Наверное, я отстала от человечества со своими мыслями. О, благородный Интернет! Так будут обращаться к Интернету в каком-нибудь Энном веке. И будут звучать душевные логины, люди будут игнорировать жаргон. И самое главное – совершенно у незнакомых людей будет полное-полное доверие друг к другу. И хорошо бы появился такой информационный язык, который был бы понятен любому без перевода.
А в целом мне и сейчас неплохо в Интернете, потому что, во-первых, люблю и буду всегда любить учиться. И во-вторых, интересно то, что люди совершенно разных профессий пытаются найти общий язык в процессе рождения нового А для меня эти роды трудные (всё-таки мне немало лет). Я говорю о компании, с которой сотрудничаю. И её генеральном директоре Лизе Трибунской и программисте Юлии Марченко. Общение преприятнейшее, поучительное для меня с точки зрения информационной сферы. Вот оно образование на расстоянии, которое развивает порой закостенелое провинциальное мышление! Хорошо, что у нас есть общие нравственные установки – это воспитание и обучение деток!
Так держать нам всем!
Когда поет человек? Когда ему хорошо и когда ему плохо, когда он трудится и когда отдыхает… Пели девушки, когда пряли. Пели бурлаки, когда тянули тяжёлую лямку. Пел народ на праздниках. А сейчас всё больше на разных конкурсах. И где только берут столько людей и столько хоров? Может, это какой-то уж очень «умнохитрый» монтаж? Это же цивилизация, прогресс… А петь российский народ всегда любил и будет любить, и талантов у нас премного. И нераскрытых в том числе. Естественно, нераскрытых намного меньше, чем в ХХ веке. Хорошо, что сейчас у народа имеются разнообразные возможности показать свой певческий талант всем. А если не всем – так хоть дома.
Вспоминаются не уроки, не учебный материал, не книги, о которых говорилось, а лица учителей, которые учили меня, и ныне живущих, и уже отошедших в иной мир. И ещё лица учителей-коллег.
Глаза учителя-мужчины, добрые, немного хитрые, шутливые, взгляд простого человека, неравнодушного к другому человеку. Взгляд другого учителя-мужчины совсем противоположный, всегда серьёзный, не помню его улыбки, как будто он даже никогда в жизни и не улыбался (даже не говорю о том, чтобы смеялся), немного колючий, даже какой-то жёсткий. У одной учительницы лицо всегда почти одинаковое, как будто мумия. Редко улыбающееся, скорее всего, недовольное постоянно чем-то. Ещё одно лицо. Постоянно жёстковатое, если и улыбка, то какая-то как будто вынужденная, неестественная, может, лицемерная. Смотрела так, как будто унижала своим взглядом, потому что социальный слой учеников был разнородный. Вот такая прозрачная истина примерно через 20-45 лет посетила меня.
И сейчас учителя тоже разные. А вот какая я останусь в памяти…
Если бы миром правили не деньги. А что? Как бы мы жили без денег? И вообще без какой-либо стоимостной единицы. И тогда бы у всего человечества не было бы боязни «жить в кредит». А то волна кредитизации докатилась и до нас. И опасения есть, если хотят ограничить суммы кредитов. Конечно, это ради спасения самих людей. Правильно.
А сколько надо человеку в среднем? Пусть статисты подсчитают. И все и всё начнут отпускать так: в среднем. Куда бы ни приходил покупатель, его отметят, что он приобрёл. Все население сразу предупредить о том, что будет отпускаться норма. Скольких бы болезней человек избежал, если бы придерживался нормы везде и всегда. Труднее, конечно, будет с теми, кто подвержен вредным привычкам. Тут надо как-то по-другому. А как?
Как повысить предновогоднее настроение? Способов много. Один из них - горячительные напитки. Но они душе не помогают. В этом случае она не шепнёт тебе: «Всегда буду хотеть, мочь и существовать».
