Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - БИЧ КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)




НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - БИЧ КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

План инфо-урока:

1.Учителю и родителю о том, как помочь ребёнку

2.Особенности научно-популярного стиля речи

3.Что такое термин, олицетворение, эпитет, сравнение и т.п.

4.Сведения об авторе текста

5.Текст БИЧ КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

6.Признаки научно-популярного текста БИЧ КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

Примеры

- терминов, понятий

- олицетворений

- эпитетов

- устаревших слов

7.Используемая литература


1.УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЮ О ТОМ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

Читать готовые примеры по любому предмету и вникать в их смысл - полезное занятие.

Посоветуйте ребенку прочитать материал инфо-урока по русскому языку и вдумчиво рассмотреть примеры доказательств научно-популярного стиля. Такая работа улучшит результаты итоговой государственной проверки в 4 классе и станет основательной базой для обучения в 5 классе и ГИА – ЕГЭ. Обдумывание готовых примеров признаков научно-популярного текста способствует развитию умений находить эти признаки в тексте.


2.ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Произведения научно-популярного стиля(подстиля) рассчитаны на широкий круг читателей, поэтому в них общенаучная лексика отличается от строго научной лексики более простым изложением научных понятий, специальных терминов.

Чтобы привлечь внимание читателей, авторы используют выразительные средства художественного стиля: эпитеты, олицетворения, сравнения и т.п.


3.ЧТО ТАКОЕ ТЕРМИН, ЭПИТЕТ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ

Термин - слово или словосочетание – название определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Например, летопись, дворянин, революция, республика, материк, морфема и др.

Слова в переносном значении (метафора)

Многозначные слова имеют прямые и переносные значения. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, крыло птицы. Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе сходства двух предметов или явлений, например: крыло самолёта.

Эпитет (от греч. приложение) – слово, с помощью которого описывается предмет или явление и подчёркиваются его признаки, свойства, качества. В большинстве случаев эпитет – это такое имя прилагательное, с помощью которого создаётся яркий, выразительный образ. Например, нарядная березка, зеленокосая берёзка.

Но не каждое прилагательное может быть эпитетом. Например, парковая аллея. Прилагательное парковая - не эпитет.

Олицетворение – слово (глагол) в переносном значении, с помощью которого неживой предмет уподобляется живому существу. Например, часы идут точно.

Сравнение - слово или несколько слов, с помощью которых один предмет сравнивается с другим. Например, я наблюдал за полётом быстрых, как молнии, стрижей.

Устаревшие слова - это слова, которые вышли из активного употребления. Устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы. Историзмы - это слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли, например: боярин, купец. Архаизмы - это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке, например: чело - лоб, ветрило - парус. Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи.


4. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ТЕКСТА

Лес… Как просто звучит это слово! Но стоит войти в лесную чащу и возникают сотни вопросов. Почему вместо стройного леса появляется корявый? Почему лесной океан всё уменьшается, несмотря на старания лесоводов? Почему в больших городах чахнут сосны?.. Эти и многие другие вопросы волнуют лесовода Алексея Всеволодовича Смирнова и его друзей по специальности. «Но может быть, о деревьях и жизни леса интересно узнать и ребятам?..» - подумал лесовод А.В.Смирнов и написал для школьников книгу «Лес».


5.ТЕКСТ - БИЧ КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

В тексте выделены слова и словосочетания, которые являются доказательством, что это текст научно-популярный.

На следующем этапе урока (6) есть пояснения.

БИЧ* КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ

1)Примерно в то самое время, когда Графф* начал создавать в степях Донбасса лесные чащи, в пустынные калмыцкие степи приехал инспектор лесного департамента Фрейман.

2) Скотоводы-калмыки давно жаловались, что скот гибнет от зимних ветров и от летнего зноя. 3) Чтобы защитить животных, нужно было посадить лес. 4) И вот в Астрахани был разработан грандиозный по тем временам сорокалетний план облесения степей: по десятине леса на каждую кибитку скотовода.

