Рябинка. По Н.Соколовой
- Дорогие ребята!
-
- Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации.
- Постарайтесь выполнить эти задания.
-
- 1.Прочитайте текст.
-
- 2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения. Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.
-
- 3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста.
-
- Тема – о ком или о чём говорится в тексте.
- Основная мысль – в чём автор хотел убедить читателя.
-
- 4.Определите жанр произведения.
-
- народная сказка
- литературная сказка
- рассказ
- басня
- стихотворение
- былина
-
- 5. Где происходят события?
-
- 6.Назовите главных героев произведения.
-
- 7.Чтобы выполнить этот тип задания – восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста – вам необходимо составить план прочитанного текста.
-
- Рябинка
-
- Выросла рябинка при дороге.
- Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине (см. 1), у высокого дощатого забора. Всё тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
- Наступил август. Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. Деревце запылало, как костёр на юру (см. 2). Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.
- Шла мимо девочка.
- Увидела рябинку, поахала.
- - Возьму-ка я одну веточку. Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
- И она была по-своему права.
- Ехал на машине усатый дядька.
- - Ух ты… Прямо картинка… Шикарно!
- Он остановил машину, вылез из-за руля. Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
- - Вот какая стоит богатая, … не обеднеет, если я прихвачу для жинки (см. 3) две-три ветки.
- Что ж, он был тоже по-своему прав.
- Под вечер шли туристы.
- - Хороша рябинка, правда, ломаная. Ну, Зинка, чур, всем по одной! Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! Мы народ организованный, должны подавать пример…
- Шёл в сумерках влюблённый.
- - Эх, какое дерево искорёжили (см. 5), смотреть больно. Бездушные люди, не умеют беречь красоту!
- На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… А Люсенька обрадуется.
- На другой день приехал хозяйственник (см. 4).
- - Что это ещё за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
- - Убрать. Срубить. А то весь вид портит.
- И он был по-своему прав.
- В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки тоже нет.
-
- Сноски
-
- 1. Обочина – боковая часть, край (дороги, пути).
- 2. Стоять на юру – стоять на открытом, возвышенном месте.
- 3. Жинка – жена.
- 4. Хозяйственник – руководитель, лицо, ведущее хозяйственные дела учреждения, предприятия.
- 5. Искорёжить – искривить, загнуть, сломать.
-
-
Назад в раздел