Случайно встретилась с женщиной, с которой начинала работать вместе много лет назад (потом она перешла работать в другую сферу). Поделилась проблемой поисков предновогоднего настроения. Она пригласила меня на… школьный двор. Я знала, что школа не теряет зимних традиций. Она не первый раз приходит сюда. Герои сказок в форме ледяных снежных фигур. В основном много животных: кони, жар-птицы, лебеди, медведи. Есть и люди, в том числе и Емеля. Здесь фотографировались двое знакомых. Мужчина, который фотографировал, пожалел, что нет деда Мороза.
А я пожалела о том, что внучка уже из такой затеи выросла. И подумала: так же, как и многочисленные разнообразные выставки и, конечно же, наш местный музей, эта выставка ледяных фигур достойно войдёт в историю нашего поселка. Автора этой школьной снежно-ледово-фигурной эпопеи-мысли как-то надо отметить и участников тоже.
Как и в прошлом году получена открытка с поздравлением от губернатора. И надо бы гордиться этим. Но что-то не тянет к этому. Стала трафаретно-обыденной эта традиция поздравления учителей, засветившихся когда-либо в качестве лауреата какого-либо конкурса. Ничего личностного, душевно-истинного не чувствуется в этом поздравлении, поэтому даже читать не стала. И даже не возникло желания сравнить с прошлогодней открыткой. Неужели у многих учителей такое же чувство чиновничье-«показного» внимания? Если так, то почему? И не пора ли мне отказаться от такого навязчивого внимания? Как отказаться – вот проблема.
Чем запомнился 2013-й? Быстрой довольно холодной весной, довольно продолжительными жаркими моментами летом, результатом которого явилась неурожайность некоторых овощей, почти отсутствием бабьего лета, зато разнообразным грибным раздольем, продолжительно дождливой осенью, долгим ожиданием зимней белизны, зимней свежести, гораздо большими человеческими глобальными потерями по сравнению с прошлым годом, личной активной работой мысли и, увы, быстрым взрослением внучки. Так хочется для неё остановить мгновение. А надо ли? И к чему это могло бы привести?
И ещё: если год 13-й, то, может, и месяцев бы было 13, а не 12. Неужели так человечество удлинило бы своё существование?
ХХI веку пойдёт уже 14-й год. Для возраста человека это подростковые годы, переходный возраст. Но ведь каждый век уже 20 раз был подростком, значит, уже всё на планете должно быть разумно, по-взрослому. А не лучше ли по-детски, непосредственно и наивно?
Год Лошадки, сильной, выносливой, работоспособной, поэтому такими и будем! И дай БОГ!
Все знают, что такое Рождество. Кажется, что на седьмой день января каждого Нового года многое рождается: новые отношения, новые мысли, новые идеи, новые дела. Это, наверное, Иисус Христос, родившись, вносит в мир всё новое. Многое пересматривается с новой точки зрения – лучшей, радостной, деятельной. И у меня точно также. Составила сборник полуготовых сочинений по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. Кто заинтересуется, посмотрите. Школьникам – на пользу!
Сама удивляюсь, что сумела. И сейчас мысли нарастают, как снежный ком. Тем много, текстов, которые надо ещё анализировать, ещё больше. Поэтому спасибо тебе, Иисус Христос, что помогаешь мне!
Какие профессии не могут обойтись без особого индивидуального подхода к человеку? По опыту знаю, что педагог. Наверное, даже в большей степени необходим такой подход в медицине. Каковы причины заболевания, как идёт процесс, особенности реакции на лекарственные препараты. А культура разговора, душевность должны быть присущи всем медикам.
Вот уж кому не надо индивидуально подходить к личности - так это чиновнику, продавцу… У чиновника дела с разными людьми, конечно, разные. Но решать их надо одинаково культурно, одинаково честно, одинаково расторопно… А продавцам надо быть одинаково ко всем терпеливыми, честнейшими.
В старый Новый год консервативный(?) взгляд на новые явления.