5) Лесничие приступили к посадкам, но эти посадки просуществовали недолго. 6) Только под Элистой, там, где почва орошалась водой родников, лес зеленел. 7) В других местах плантации леса сохли.8) Сорокалетний план рухнул, степь осталась без леса. 9) Кто же виноват?

10) Когда-то на месте калмыцких степей плескался Каспий, а Волга впадала в него там, где сейчас стоит город Камышин. 11) Потом Каспий отступил, но оставил по себе недобрую память - засоленные почвы. 12) Называлась такая почва «солончаковый солонец». 13) Больше миллиона гектаров солончаковых почв лежит в Заволжье. 14) Вот эти-то насквозь просолённые почвы и помешали калмыцким лесничим выполнить смелый план облесения степей.

15) Прошло сто лет, и лесники вновь появились в этих местах. 16) Это были работники Института леса Академии наук СССР. 17) Задача на первый взгляд казалась неразрешимой. 18) Чтобы лес рос в степи, нужно рассолить, вымыть из неё соль. 19) Чтобы рассолить почву, следует посадить на ней лес, потому что только лес может собрать достаточно снега, и тогда талая вода сможет промыть почву. 20) Возникал замкнутый круг. 21) Но советские лесоводы не отступили. 21) Они решили сажать лес. 22) В отличие от своих предшественников, у них была могучая техника и они знали биологию тех древесных пород, которые собирались сажать. 23) Одной из таких пород был вяз мелколистный. (По А.В.Смирнову)

* БИЧ -

1. Длинная плеть, кнут из мелко свитых ремней. Хлопать бичом. Цирковой наездник с бичом.

2. Кнут как орудие наказания, угнетения (книжн.). Покорствуя бичам, здесь рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца. (А.С.Пушкин)

3. (перен.) Наказание в виде бедствия. Бич божий. Лютейший бич небес, природы ужас - мор.(И.А.Крылов)

В названии текста - БИЧ КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ - слово бич употребляется в 3-м (переносном) значении.

* Виктор Егорович фон Графф (1820-1867) - подпоручик корпуса лесничих.

В 2008 году исполнилось 165 лет Великоанадольскому лесу - первому на территории бывшей Российской империи лесному массиву, искусственно созданному в сухой степи для защиты прилегающих сельскохозяйственных земель от засух и пыльных бурь. Великоанадольский опытный лес и Великоанадольская лесная школа (ныне - лесхоз-техникум) были основаны знаменитым лесоводом В.Е. фон Граффом.

http://www.liveinternet.ru/users/4549244/post234522545


6.ПРИЗНАКИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА - БИЧ КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

Термины, понятия:

предл. 1 - степях, Донбасса, инспектор, департамента

предл. 2 - скотоводы

предл. 4 - Астрахани

предл. 5 – лесничие

предл. 6 - Элистой, почва

предл. 7 - плантации

предл. 10 - Каспий, Волга, Камышин

предл. 12 - солончаковый солонец

предл. 13 - гектаров, Заволжье

предл. 16 - Института леса Академии наук СССР

предл. 21 - лесоводы

предл. 22 - биологию, древесных пород

предл. 23 - вяз мелколистный

Слова в переносном значении (метафора):

название текста - бич степей

Олицетворение:

предл. 8 - рухнул (план)

предл. 11 - (Каспий) отступил

предл. 15 - прошло (сто лет)

Эпитет:

предл. 4 - грандиозный

предл. 11 - недобрую

предл. 22 - могучая

Устаревшие слова:

предл. 4 - кибитку


ЖЕЛАЕМ УДАЧИ В РАЗВИТИИ УМЕНИЯ ВНИКАТЬ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ!

7.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.А.В.Смирнов. Лес. Детская литература. М.1969.

2.Н.Я.Дмитриева. Естествознание. 1 кл. М., Просвещение, 1991.

3.И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева, Н.В.Борзова. Естествознание. Учебник-хрестоматия для 3 кл. трёхлетней начальной школы, М., Просвещение, 1997.

4.Н.И.Ворожейкина, З.А.Клепинина. Окружающий мир. Учебник

для 4 кл. начальной школы. М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.

5.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю.Шведовой. М., «Русский язык», 1990.



Назад в раздел



...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...