Мы начинаем публиковать пояснения к учебным курсам (темам) по русскому языку.
Из практики обучения известно, что из всех орфограмм русского языка непроверяемые безударные гласные в корне слова затрудняют учащихся в большинстве случаев. Действительно, эта орфограмма требует от учащегося гораздо бóльших практических тренировочных усилий, чем остальные орфограммы.
Обратите внимание на особенности учебного материала и особенности онлайн-обучения в интернет-ресурсе «ЕГЭтека».
Слова в вариантах подобраны по следующему принципу: 6 слов с безударной гласной А и 6 слов с безударной гласной О.
Многократная тестовая ситуация со словами из одной и той же группы слов способствует более эффективному развитию зрительной орфографической памяти.
На подготовительном этапе варианта ученик прорабатывает слова, с которыми ему предстоит тестовая работа. Чем дольше работает зрительная память, тем эффективнее запоминается правильное написание слова.
Тесты для самопроверки пропускать нежелательно. Чем больше и качественнее (сразу правильный ответ) Вы сделаете таких тестов, тем лучше будет результат в проверочных тестах.
Более достойные баллы ждут Вас в случае, если Вы будете действовать в соответствии с предложенным порядком:
Если после прохождения курса (темы) – непроверяемые безударные гласные в корне слова – Вы сумеете организовать для себя проверочную письменную работу по пройденному учебному материалу, такие Ваши действия принесут более достойные плоды на ЕГЭ.
Уважаемые юноши и девушки!
Обращаемся к вам по поводу повторения тем по русскому языку, которые изучаются в средних классах. Среди таких тем – «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ», которое изучается в 8 классе. Недостаточно повторения теоретических знаний, т.е. знания всех терминов: что такое главное слово и зависимое слово, способы подчинительной связи: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ.
Чтобы выполнить задание В3, необходимо восстановить следующие навыки, заложенные в 8 классе:
умение определять главное и зависимое слово
какими частями они выражены
способ связи в подчинительном словосочетании
Знайте, что по русскому языку самое главное – тренировочные навыки. Насколько хорошо они у вас развиты, настолько быстро и правильно вы выполните задания.
Мы уверены в мудрости нашего завуча по учебной работе, которая придерживалась такого принципа: «Количество всегда превращается в качество».
Поэтому приглашаем вас для качественной подготовки к ЕГЭ в 8 класс.
Советуем
В процессе тестирования обязательно читайте теоретические сведения на подготовительных этапах.
Не оставляйте восстановление практических навыков тестирования по этой теме на весенние месяцы, когда у вас будет довольно напряжённое время, и вы просто-напросто не успеете.
Наверное, многие из одиннадцатиклассников уже задумались: а какие темы повторить по русскому языку?
Возможно, кто-то основывался на интуиции, уверена, что большинство – на результатах тестирования, проводимых Вашим учителем, на результатах тестирования в разных интернет-ресурсах и пособиях для подготовки к ЕГЭ
Что бы ни было в основе Ваших выводов, очень полезно над этим задуматься. Из опыта моего преподавания известно, что некоторые ученики не всегда справлялись с заданием на определение ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА (в частности, конкретно в тексте).
Приведём пример из пособия Н.А.Сениной. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ.
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Первоначально человек не выделял себя из мира природы как нечто уникальное.
(2)Постепенно в европейской культуре сформировался и возобладал антропоцентристский взгляд на мир, согласно которому человек рассматривался высшей (разумеется, после Бога) ценностью в Мироздании, своеобразным мерилом всех его проявлений. (3)В ХІХ веке в связи с бурным развитием естественных и социальных наук (биологии, антропологии, психологии, социологии) вопрос о природе человека стали рассматривать во взаимосвязи биологического и социального.
(4), с одной стороны, будучи одним из биологических видов и возникнув в результате эволюции, подчиняется общим законам природы, а с другой стороны, над его биологической основой надстраивается особый социальный и культурный мир, в котором только и может разворачиваться жизнедеятельность индивида. (5) … человек – существо биосоциальное.
А12. Какое слово в тексте имеет значение: «не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром»?
1) развитие (предложение 3)
2) взаимосвязь (предложение 3)
3) эволюция (предложение 4)
4) закон (предложение 4)
Ответ: 4.
Вы можете возразить: с 1 класса по 11 класс запаса лексики достаточно!
Я тоже была такого мнения – ведь планирование уроков русского всегда основывается на знакомстве учащихся со словом и его лексическим значением.
Может быть, ошибки возникают оттого, что средство обучения – тест, где из 4-х вариантов предлагается выбрать правильный? Возможно и так.
Если ученика попросить сказать, что такое апелляция, он ответит; что такое аттестация… тоже ответит. А вот в тесте, где надо отличить эти слова от слов апология, апробация, не всем удаётся справиться с заданием. И очень жаль, что в итоге, когда ученики после сдачи будут смотреть свои результаты, окажется, что результат тестового вопроса по лексическому значению аттестован - 0 баллов.