Вы замечали такую аналогию: чем хуже живет народ, тем больше развлекательных программ, разных шоу? Веселись, народ! Участвуй в конкурсах, можно и в социальных шоу..Ещё можно потусоваться в социальных сетях. Народ обычно ищет такие, в которых весело, в которых нет политических тем, сложных жизненных проблем. Там все хорошо!!! Нырнул в виртуальную действительность, и на душе легче… хотя бы ненадолго. А ещё можно похвастаться событиями в своей жизни: увеселениями, поездками, какой у тебя дом или дача есть. В общем, как-то всё это вроде бы и виртуальное, но всё равно так же, как и в реальности материальное. Значит, и в виртуальном мире человеку больше всего интересно: а каков материальный мир того или другого человека.
Недостаток в кадрах учителей, врачей….. Были времена, когда не хватало и других профессий. Но вот чтобы были открытые вакансии чиновников, это бывает очень-преочень реденько. Сейчас особенно в сельской местности распространено семейное трудоустройство в разные учреждения. Таковое было всегда. Знаю одного работника ненизкого ранга, который, хотя и подросток был не силён в математике, считал гуманитарный уклон образования «нерентабельным», потому что он не даст обеспеченности в жизни. Что ж, может быть, он и прав. И негуманитарное образование, и родительская «опора» - сейчас самое важное в жизни молодого человека. А остальные уж как можете, так и живите! У каждого свой уровень возможностей!
Пусть в Крещение и не на тему или крещенских морозов, которые всё-таки обнаружили себя, или не о чём-то схожем. Возможно, какая-то связь есть между этим великим религиозным событием и писателем Николаем Васильевичем Гоголем.
Прочитала рекламу на одной из известных почтовых сетей. Вий 3 Д объявление о кино по повести Гоголя. «А что такого?» – спросите Вы. Я отвечу: «Буковки Н нет. Не говорю уже о сокращённом отчестве». Почему не удостоим уважения такого великого писателя? Это так трудно? Или сойдёт и так? Или настолько время рыночно-гоночное, что так спешим, поэтому чётко следить за информацией просто нет времени? Думаю, что это не оправдание! Уважаемые Господа, мы используем такое знаменитое произведение классического автора, это великое наследие российской культуры. Элементарная дань прошлому хотя бы в этом буковке Н должна быть? Это мы с Вами канем в Лету, и о нас страна и не вспомнит. А вот тех, кто оставил гигантский след в культуре, каждый в стране должен знать не только по фамилии, но и по имени, и желательно и по отчеству. Да к тому же в полном виде!
Вы видели когда-нибудь собачку любой породы, чтобы у неё на языке (в нашем случае посередине) было родимое пятно? Вот у нас такая восточно-европейская овчарка, уже больше года. Мы не сразу обратили на это внимание. Меченая… Отмеченный… Замеченный… Муж говорит, что это вполне нормально. Но я никогда с таким не встречалась, поэтому для меня это что-то особенное. Она, конечно, ещё не очень послушная, но умная. Супруг вполне доволен.
Времена так называемого застоя (правление Леонида Ильича Брежнева), наверное, с удовольствием вспоминают люди нашего поколения. Может, потому что это была наша юность. С высоты почти пятнадцатилетия ХХ I века попробуем немного вспомнить об этом времени. Никаких тебе потрясений простому люду. Образование и здравоохранение бесплатное. Жильё тоже. Еда была приближена к естественной на 100%. Кофе, колбасы, нашпигованных странными дополнительными веществами, почти не было. И пусть продуктов было намного меньше. Зато «опасных» продуктов мы даже и не знали. Никаких слухов о повышении пенсионного возраста не могло быть и речи. Начисление пенсии тоже было стабильным. Спокойствие и стабильность, отсутствие потрясений - вот что и надо во все времена человеку! Это в те времена и было. И сейчас даже как-то всё это удивительным кажется: ведь могло же такое быть, ведь хватало же сил у государства так существовать.
А сейчас государство не может жить без потрясений. Все, чьими ресурсами простой человек пользуется (газ, электроэнергия, ЖКХ и др.), делают всё, чтобы заинтриговать потребителя, сделать его жизнь неспокойной. И беспокойство за детей и внуков не оставляет, особенно существование пенсий в дальнейшем хоть в каком-то виде. Кругом одни изменения и всё не на спокойствие людям. Скажете, что реформы, нововведения без потрясений не бывают. Но это ведь не революции!
