НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - БИЧ КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - БИЧ КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
План инфо-урока:
1.Учителю и родителю о том, как помочь ребёнку
2.Особенности научно-популярного стиля речи
3.Что такое термин, олицетворение, эпитет, сравнение и т.п.
4.Сведения об авторе текста
5.Текст БИЧ КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
6.Признаки научно-популярного текста БИЧ КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
Примеры
- терминов, понятий
- олицетворений
- эпитетов
- устаревших слов
7.Используемая литература
1.УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЮ О ТОМ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
Читать готовые примеры по любому предмету и вникать в их смысл - полезное занятие.
Посоветуйте ребенку прочитать материал инфо-урока по русскому языку и вдумчиво рассмотреть примеры доказательств научно-популярного стиля. Такая работа улучшит результаты итоговой государственной проверки в 4 классе и станет основательной базой для обучения в 5 классе и ГИА – ЕГЭ. Обдумывание готовых примеров признаков научно-популярного текста способствует развитию умений находить эти признаки в тексте.
2.ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ РЕЧИ
Произведения научно-популярного стиля(подстиля) рассчитаны на широкий круг читателей, поэтому в них общенаучная лексика отличается от строго научной лексики более простым изложением научных понятий, специальных терминов.
Чтобы привлечь внимание читателей, авторы используют выразительные средства художественного стиля: эпитеты, олицетворения, сравнения и т.п.
3.ЧТО ТАКОЕ ТЕРМИН, ЭПИТЕТ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ
Термин - слово или словосочетание – название определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Например, летопись, дворянин, революция, республика, материк, морфема и др.
Слова в переносном значении (метафора)
Многозначные слова имеют прямые и переносные значения. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, крыло птицы. Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе сходства двух предметов или явлений, например: крыло самолёта.
Эпитет (от греч. приложение) – слово, с помощью которого описывается предмет или явление и подчёркиваются его признаки, свойства, качества. В большинстве случаев эпитет – это такое имя прилагательное, с помощью которого создаётся яркий, выразительный образ. Например, нарядная березка, зеленокосая берёзка.
Но не каждое прилагательное может быть эпитетом. Например, парковая аллея. Прилагательное парковая - не эпитет.
Олицетворение – слово (глагол) в переносном значении, с помощью которого неживой предмет уподобляется живому существу. Например, часы идут точно.
Сравнение - слово или несколько слов, с помощью которых один предмет сравнивается с другим. Например, я наблюдал за полётом быстрых, как молнии, стрижей.
Устаревшие слова - это слова, которые вышли из активного употребления. Устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы. Историзмы - это слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли, например: боярин, купец. Архаизмы - это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке, например: чело - лоб, ветрило - парус. Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи.
4. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ТЕКСТА
Лес… Как просто звучит это слово! Но стоит войти в лесную чащу и возникают сотни вопросов. Почему вместо стройного леса появляется корявый? Почему лесной океан всё уменьшается, несмотря на старания лесоводов? Почему в больших городах чахнут сосны?.. Эти и многие другие вопросы волнуют лесовода Алексея Всеволодовича Смирнова и его друзей по специальности. «Но может быть, о деревьях и жизни леса интересно узнать и ребятам?..» - подумал лесовод А.В.Смирнов и написал для школьников книгу «Лес».
5.ТЕКСТ - БИЧ КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
В тексте выделены слова и словосочетания, которые являются доказательством, что это текст научно-популярный.
На следующем этапе урока (6) есть пояснения.
БИЧ* КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ
1)Примерно в то самое время, когда Графф* начал создавать в степях Донбасса лесные чащи, в пустынные калмыцкие степи приехал инспектор лесного департамента Фрейман.
2) Скотоводы-калмыки давно жаловались, что скот гибнет от зимних ветров и от летнего зноя. 3) Чтобы защитить животных, нужно было посадить лес. 4) И вот в Астрахани был разработан грандиозный по тем временам сорокалетний план облесения степей: по десятине леса на каждую кибитку скотовода.
