономического развития России в первой четверти ХVІІІ в. заключалась в определяющей роли ( Г 11 ) в экономике, его проникновении во все сферы хозяйственной жизни. При этом Петром І активно проводилась политика ( М 13 ) и ( П 14 ), нацеленная на ( П 9 ) промышленности, производящей товары в первую очередь для внешнего рынка.
Характер, темп и специфику промышленного рынка предопределило участие России в ( С 8 ) войне. Поэтому акцент был сделан на ( М 11 ), выпускающие продукцию ( С 15 ) и ( О 10 ) значения.
Ответы к игре 87 рекомендуем читать справа налево.
Г 11 – а в т с р а д у с о г
М 13 – а м з и л и т н а к р е м
П 14 – а м з и н о и ц к е т о р п
П 9 – е и н е р щ о о п
С 8 – й о н р е в е С
М 11 – ы р у т к а ф у н а м
С 15 – о г о к с е ч и г е т а р т с
О 10 – о г о н н о р о б о
Игра 88
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Создание собственной промышленности в начале ХVІІІ века государство сочетало с организацией собственной торговли. С этой целью вводилась ( М 9 ) на заготовку и сбыт определённых товаров. Одной из первых с 1 января 1705 года была введена монополия на ( С 4 ) и ( Т 5 ). Среди товаров, взятых в ( К 8 ) торговлю, также были лён, хлеб, смола, икра, сало, воск, парусное плотно, железо и др.
Участие ( К 5 ) в торговле приобретает при Петре І огромный размах. Оно неизбежно вело к ограничению, ( Р 13 ) деятельности русских купцов и имело следствием удушение ( С 6 ), основанных на рыночной ( К 11 ) предпринимателей.
М 9 – я и л о п о н о м
С 4 – ь л о с
Т 5 – к а б а т
К 8 – ю у н н ё з а к
К 5 – ы н з а к
Р 13 – и и ц а т н е м а л г е р
С 6 – д о б о в с
К 11 – е р у т к н ю ь н о к
Игра 89
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
18 января 1721 г. Пётр І подписал указ о « ( П 12 ) » [ ( К 9 ) ] крестьянах, согласно которому владельцам мануфактур разрешалось к своим заводам покупать крепостных крестьян. Это имело очень серьёзные последствия для экономики России, ибо означало решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался ( К 17 ) уклад, в предприятия ( К 15 ) экономики, ( Р 13 ) ( Ф 10 ) собственности.
Победа ( П 13 ) труда в промышленности определила в немалой степени экономическое ( О 10 ) России от развитых европейских держав.
Ответы к игре 89 рекомендуем читать справа налево.
П 12 – х ы н н о и с с е с о п
К 9 – х ы н н е л п у к
К 17 – й и к с е ч и т с и л а т и п а к
К 15 – й о к с е ч и н т с о п е р к
Р 13 – ь т о н д и в о н з а р
Ф 10 – й о н ь л а д о е ф
П 13 – о г о н ь л о в е н д о п
О 10 – е и н а в а т с т о
Игра 90
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Реформаторство Петра І привело к изменению в социальной структуре общества.
( Ш 10 ), как на польский манер стали называть дворянство российское, было главным объектом забот и пожалований монарха. Громадную роль в изменении положения сословия служилых людей сыграло введение нового ( К 8 ) службы. Принцип ( П 13 ) был заменён принципом ( Л 6 ) ( С 9 ) ( В 7 ). На смену старому делению дворян на чины думные [бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки заседали в Боярской думе – высшем совещательном органе при царе ], столичные [ стольники, спальники и т.д., вплоть до дворян московских ] и провинциальные [ дворяне и дети боярские по городам, т.е. по уездам ] пришло новое ( И 13 ) деление. Оно окончательно было зафиксировано в « ( Т 6 ) о рангах» и обнародовано 24 января 1722 г.
Ш 10 – о в т с т е х я л ш
К 8 – я и р е т и р к
П 13 – я и н е д ж о х с и о р п
Л 6 – й о н ч и л
С 9 – й о н б е ж у л с
В 7 – и г у л с ы в
И 13 – е о к с е ч и х р а р е и
Т 6 – и л е б а Т
Игра 91
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
В «Табели о рангах» все чины делились на 4 категории:
• ( В 8 ) [ в том числе сухопутные, гвардейские, артиллерийские ],
• ( М 7 ),
• ( Ш 8 ),
• ( П 10 )
[ разбитые на 14 классов ].
