НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ: ОБВИНЯЕМАЯ - ЕЛЬ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ: ОБВИНЯЕМАЯ - ЕЛЬ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
План инфо-урока:
1.Учителю и родителю о том, как помочь ребёнку
2.Особенности научно-популярного стиля речи
3.Что такое термин, олицетворение, эпитет, сравнение и т.п.
4.Сведения об авторе текста
5.Текст ОБВИНЯЕМАЯ - ЕЛЬ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
6.Признаки научно-популярного текста ОБВИНЯЕМАЯ - ЕЛЬ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
Примеры
- терминов, понятий
- олицетворений
- эпитетов
- сравнений
- слов с переносным значением (метафор)
- слов разговорного стиля
7.Используемая литература
1.УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЮ О ТОМ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
Читать готовые примеры по любому предмету и вникать в их смысл - полезное занятие.
Посоветуйте ребенку прочитать материал инфо-урока по русскому языку и вдумчиво рассмотреть примеры доказательств научно-популярного стиля. Такая работа улучшит результаты итоговой государственной проверки в 4 классе и станет основательной базой для обучения в 5 классе и ГИА – ЕГЭ. Обдумывание готовых примеров признаков научно-популярного текста способствует развитию умений находить эти признаки в тексте.
2.ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ РЕЧИ
Произведения научно-популярного стиля(подстиля) рассчитаны на широкий круг читателей, поэтому в них общенаучная лексика отличается от строго научной лексики более простым изложением научных понятий, специальных терминов.
Чтобы привлечь внимание читателей, авторы используют выразительные средства художественного стиля: эпитеты, олицетворения, сравнения и т.п.
3.ЧТО ТАКОЕ ТЕРМИН, ЭПИТЕТ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ
Термин - слово или словосочетание – название определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Например, летопись, дворянин, революция, республика, материк, морфема и др.
Слова в переносном значении (метафора)
Многозначные слова имеют прямые и переносные значения. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, крыло птицы. Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе сходства двух предметов или явлений, например: крыло самолёта.
Эпитет (от греч. приложение) – слово, с помощью которого описывается предмет или явление и подчёркиваются его признаки, свойства, качества. В большинстве случаев эпитет – это такое имя прилагательное, с помощью которого создаётся яркий, выразительный образ. Например, нарядная березка, зеленокосая берёзка.
Но не каждое прилагательное может быть эпитетом. Например, парковая аллея. Прилагательное парковая - не эпитет.
Олицетворение – слово (глагол) в переносном значении, с помощью которого неживой предмет уподобляется живому существу. Например, часы идут точно.
Сравнение - слово или несколько слов, с помощью которых один предмет сравнивается с другим. Например, я наблюдал за полётом быстрых, как молнии, стрижей.
4. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ТЕКСТА
Лес… Как просто звучит это слово! Но стоит войти в лесную чащу и возникают сотни вопросов. Почему вместо стройного леса появляется корявый? Почему лесной океан всё уменьшается, несмотря на старания лесоводов? Почему в больших городах чахнут сосны?.. Эти и многие другие вопросы волнуют лесовода Алексея Всеволодовича Смирнова и его друзей по специальности. «Но может быть, о деревьях и жизни леса интересно узнать и ребятам?..» - подумал лесовод А.В.Смирнов и написал для школьников книгу «Лес».
5.ТЕКСТ - ОБВИНЯЕМАЯ - ЕЛЬ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
В тексте выделены слова и словосочетания, которые являются доказательством, что это текст научно-популярный.
На следующем этапе урока (6) есть пояснения.
ОБВИНЯЕМАЯ - ЕЛЬ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
1)Русский крестьянин, распахивая землю из-под северного елового леса, наперёд знал, что недолго ему собирать урожай на лесной ниве. 2) Через три-четыре года пашня истощится, потому что верхний слой её бесплоден. 3) Он серый и похож на золу. 4) Крестьяне его так и называли: подзол.
5) Почвоведы объясняли это так. 6) В еловых лесах почва покрыта плотным плащом опавшей хвои и мха. 7) Кислые растворы из подстилки вымывают из почвы питательные вещества, оставляя сверху бесплодный кварц. 8) Корни ели не идут в глубь почвы, а, скапливаясь сверху, уплотняют её, как кирпич. 9) Плотная крона ели не пропускает к почве лучи солнца.
10) «Ель сама себе роет могилу», - шутят почвоведы.
11) Правда, в последние годы советский почвовед профессор С.В.Зонн, изучая горные леса Болгарии, обнаружил под елью почвы без признаков ухудшения. 12) Бесплодного слоя в них не было. 13) Такие же почвы обнаружили в Сибири.
14) Но это только там, где ель растёт на богатом грунте. 15) Однако лесоводы нашли способ заставить ель не ухудшать почву. 16) И научил их этому горький опыт неудач, который постиг в недалёком прошлом немецких лесников. (По А.В.Смирнову)
6.ПРИЗНАКИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА - ОБВИНЯЕМАЯ - ЕЛЬ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
Термины, понятия:
предл. 4 - подзол
предл. 5 - почвоведы
предл. 6 - почва
предл. 6 - хвои, мха
предл. 7 - кислые растворы, питательные вещества, кварц
предл. 9 - крона
предл. 11 - Болгарии
предл. 13 - Сибири
предл. 14 - грунте
предл. 15 - лесоводы
Олицетворение:
предл. 8 - (корни) не идут
предл. 10 - (ель) роет
Эпитет:
предл. 14 - богатом
предл. 16 - горький
Сравнение:
предл. 6 - плащом (хвои и мха)
предл. 8 - как кирпич
Слова в переносном значении (метафора)
предл. 1 - (лесной) ниве
Слова разговорного стиля:
предл. 1 - наперёд
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ В РАЗВИТИИ УМЕНИЯ ВНИКАТЬ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ!
1.А.В.Смирнов. Лес. Детская литература. М.1969.
2.Н.Я.Дмитриева. Естествознание. 1 кл. М., Просвещение, 1991.
3.И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева, Н.В.Борзова. Естествознание. Учебник-хрестоматия для 3 кл. трёхлетней начальной школы, М., Просвещение, 1997.
4.Н.И.Ворожейкина, З.А.Клепинина. Окружающий мир. Учебник
для 4 кл. начальной школы. М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
5.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю.Шведовой. М., «Русский язык», 1990.
Назад в раздел