Человек сам по себе становится более гиперактивным, как будто чересчур импульсивным, а это ведь не на пользу всему. Гиперактивный ученик, например, не может быть внимательным даже не на очень длительное время. Это ведь плохо. Сосредоточиться надолго он не может. Нервозность у молодых людей копится и потом выплёскивается в мятежный негатив.
В общем, времена Брежнева с сегодняшней высоты кажутся нам временами безмятежными, умиротворёнными, в которых так хотелось бы продолжать жить.
В Татьянин день не о Татьянах. Пусть они не обижаются на меня. Моя сестра точно не обидится.
Прочитала - Россию ждёт демографическая катастрофа. Да, согласна. И никаким материнским капиталом, никаким повышением социальных выплат, никакой поддержкой многодетных семей, никаким образованием семейных домов это не остановить. Поздновато спохватились. Потому что уже вырастает поколение молодых, которые были одним (редко двумя) ребенком в семье. И они почувствовали спокойствие жизни по сравнению с теми, у кого было больше детей. И деньги сейчас непонятные, можно сказать, «бешеные», сколько ни зарабатывай - всё равно не хватает. Необходимы какие-то глобальные российские мероприятия, чтобы население поняло надёжность жизни. Вот проблема из проблем, на которую даже у самого Боженьки, наверное, нет ответа.
Обычно в школах дополнительное развитие большинства детей идёт в сфере искусства и спорта. Также и в России в целом. Поём, танцуем, занимаемся спортом. Хотелось бы видеть ещё и интеллектуальное развитие России, её умственные способности. Олимпиаду в Сочи, и вообще всегда все Олимпиады, рекламируют до её срока, начиная задолго. И люди всё о том, каковы мы в спорте, танцах, музыке, знают. А вот об участии России в каких-либо всемирных интеллектуальных соревнованиях что-то мы почти ничего не знаем. Или не о чём сказать, потому что недостойные результаты? В чём причина? Хочется знать об интеллектуальной силе России, а не только о песенной, танцевальной или спортивной. Дорогое наше правительство, не пожалейте денег на рекламу, на разные телепередачи о нашем российском интеллекте! Чтобы мы знали в лицо не только спортсменов, певцов, танцоров, артистов, но и в большей степени наших интеллектуальных умников. Наверное, средств так же, как и на телевизионную рекламу о сочинской Олимпиаде, хватит? И народ будет видеть наш интеллектуальный резерв, наших молодых умников и умниц! И радость, доставленная именно по этому поводу, у многих будет намного больше, чем по поводу спорта, танцев и песен. И хочется почаще держать кулачки не только за спортсменов, но и за интеллектуалов, которых бы так хотелось видеть в лицо. Не так ли, господа?
Год от года, десятилетие от десятилетия, век от века не меняются так называемые «вечные» нравственные проблемы. Даже возникают более частные. Как будто человечество не может решить их тысячелетия тысячелетий. Может, они те же самые, но звучат с точки зрения нового века? А всё, что другое, хоть через век, но решается. Нравственность – наверное, такая категория, которая с трудом поддаётся человеку. С природой человек может делать всё, что ему угодно. С экономикой, по крайней мере, стремится делать то, ему выгодно. В политике человек год от года, может быть, и совершенствуется. А вот, чтоб стать лучше, честнее, добрее, это получается у немногих и. сколько человечество ни старается, значительных улучшений в этой сфере не имеется. Но в целом, если говорят, что хороших людей больше, хорошо бы так бы и было.
Проценты, отметки, баллы - всё это оценивание в различных формах деятельности человека, в том числе и ребёнка. В разных странах по-разному. С появлением ЕГЭ пятёрку не приравняли к 100 баллам. Есть специальная шкала для этого.