Получив чин 8 класса, всякий становился дворянином вместе со своими потомками. Чины 14-9 классов тоже давали дворянство, но только личное, не ( П 13 ). Вместе с тем эта структура давала возможность делать карьеру и представителям других сословий.
Ещё раньше, в соответствии с петровским указом о ( Е 13 ) 1714 г., важным приобретением для дворянства стало окончательное правовое ( В 12 ) поместий, которыми они владели на ( У 8 ) праве [ при ( У 7 ) несения государственной службы ], и вотчин, безусловных ( Н 14 ) владений.
Ответы к игре 91 рекомендуем читать справа налево.
В 8 – е и к с н и о в
М 7 – е и к с р о м
Ш 8 – е и к с т а т ш
П 10 – е ы н р о в д и р п
П 13 – е о н н е в т с м о т о п
Е 13 – и и д е л с а н о н и д е
В 12 – е и н а в и н в а р ы в
У 8 – м о н в о л с у
У 7 – и и в о л с у
Н 14 – х ы н н е в т с д е л с а н
Игра 92
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
В 1723-24 гг. было образовано новое сословие – ( Г 15 ) крестьяне, куда вошли ( О 10 ) Юга, ( Ч 11 ) крестьяне Севера, так называемые ( Я 7 ) крестьяне Поволжья, Сибири и др. Объединялись они по ( Т 9 ) принципу и составляли около 20% ( П 9 ) населения. Эта акция Петра І носила типично ( Ф 20 ) характер. Все названные мелкие сословные группы не находились в крепостной зависимости, поэтому государство решило ( У 13 ) пёструю совокупность ( С 9 ) людей, превратив их в единое, контролируемое ( С 6 ), сословие.
Г 15 – е ы н н е в т с р а д у с о г
О 10 – ы ц р о в д о н д о
Ч 11 – е ы н ш о с о н р е ч
Я 7 – е ы н ш а с я
Т 9 – у м о в о л г я т
П 9 – о г о н т а д о п
Ф 20 – й и к с й е ц и л о п – о н ь л а к с и ф
У 13 – ь т а в о р и ц и ф и н у
С 9 – х ы н д о б о в с
С 6 – у х р е в с
Игра 93
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
В 1718-1724 гг. была введена ( П 8 ) подать. Смысл её заключался в том, что вместо десятков различных ( М 6 ) налогов и повинностей вводился ( Е 6 ) ( П 6 ) ( Д 8 ) налог, идущий непосредственно на нужды армии. Этот налог собирался со всех душ «мужска полу», записанных в « ( С 6 ) » [так назывались специальные книги, где были переписаны ( Н 17 )]. Согласно идее, взятой из ( Ш 8 ) практики обеспечения армии в мирный период, полки размещались непосредственно среди тех самых крестьян, с которых взимались налоги на содержание солдат и офицеров. Этот позволяло значительно ( С 9 ) путь денег из карманов крестьян полковые ( К 5 ), ибо уничтожался ряд ( П 13 ) звеньев.
П 8 – я а н ш у д о п
М 6 – х и к л е м
Е 6 – й ы н и д е
П 6 – й о м я р п
Д 8 – й ы н ж е н е д
С 6 – и к з а к с
Н 17 – и к и щ ь л е т а л п о г о л а н
Ш 8 – й о к с д е в ш
С 9 – ь т и т а р к о с
К 5 – ы с с а к
П 13 – х ы н ч о т у ж е м о р п
Игра 94
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Образцом для задуманной реформы государственно-административных отношений Пётр І избрал ( Ш 8 ) государственное устройство. ( Ш 8 ) государственная система была построена на принципах ( К 11 ) – учения о ( Б 15 ) управлении, получившем распространение в Европе в ХVІ-ХVІІ вв. Его характерными чертами были
• создание учреждений, специализирующихся в какой-либо области, например, финансовой, в военном управлении или юстиции,
• устройство учреждений на началах ( К 15 ), чёткой ( Р 13 ) обязанностей чиновников,
• установления ( Е 13 ) штатов и жалований.
