Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - КОГДА ЛЕС ПЕРЕСТАЁТ БЫТЬ ЛЕСОМ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)




НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - КОГДА ЛЕС ПЕРЕСТАЁТ БЫТЬ ЛЕСОМ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

План инфо-урока:

1.Учителю и родителю о том, как помочь ребёнку

2.Особенности научно-популярного стиля речи

3.Что такое термин, олицетворение, эпитет, сравнение и т.п.

4.Сведения об авторе текста

5.Текст - КОГДА ЛЕС ПЕРЕСТАЁТ БЫТЬ ЛЕСОМ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

6.Признаки научно-популярного текста - КОГДА ЛЕС ПЕРЕСТАЁТ БЫТЬ ЛЕСОМ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

Примеры

- терминов, понятий

- олицетворений

- эпитетов

- сравнений

- слов с переносным значением (метафор)

- антонимов

- слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

7.Используемая литература


1.УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЮ О ТОМ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

Читать готовые примеры по любому предмету и вникать в их смысл - полезное занятие.

Посоветуйте ребенку прочитать материал инфо-урока по русскому языку и вдумчиво рассмотреть примеры доказательств научно-популярного стиля. Такая работа улучшит результаты итоговой государственной проверки в 4 классе и станет основательной базой для обучения в 5 классе и ГИА – ЕГЭ. Обдумывание готовых примеров признаков научно-популярного текста способствует развитию умений находить эти признаки в тексте.


2.ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Произведения научно-популярного стиля(подстиля) рассчитаны на широкий круг читателей, поэтому в них общенаучная лексика отличается от строго научной лексики более простым изложением научных понятий, специальных терминов.

Чтобы привлечь внимание читателей, авторы используют выразительные средства художественного стиля: эпитеты, олицетворения, сравнения и т.п.


3.ЧТО ТАКОЕ ТЕРМИН, ЭПИТЕТ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ

Термин - слово или словосочетание – название определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Например, летопись, дворянин, революция, республика, материк, морфема и др.

Слова в переносном значении (метафора)

Многозначные слова имеют прямые и переносные значения. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, крыло птицы. Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе сходства двух предметов или явлений, например: крыло самолёта.

Эпитет (от греч. приложение) – слово, с помощью которого описывается предмет или явление и подчёркиваются его признаки, свойства, качества. В большинстве случаев эпитет – это такое имя прилагательное, с помощью которого создаётся яркий, выразительный образ. Например, нарядная березка, зеленокосая берёзка.

Но не каждое прилагательное может быть эпитетом. Например, парковая аллея. Прилагательное парковая - не эпитет.

Олицетворение – слово (глагол) в переносном значении, с помощью которого неживой предмет уподобляется живому существу. Например, часы идут точно.

Сравнение - слово или несколько слов, с помощью которых один предмет сравнивается с другим. Например, я наблюдал за полётом быстрых, как молнии, стрижей.

Антонимы - слова, которые имеют противоположное значение, например: хороший - плохой, добро – зло, рано – поздно.


4. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ТЕКСТА

Лес… Как просто звучит это слово! Но стоит войти в лесную чащу и возникают сотни вопросов. Почему вместо стройного леса появляется корявый? Почему лесной океан всё уменьшается, несмотря на старания лесоводов? Почему в больших городах чахнут сосны?.. Эти и многие другие вопросы волнуют лесовода Алексея Всеволодовича Смирнова и его друзей по специальности. «Но может быть, о деревьях и жизни леса интересно узнать и ребятам?..» - подумал лесовод А.В.Смирнов и написал для школьников книгу «Лес».


5.ТЕКСТ - КОГДА ЛЕС ПЕРЕСТАЁТ БЫТЬ ЛЕСОМ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

В тексте выделены слова и словосочетания, которые являются доказательством, что это текст научно-популярный.

На следующем этапе урока (6) есть пояснения.

КОГДА ЛЕС ПЕРЕСТАЁТ БЫТЬ ЛЕСОМ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

1) Лесную полосу в степи стараются иногда делать густой и плотной. 2) Чем плотнее полоса леса, тем больше она задерживает ветер. 3) Хорошая полоса леса задерживает ветер на расстоянии, которое в сорок раз больше её высоты.