5) Лесничие приступили к посадкам, но эти посадки просуществовали недолго. 6) Только под Элистой, там, где почва орошалась водой родников, лес зеленел. 7) В других местах плантации леса сохли.8) Сорокалетний план рухнул, степь осталась без леса. 9) Кто же виноват?
10) Когда-то на месте калмыцких степей плескался Каспий, а Волга впадала в него там, где сейчас стоит город Камышин. 11) Потом Каспий отступил, но оставил по себе недобрую память - засоленные почвы. 12) Называлась такая почва «солончаковый солонец». 13) Больше миллиона гектаров солончаковых почв лежит в Заволжье. 14) Вот эти-то насквозь просолённые почвы и помешали калмыцким лесничим выполнить смелый план облесения степей.
15) Прошло сто лет, и лесники вновь появились в этих местах. 16) Это были работники Института леса Академии наук СССР. 17) Задача на первый взгляд казалась неразрешимой. 18) Чтобы лес рос в степи, нужно рассолить, вымыть из неё соль. 19) Чтобы рассолить почву, следует посадить на ней лес, потому что только лес может собрать достаточно снега, и тогда талая вода сможет промыть почву. 20) Возникал замкнутый круг. 21) Но советские лесоводы не отступили. 21) Они решили сажать лес. 22) В отличие от своих предшественников, у них была могучая техника и они знали биологию тех древесных пород, которые собирались сажать. 23) Одной из таких пород был вяз мелколистный. (По А.В.Смирнову)
* БИЧ -
1. Длинная плеть, кнут из мелко свитых ремней. Хлопать бичом. Цирковой наездник с бичом.
2. Кнут как орудие наказания, угнетения (книжн.). Покорствуя бичам, здесь рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца. (А.С.Пушкин)
3. (перен.) Наказание в виде бедствия. Бич божий. Лютейший бич небес, природы ужас - мор.(И.А.Крылов)
В названии текста - БИЧ КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ - слово бич употребляется в 3-м (переносном) значении.
* Виктор Егорович фон Графф (1820-1867) - подпоручик корпуса лесничих.
В 2008 году исполнилось 165 лет Великоанадольскому лесу - первому на территории бывшей Российской империи лесному массиву, искусственно созданному в сухой степи для защиты прилегающих сельскохозяйственных земель от засух и пыльных бурь. Великоанадольский опытный лес и Великоанадольская лесная школа (ныне - лесхоз-техникум) были основаны знаменитым лесоводом В.Е. фон Граффом.
http://www.liveinternet.ru/users/4549244/post234522545
6.ПРИЗНАКИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА - БИЧ КАЛМЫЦКИХ СТЕПЕЙ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
Термины, понятия:
предл. 1 - степях, Донбасса, инспектор, департамента
предл. 2 - скотоводы
предл. 4 - Астрахани
предл. 5 – лесничие
предл. 6 - Элистой, почва
предл. 7 - плантации
предл. 10 - Каспий, Волга, Камышин
предл. 12 - солончаковый солонец
предл. 13 - гектаров, Заволжье
предл. 16 - Института леса Академии наук СССР
предл. 21 - лесоводы
предл. 22 - биологию, древесных пород
предл. 23 - вяз мелколистный
Слова в переносном значении (метафора):
название текста - бич степей
Олицетворение:
предл. 8 - рухнул (план)
предл. 11 - (Каспий) отступил
предл. 15 - прошло (сто лет)
Эпитет:
предл. 4 - грандиозный
предл. 11 - недобрую
предл. 22 - могучая
Устаревшие слова:
предл. 4 - кибитку
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ В РАЗВИТИИ УМЕНИЯ ВНИКАТЬ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ!
7.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.А.В.Смирнов. Лес. Детская литература. М.1969.
2.Н.Я.Дмитриева. Естествознание. 1 кл. М., Просвещение, 1991.
3.И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева, Н.В.Борзова. Естествознание. Учебник-хрестоматия для 3 кл. трёхлетней начальной школы, М., Просвещение, 1997.
4.Н.И.Ворожейкина, З.А.Клепинина. Окружающий мир. Учебник
для 4 кл. начальной школы. М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
5.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю.Шведовой. М., «Русский язык», 1990.
Назад в раздел