Ш 8 – е о к с д е в ш
Ш 8 – я а к с д е в ш
К 11 – а м з и л а р е м а к
Б 15 – м о к с е ч и т а р к о р ю б
К 15 – и т с о н ь л а и г е л л о к
Р 13 – и и ц а т н е м а л г е р
Е 13 – х ы н з а р б о о н и д е
Игра 95
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Ключевое положение в петровской государственной системе принадлежало ( С 6 ), учреждённому весной 1711 г. По мере усиления ( С 12 ) боярская дума утрачивала своё значение. С 1702 г. её функции как высшего правительственного органа стала выполнять так называемая « ( К 8 ) министров» - совет начальников важнейших государственных ( В 8 ).
Впоследствии Пётр І учредил ( С 5 ) как высший орган управления, где сосредоточивались ( С 8 ), ( А 16 ) и ( З 15 ) функции.
С 6 – у т а н е С
С 12 – я и в а ж р е д о м а с
К 8 – я и л и с н о К
В 8 – в т с м о д е в
С 5 – т а н е С
С 8 – е ы н б е д у с
А 16 – е ы н в и т а р т с и н и м д а
З 15 – е ы н ь л е т а д о н о к а з
Игра 96
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Одним из главных звеньев в реформировании системы государственного управления была замена старых приказных управленческих структур на новые – коллегии. Была выделена группа коллегий ( В 8 ) и ( В 19 )ведомства. Коллегия иностранных дел занималась сношениями с другими государствами и заняла место ( П 11 ) приказа.
Военная коллегия заменила множество приказов, имеющих отношение к вооружённым силам: ( С 10 ) приказ, ( П 10 ), ( Р 10 ) и др. Теперь комплектование, вооружение армии находилось в руках одного учреждения.
Новым учреждением, не имевшим ( П 16 ) в ХVІІ веке являлась ( А 14 ) коллегия. Её возникновение связано с превращением России в морскую державу с созданием военно-морского флота.
В 8 – о г о н н е о в
В 19 – о г о к с е ч и т и л о п е н ш е н в
П 11 – о г о к с ь л о с о П
С 1- - й и к ц е л е р т С
П 10 – й и к с р а к ш у П
Р 10 – й и к с р а т й е Р
П 16 – в о к и н н е в т с е ш д е р п
А 14 – я а к с й е т л а р и м д А
Игра 97
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Финансами страны в ХVІІ веке заведовали три коллегии. Обязанности между ними распределялись следующим образом: ( Д 8 ) ведала ( К 5 )-коллегия. Она занималась сбором прямых и косвенных налогов. К прямым налогам относилась ( П 8 ) подать. Под косвенными налогами подразумевались поступления от продажи товаров, торговля которыми находилась в ( М 11 ) владении государства. Только ( К 5 ) могла продавать соль, вино, табак.
Важное значение в структуре центральных учреждений имели ( Т 19 ) коллегии. Попечение над чёрной и цветной металлургией осуществляла ( Б 4 )-коллегия. ( М 10 )-коллегия руководила деятельностью предприятий лёгкой промышленности П 18 ), ( С 9 ), ( Ш 9 ) и др. производствами.
Ответы к игре 97 рекомендуется читать справа налево.
Д 8 – и м а д о х о д
К 5 – р е м а к
П 8 – я а н ш у д о п
М 11 – м о н ь л о п о н о м
К 5 – а н з а к
Т 19 – ы е н н е л ш ы м о р п – о в о г р о т
Б 4 – г р е б
М 10 – р у т к а ф у н а м
П 18 – и м ы н я н т о л о п – о н с у р а п
С 9 – и м ы н н о к у с
Ш 9 – и м ы в о к л ё ш
Игра 98
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Вместо ( П 10 ) приказа, ведавшего в ХVІІ веке земельными делами, была организована ( В 9 ) коллегия, но занималась она уже не раздачей земель на службу, а земельными спорами, делами о наследовании земли и т.д.
В 1720 г. среди центральных учреждений появляется ( Г 7 ) ( М 9 ), основной обязанностью которого было управление ( Г 8 ).
На правах коллегии существовал также ( С 5 )– орган, управляющий делами церкви.
С января 1720 г. Пётр І учредил ( Д 8 )коллегию, позже переименованную в ( С 9 ) ( С 5 ). Это означало полное подчинение религиозной власти царю.