4) Чем сильнее ослаблен ветер, тем меньше снега он сдует с поля и тем меньше земли он унесёт во время чёрной бури. 5) Но есть у плотной полосы леса одно уязвимое место.

6) Ветер у полосы леса так внезапно тормозится, что снег, собранный ветром с поля, оседает, образуя сугроб. 7) Здесь накапливается и сугроб земли, сдутой с поля.

8) Для железной дороги это хорошо, для поля - плохо.

9) Решили сделать лесную полосу узкой - в один или два ряда. 10) Силу ветра она ослабит, а в то же время ветер равномерно разметет снег по полю.

11) Хорошо? 12) Хорошо для поля. 13) А для леса не хорошо. 14) Такая узкая полоса и на лес-то не похожа. 15) Деревьев в ней много, но это не лес, а аллея. 16) Лес тогда становится лесом, когда в нем образуется свой климат, свои лесные травы. 17) Такой лес будет устойчив в степи и сможет сам себя защитить от натиска степных трав. 18) Такой лес, накапливая снег, будет снабжать себя и водой.

19) Узкая полоска леса, аллея, требует постоянной заботы человеком - ухода, прополок. 20) А стоит это дорого.

21) Как же быть?

22) Если вы ехали в поезде по западносибирской степи, то знаете, как она уныла и монотонна. 23) Из окна вагона и смотреть-то не на что. 24) Оживляют пейзаж только лесные островки - колки*, что маячат на горизонте. 25) Говорят, что урожаи около колков хороши.

26) А что, если сделать лесную полосу такой же, из островков леса?

27) Сделали. 28) И неразрешимая задача разрешилась. 29) Островки леса, как маленькие лесные крепости, прочно держатся среди степных невзгод. 30) А между ними свободно продувает ветер, равномерно разметая снег по полю.

31) Однако придумать нужную конструкцию лесной полосы – это ещё половина дела. 32) Так же трудно бывает и посадить лес в безлесном краю. 33) Особенно на песке, если песок движется. 34) Посадите деревце сегодня – завтра его засыплет песок. (По А.В.Смирнову)

*Колки - небольшие леса в лесостепи, образованные берёзой или осиной, изредка ивой, приуроченные к увлажнённым местам.


6.ПРИЗНАКИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА - КОГДА ЛЕС ПЕРЕСТАЁТ БЫТЬ ЛЕСОМ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

Термины, понятия:

предл. 1 - степи

предл. 16 - климат

предл. 22 - западносибирской

Олицетворение:

предл. 2 - [она (полоса леса)] задерживает

предл. 5 - (ветер) тормозится

предл. 10 - (полоса леса) ослабит, (ветер) разметёт

предл. 24 - оживляют (островки)

предл. 33 - (песок) движется

Эпитет:

предл. 3 - хорошая

предл. 4 - чёрной

предл. 5 – уязвимой

предл. 22 - уныла и монотонна

Сравнение:

предл. 29 - как маленькие лесные крепости

Слово в переносном значении (метафора):

предл. 26 - островки (леса)

Антонимы:

предл. 34 - сегодня, завтра

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

предл. 24 - островки (суффикс -к-)

предл. 34 - деревце (суффикс -ц-)


ЖЕЛАЕМ УДАЧИ В РАЗВИТИИ УМЕНИЯ ВНИКАТЬ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ!

7.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.А.В.Смирнов. Лес. Детская литература. М.1969.

2.Н.Я.Дмитриева. Естествознание. 1 кл. М., Просвещение, 1991.

3.И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева, Н.В.Борзова. Естествознание. Учебник-хрестоматия для 3 кл. трёхлетней начальной школы, М., Просвещение, 1997.

4.Н.И.Ворожейкина, З.А.Клепинина. Окружающий мир. Учебник

для 4 кл. начальной школы. М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.

5.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю.Шведовой. М., «Русский язык», 1990.



Назад в раздел



...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...