И ещё известно из опыта, что · лексическое значение существительного запоминается легче, чем лексическое значение остальных частей речи; · у одного учащегося тематика одной группы слов запоминается лучше, чем тематика другой группы; у другого – наоборот. Скорее всего, это зависит от интереса учащегося.
Значит, насколько широк должен быть у ученика лексический запас слов! И запас этот должен быть не кратковременным, а долговременным. А самое главное всё-таки (согласитесь со мной!) – кто почаще самостоятельно заглядывал в толковый словарь, у тех шансов получить за это задание достойный балл намного больше.
Вот я и порассуждала с Вами, дорогие одиннадцатиклассники!
Конечно, я бы предложила начать такую работу по лексике в 10 классе. По моему мнению, у десятиклассников всё-таки меньше учебной нагрузки. Но и сейчас не поздно. Поэтому предлагаю посмотреть темы курсов по лексике: Язык. Речь.
Политика
Право
Экономика
Психология
Социология
Музыка
Архитектура
Спорт
Чтобы не терять время на тестах для самопроверки, можете сразу делать проверочные тесты.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант3
Вариант 4
Вариант 5
Тесты (5) ← здесь расположены проверочные тесты
Выберите заинтересовавшую Вас тему и пройдите тесты. Возможно, что некоторые из Вас выбрали для ЕГЭ обществознание, поэтому тестирование будет полезным для Вас и по этому предмету. Остаётся пожелать Вам старания и терпения!
С уважением учитель русского языка (ныне пенсионер) Помелова Галина Николаевна (администратор и автор сайта).
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о фразеологизмах. Это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. *** Всем Вам известно, что среди заданий части В есть задание по поводу языковых особенностей текста. В роли средства выразительности может выступать и фразеологизм. Необходимость знания фразеологизмов и тем более уместного их использования для сочинения по прочитанному тексту никто, надеемся, не будет отрицать. *** Давайте прочитаем о том, как А.П.Чехов характеризует интеллигентных людей, и почувствуем, что живую и образную манеру повествованию придают именно фразеологизмы.
Цитата
Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным. …Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! …Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. …Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии… … Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. …Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.
*** Приводим пример задания В 8 по статье Л.Лиходеева «Чистая душа». (Из пособия Н.А.Сениной. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ.) [ Очень полезное пособие!!!]
Необходимо вставить термины, соответствующие языковым особенностям текста, на места пропусков. Список терминов: анафора книжная лексика инверсия фразеологизмы * олицетворение парцелляция оксюморон разговорная лексика
Цитата
… Чем же всё-таки вызывает симпатии киногерой? Он вызывает симпатии тем, что отвечает своим поведением на ряд вопросов, накопившихся у зрителя, и отвечает именно так, как зрителю хотелось бы. Зритель сам понимает, что к чему. Он не любит ответов невпопад. Он всегда хочет одного и того же: ещё раз убедиться в том, что он, зритель, окончательно правильно смотрит на жизнь и что он совершенно верно судит о том о сём. И герой, подтверждающий его воззрения, мил ему и симпатичен. Но существуют киногерои, которые ставят зрителя в тупик. Оказывается, зритель-то – того, не прав. Как быть с их дальнейшими взаимоотношениями? Кто возьмёт верх? Вот тут-то и берёт верх настоящее искусство…
*** В течение обучения в средней школе у ученика складывается определённый словарный запас, в том числе и фразеологизмов. Чтобы показать знания по данной теме, необходимо освежить в памяти хотя бы некоторое количество фразеологизмов. Такая возможность у Вас есть.
Предлагаем курс Фразеологические обороты. 11 кл.http://www.egeteka.ru/learning/course/russian/course8/index 1.В онлайн-обучении в каждом варианте (с 1 по 20) на подготовительном этапе № 1 или № 2 можно просто прочитать о 4-х фразеологизмах и их значениях. 2.Если Вы уверены, что у Вас достаточный запас фразеологизмов и Вы хорошо знаете их значения, можно сразу начать проходить проверочные тесты. Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 и т.д. Тесты (20) ← здесь находятся проверочные тесты Чтобы получить результат – тест пройден, - лучше всего делать так. Сначала читать в варианте 1 на подготовительном этапе материал о 4-х фразеологизмах, затем перейти к проверочному тесту № 1. Прочитать в варианте 2 на подготовительном этапе материал о 4-х фразеологизмах, затем перейти к проверочному тесту № 2. И т.д. Вы можете и не читать учебный материал о фразеологизмах, а сразу пройти проверочные тесты. В каждом проверочном тесте по 7 тестовых вопросов. *** Рассмотрите пример тестового вопроса в одном из проверочных тестов. (С готовым ответом - *). Укажите подходящий по смыслу фразеологизм (форма слов может быть изменена).
Брызгая водой, он без умолку говорил о походе, о товарище и о том, что теперь можно ни о чём не думать и [ … ] до сентября.
Здравствуйте, наши молодые друзья!
В оставшееся до ЕГЭ время мы хотим, чтобы Вы заглянули на страницы бесплатных тестов. Особое внимание обратите на средства выразительности русского языка. Надеемся, что Ваша самоподготовка даст хорошие результаты на экзамене!