Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

РАЗЛИЧАЕМ МЕТАФОРЫ И ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ




План инфо-урока

1.Фразеологизмы и их лексическое значение

2.Примеры предложений с фразеологизмами, которые в большинстве случаев являются подлежащими или дополнениями

3.Примеры предложений с метафорами (сущ.+сущ.)

4.Тесты

5.Ответы


1.ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ИХ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1.Бабушкины сказки — недостоверные сведения.

2.Белый свет - Земля со всем существующим на ней; мир, Вселенная.

3.Боевое крещение - 1.Первое участие в бою. 2.Первое серьёзное испытание в каком-либо деле.

4.Больное место - наиболее уязвимая, слабая сторона кого-либо; то, что более всего волнует, беспокоит; то, что является причиной постоянных забот, огорчений, страданий.

5.Большое сердце - кто-либо отзывчив, добр, способен горячо чувствовать.

6.Вавилонское столпотворение - полная неразбериха, крайний беспорядок, неорганизованность.

7.Ветреная голова (головушка) - несерьёзный, легкомысленный человек.

8.Дар слова - 1. Способность говорить. 2. Умение, способность говорить свободно и выразительно.

9.Два сапога пара - один к другому подходят, один другого стоит (о согласии).

10.Журавль в небе – что-либо весьма далёкое, недостижимое.

11.Звёздный час - вершина, расцвет в каком-либо деле, деятельности и т. п.

12.Золотое сердце - добрый, отзывчивый человек.

13.Кусок хлеба - необходимое пропитание; средства существования.

14.Обетованная земля - 1. Сказочно привлекательное место, куда кто-либо мечтает попасть. 2.Предмет страстных желаний, устремлений, надежд и т. п.

15.Аника-воин - хвастающий своей силой, задира, драчун.

16.Аннибалова клятва - твёрдая, принципиальная решимость бороться с кем-либо до победного конца.

17.Белая ворона - человек, резко выделяющийся чем-либо среди окружающих его людей.

18.Белые мухи - падающие снежинки.

19.Непочатый край - нетронутый запас, изобилие, избыток чего-либо.

20.Полная чаша - полное изобилие, всего много.


2.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ

1)Когда нам рассказывают что-нибудь, и мы в это не верим, мы часто говорим: «Бабушкины сказки

2)Мысль, что никому до него нет дела на белом свете, что каждому он чужой, часто наводила на него тоску. (А.Плещеев)

3)Тем и должность хороша. Обо всем на белом свете можно думать не спеша. (А.Т.Твардовский)

4)Невозможно жить на белом свете, не вникая ни во чьи дела! (Л.Мартынов)

5)Своих встретили под Курском, и уже в марте 1943-го Миша Руканов стал курсантом зенитной школы. Несколько месяцев спустя — боевое крещение под Витебском. (В.Халин. Не терплю несправедливости…)

6)В лесу под Могилёвом Константин Симонов принял боевое крещение — продолжительный артналёт, а затем и атаку немецких танков. Как и всем участникам боя, корреспондентам раздали гранаты на случай прорыва фашистских машин. (Е.Вострухов. Маленький доктор)

7)До вооружённого восстания в декабре 1905 г. народ в России оказывался неспособным на массовую вооружённую борьбу с эксплуататорами. После декабря это был уже не тот народ. Он переродился. Он получил боевое крещенье. (В.И.Ленин. Из письма к рабочим Красной Пресни)

8)Разговор продолжался долго все об одном и том же – о вреде разделов. Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних. (Л.Н.Толстой)

9)Лидия вскоре стала неутомимо пилить мужа, выбрав для этого самое уязвимое, самое чувствительное, самое больное место – деньги. (А.И.Куприн)

10)Мало-помалу он [Алпатов] заметил в ужасе, что мысли его, и боль, и… больное место – острые слова: «Я – маленький». (М.М. Пришвин)

11)Чувствовались в нём тонкий ум, острая память и большое, хорошее сердце. (Б.Н.Полевой. Повесть о настоящем человеке)

12)Много чудес на белом свете, но еще более их в нашей литературе. Это истинное вавилонское столпотворение, где люди… кричат на всевозможных языках и наречиях, не понимая друг друга. (В. Г.Белинский)

13)Мне случалось бывать на некоторых собраниях, и какое столпотворение вавилонское я там встречал, поверить трудно. (А.Ф.Писемский)

14)На последней станции перед горами столпотворение вавилонское: шум, крики, плач… (А.С.Серафимович)

