Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

А.Логунов. Богатырский хлеб




Дорогие ребята!

Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации.

Постарайтесь выполнить эти задания.

1.Прочитайте текст.

2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения. Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.

3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста.

  • Тема – о ком или о чём говорится в тексте.
  • Основная мысль – в чём автор хотел убедить читателя.

4.Определите жанр произведения.

  • народная сказка
  • литературная сказка
  • рассказ
  • басня
  • стихотворение
  • былина

5. Где происходят события?

6.Назовите главных героев произведения.

7.Чтобы выполнить этот тип задания – восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста – вам необходимо составить план прочитанного текста.

                                                         

                                                                 Богатырский хлеб

Мы живём на Куликовом поле. Шесть веков назад войска Дмитрия Донского разбили здесь завоевателей – ордынцев. И хлеб родит Куликово поле, и сказки. Вырастают на этом хлебе и сказках удивительные люди. Превыше всего они ставят два дела: пахать землю и защищать Родину. На всю жизнь с детства помнит куликовец материнскую сказку про богатырский каравай.

Ехал богатырь Пересвет на битву с ордынским ханом Мамаем и остановился в поле покормить коня. Приник он к тёплой земле, а над ним наклонились усатые колосья пшеницы, шелестят на ветру, будто что-то шепчут. Прислушался Пересвет – и взаправду услышал чей-то голос:

- Ух, ух… Осыпается в поле зерно, а жнецов не видать: на великое дело собрался русский народ – защитить от врага родную землю. Не снопы завтра в поле будут лежать, а воины, не колосьями станет играть ветерок, а русыми кудрями…

Открыл Пересвет глаза, а рядом с ним, точно золотой сноп, стоит старичок-полевичок – Житный (см. 1) Дед. Треплется на ветру его овсяная борода, топорщатся ячменные усы, а синие глаза-васильки смотрят печально.

- Не горюй, Житный Дед! – говорит ему богатырь. – Что было – видели, что завтра будет – увидим. А нынче мы поработаем!

Взял богатырь свой булатный меч, срубил молодую берёзку, сделал ручку-косовище, прикрепил к мечу – коса получилась. И пошёл он косить пшеничное поле! Раз взмахнёт – и колосьев не пучок, не сноп (см.2), а на целую копну (см. 4) скосит! Другой раз взмахнёт – ещё копна…

Остановился Пересвет на минутку, вытер со лба горячий пот, глядит, а сзади него снопы кувыркаются!

- Чудеса! – удивился богатырь. И опять за работу.

Оглянулся во второй раз, а снопы один за другим, как солдаты, шагают на соседний пригорок, прямо к ветряной мельнице. И рядом с ней в стог (см. 3) укладываются. И только тут разглядел богатырь своих помощников. Это были деревенские ребятишки. У нас всегда так: когда отцы уходят биться с врагами, в поле их заменяют сыновья.

Докосил Пересвет ниву и вдруг почувствовал запах свежего хлеба. Словно только что вынули из печки горячий каравай. Пошёл он на хлебный запах – и, правда, увидал каравай. Да не простой – богатырский! Лежал он на двенадцати столах, на сорока полотенцах. А рядом были те, кто его испёк: беловолосые мальчишки, босоногие девчонки да одна древняя бабушка. И Житный дед среди них.

- Спасибо за помощь, богатырь, - сказала древняя бабушка, - от всей деревни спасибо. – И она повела рукой в сторону ребятишек.

- Неужто так опустела деревня? Где остальные жители? – спросил Пересвет.

- Там же, где и весь народ: готовятся вслед за тобой пойти на битву с ордынцами (см. 6). Отведай-ка нашего хлеба-соли – силы прибавится. Да будет тебе во всём удача, добрый человек!

Отломил Пересвет от каравая поджаристую корочку, поклонился низко ребятишкам, древней бабушке и Житному Деду, сел на отдохнувшего коня и поехал своим путём-дорогою. Куликовская битва была ещё впереди…

Много по той дороге вслед за Пересветом прошло и проехало русских людей: и знатных князей, и розных воинов, и простых деревенских мужиков. И каждый отламывал себе кусочек от богатырского каравая. Говорят, храбрый от того хлеба становился богатырём, слабый укреплялся духом, старики чувствовали себя молодыми, а юноши – мужчинами. И они победили Мамая (см.7).

И до сих пор у нас на Куликовом поле люди превыше всего ставят два дела: растить хлеб и защищать Родину. Так было, так есть, так и будет.

1. Жито – название овсяного хлеба в зерне или на корню.

2. Сноп — связка сельскохозяйственных растений (злаков, льна, бобовых).

3. Стог — большая высокая и округлая или с прямыми сторонами куча сена, соломы или снопов, плотно уложенных для хранения под открытым небом.

4. Копна - уплотнённая конусообразная куча сена или соломы, обычно складываемая на месте уборки.

5. Золотая Ордá – монголо-татарское феодальное государство, основанное в начале 40-х гг. ХІІІ века ханом Батыем.

6. Орды´нец – воин монголо-татарского войска.

7. Мама́й (1335 - 1380) - правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Потерпел поражение от московского князя Дмитрия Донского в битвах на реке Воже (1378г.) и на Дону (Куликовская битва, 1380г.).



Назад в раздел

...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...