Особое место занимали ( П 14 ) приказ и сменившая его ( Т 6 ) ( К 10 ). Это был ( К 11 ) орган политического сыска, где расследовались разного рода государственные преступления (от неодобрительных отзывов о царе до участия в вооружённых выступлениях против существующих порядков).
П 10 – о г о н т с е м о П
В 9 – я а н н и ч т о В
Г 7 – й ы н в а л Г
М 9 – т а р т с и г а М
Г 8 – и м а д о р о г
С 5 – д о н и С
П 14 – й и к с н е ж а р б о е р П
Т 6 – я а н й а Т
К 10 – я и р я л е ц н а к
К 11 – й ы н ь л е т а р а к
Игра 99
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Одним из завершающих элементов реформирования российского общества было провозглашение России ( И 8 ) и окончательное утверждение абсолютной монархии (самодержавия). Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м ( А 8 ) воинского устава и ( Д 8 ) регламенте, где отмечалось что «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не может…»
22 октября 1721 г. Петербург торжественно праздновал заключение ( Н 11 ) мира, который подвёл черту под ( С 8 ) войной и дал России долгожданный выход к Балтийскому морю. В ( Т 8 ) соборе в присутствии высшего дворянства, чиновничества и ( Г 12 ) ( С 5 ) объявил о присвоении Петру титулов «Император», «Отец Отечества», «Великий».
( А 9 ) абсолютизма стал указ Петра о ( П 16 ) [15 февраля 1722 г.], разрушивший традицию, когда престол переходил по мужской линии от отца к сыну и далее – внуку. Теперь преемник назначался по собственному желанию, что впоследствии, после смерти Петра в 1725 г., стало основой дворцовых ( П 11 ).
И 8 – й е и р е п м и
А 8 – е л у к и т р а
Д 8 – м о н в о х у Д
Н 11 – о г о к с д а т ш и Н
С 8 – й о н р е в е С
Т 8 – м о к ц и о р Т
Г 12 – а т е т и л а р е н е г
С 5 – т а н е С
А 9 – м о з о е ф о п а
П 16 – и и д е л с а н о л о т с е р п
П 11 – в о т о р о в е р е п
Игра 100
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
При Петре І впервые делается акцент на создание ( С 8 ) школы, и проблемы образования становятся частью ( Г 15 ) политики. Проведение широкомасштабных войн требовало знающих и образованных людей.
В 1701 г. было открыто первое ( С 8 ) учебное заведение – Школа ( Н 10 ) наук, на базе которой в 1715 г. возникла морская академия. Чуть позже были основаны Артиллерийская, Инженерная и Медицинская школы. При ( О 9 ) и Уральских заводах по инициативе В.Н. ( Т 8 ) были организованы горнозаводские училища для подготовки квалифицированных кадров мануфактурной промышленности.
Дети провинциальных дворян и чиновников обучались в ( Ц 8 ) школах. Сеть школ в центре и на местах способствовала распространению грамотности, хотя образование носило преимущественно ( С 9 ) характер и охватывало в первую очередь детей дворян и духовенство. Основная масса населения – крестьянство – в школы не принималась.
Расширение сети школ и профессиональных учебных заведений требовало издания учебной литературы. Появились учебники по разнообразным отраслям знаний: механике, геометрии, астрономии, ( Ф 12 ), ( Н 9 ) и т.д.
С 8 – й о к с т е в с
Г 15 – й о н н е в т с р а д у с о г
С 8 – е о к с т е в с
Н 10 – х и к ц а г и в а н
О 9 – х и к ц е н о л О
Т 8 – а в е щ и т а Т
Ц 8 – х ы н р и ф и ц
С 9 – й ы н в о л с о с
Ф 12 – и и ц а к и ф и т р о ф
Н 9 – и и ц а г и в а н
Игра 101
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
По инициативе Петра І в Петербурге была основана в 1714 г. коллекция интересных экспонатов – ( К 11 ). Основу музея первоначально составила личная коллекция царя, состоявшая из ( А 13 ) ( М 8 ) и прочих ( Р 9 ). Пополнившись другими отечественными и иностранными экспонатами, ( К 11 ) вошла в состав Академии наук и превратилась в ( К 11 ) музей, существующий до сих пор. Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра, в 1725 г., когда состоялась первая конференция академиков.