У многих людей те отметки, которые сейчас наравне с баллами ещё существуют, останутся всегда самыми приемлемыми, останутся, наверное, как дорогие воспоминания. Мне почему-то и тогда, когда я была ученицей, и тогда, когда была учителем, больше нравилась оценка 4. Она посерединке знаний между тройкой и пятёркой. И какая-то самая наистабильная. До тройки не даёт упасть, и есть мечта - до пятёрки тянуться и тянуться. А когда кругом пятёрки – вроде бы и тянуться не до чего. А сейчас тянись, ученик, хотя бы к 70-80 баллам. Интересное понимание цели!
Четыре, а не пять
Приятно тоже получать.
Но цифра пять – любимая навеки.
Хотя сейчас ЕГЭ решает нашу жизнь,
И этой цифры не забудем мы вовеки,
Так хочется такое получать!
На сотню баллов жить, влюбляться и смеяться
Желаем всем сто раз опять!
Чем дольше готовлю материалы ученикам для подготовки к сочинению, чем чаще углубляюсь в мудрые мысли великих людей, тем больше убеждаюсь, что вот уже немало лет не мыслят высокомудро ни представители власти, ни политические деятели. Может, только современные религиозные деятели выражаются глубоко по-философски.
Какие мысли нынешних представителей власти останутся на века? Какие их мысли будут вечны для любых следующих эпох? Жили Платон, Аристотель, Жан-Жак Руссо, И.Кант, А.Шопенгауэр, Карл Маркс, Л.Н.Толстой, В.Соловьев, С.Булгаков и многие другие, мыслили и появлялось что-то совершенно новое в мышлении. И ещё интересный момент - все мыслители, жили нематериальными мерками. Значит, можно так жить.
А сейчас зачем мыслить так глубоко? Считается, что информации и так достаточно. Надо просто её подать на блюдечке – скорее всего, афоризмами блеснуть. Да и людям в нынешний рыночно-гоночный век нет времени мыслить. Надо дело делать, чтобы выживать, а не мудрствовать.
Какие же мы разные, люди! А какими становятся люди, уехавшие из сельской местности в город? И наоборот… Меняется ли в них что-то? Или нет? Я имею в виду, конечно, моральный облик. Вспоминаются случаи, когда я бывала в городе, у меня срабатывало как условный рефлекс одно желание - хотелось обязательно со всеми и с каждым поздороваться, улыбнуться. Но, увидев выражения лиц некоторых горожан, человек как бы постепенно теряет такой добрейший рефлекс.
Переехавшие из города обретают другой – уравновешенный, размеренный характер поведения, такой, когда можно со всеми договориться, когда ты знаешь всех, когда ты в большей степени, чем в городе, веришь в доброту и человечность мира. Конечно же, я не утверждаю антагонизма между городом и деревней. Просто констатирую, может, нечастые факты.
Жаль, что Пьер Безухов, один из главных героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир», становится Пьером Безруковым. Так пишет посетитель в поисковой системе. Фамилия классического образца молодого человека, который искал смысл жизни в 19 веке, стала похожа на фамилию известного киноактёра. Наверное, случайно. Наверное, просто перепутано звучание. Ну и что такого?! Такое явление ведь не повсеместное! Какие мелочные, мы, учителя?! Конечно, можно найти множество «оправданий».
Каждому учителю-предметнику, безусловно, хочется, чтобы хотя бы базовые знания у ребят были. А литература (так же, как русский язык и история) – это ещё и такой предмет, который лежит в основе нашей национальной гордости, можно сказать, и национальной идеи. Потеряв эту идею ещё в 90-е годы, мы до сих пор ищем её. А идея эта, по-моему, всегда со времени образования Руси и до сих пор заключается в нашем менталитете - в нашей человечности, в нашей русской душе. Поэтому придётся нам продолжать работать над развитием духовности. И даже просто четкое знание фамилии великого человека, литературного героя - это проявление уважения к своей национальной сути, к своей национальной сущности. Это проявление гордости за свою страну, это большущий плюс перед другими странами. Смотрите, дорогие народы, мы знаем своих великих людей, своих классических литературных героев (и не только спортсменов, певцов и др.) и стараемся не допускать никаких «погрешностей» в отношении к ним!