15)— Ни с того ни с сего возьмёт и расскажет какую-нибудь историю, до того невероятную, что ребята от изумления первое время лишались дара слова. (И. Василенко. Звёздочка)

16)Надо добавить, что в этом дружеском кругу собрались люди с широким политическим кругозором и с яркими ораторскими дарованиями. Известно пламенное, зажигательное красноречие Рылеева и дар слова декабриста А. Бестужева. (М. Нечкина. Грибоедов и декабристы)

17)Так мы их понимаем, как есть они во всей здешней округе самый вредный господин-с. Теперича, ежели взять их, да еще господина Аппетова, так это именно можно сказать: два сапога - пара-с! (М.Е.Салтыков-Щедрин. Благонамеренные речи)

18)Жили мы с дядей Кондратием почитай тринадцать лет, жили: два сапога - одна пара! как следует, по-соседски жили. (Д.В.Григорович. Рыбаки)

19)Маменька с сестрою... Они у нас два башмака - пара. На обухе рожь молотят и зерна не уронят... (Н.С.Лесков. Обойденные)

20)Буду писать пьесу «Безумцы». Герои — все рабочие. Время — московское восстание. Драк — не будет, но — будет пафос. Впрочем — это журавль в небе. (М.Горький. Письмо И. П.Ладыжникову)

21)Многие писатели в своих произведениях отображали творческий процесс и его звёздный час — вдохновение. Но вот объяснить механизм вдохновения не мог никто. (В.Крохин. Как прекрасен этот сон)

22)То был звёздный час охотников за растениями — в небольшой, удивительной красоты и своеобразия долине они обнаружили созданный самой природой музей растительного мира Крайнего Севера. (Г. Крюк. Северный сад)

23)— О, вы, русские, — сказал он [Инсаров], — золотые у вас сердца! И он [Берсенев], он ухаживал за мной, он не спал ночи. (И.С.Тургенев. Накануне)

24)Это такая честная, правдивая натура и сердце золотое. (Л. Н.Толстой. Анна Каренина)

25)Уметь своими руками зарабатывать свой кусок хлеба — великая вещь, и заработать настоящим трудом, а не жалованием, разными дипломными синекурами и культурными привилегиями. (Д.Н.Мамин-Сибиряк. Падающие звёзды)

26)Работа спасала от воспоминаний, от тревожных, тяжёлых дум и ещё давала мне какое-то право на кусок хлеба в этом доме, на приют под его соломенной кровлей. (Т. Ахтанов. В тот год у тёти Евдокии)

27)Я занимался искусством и одновременно был возле него, я думал о куске хлеба, а она [дочь] пусть занимается только искусством, всё остальное сделаю или я, или, если меня уже не будет, моё имя. (С.Есин. Имитатор)

28)Для того чтобы идти тысячу вёрст, человеку необходимо думать, что что-то хорошее есть за этими тысячью вёрст. Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться. Обетованная земля при наступлении французов была Москва, при отступлении была родина. (Л. Н. Толстой. Война и мир)

29)Об учительском месте он мечтал вслух, как об обетованной земле. (А.П.Чехов. Перекати-поле)

30)— В кои-то веки я её затащил к себе, а ты уже и разлютовался, Аника-воин эдакий храбрый! (А. Левитов. Дворянка)

31)Дедушка видел мои синяки, но никогда не ругался, только крякал и мычал: — Опять с медалями! Ты у меня, Аника-воин, не смей на улицу бегать, слышишь! (М. Горький. Детство)

32)Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него… Враг собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца — с чем поклялся никогда не примиряться… Это была моя аннибалова клятва. (И.С.Тургенев. Литературные и житейские воспоминания)

33)— Вы тоже колхозница? — спросил Сергей. — Нет, что вы! — Лена удивлённо подняла брови. — Я здесь гость, по несчастью… Оттого мать и называет меня «белой вороной». (С.Бабаевский. Кавалер Золотой Звезды)

34)Над деревней давно уже носятся белые мухи, лениво падая на истоптанную землю, одевают её прозрачной, тонкой плёнкой сухого снега. (М. Горький. Лето)

35)— Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дома есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? (Л. Н.Толстой. Война и мир)


ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С МЕТАФОРАМИ (СУЩ.+ СУЩ.)

1)Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (По В.М.Пескову)

2)Весь мир был полем его [отца С.Н.Рериха – Николай Константиновича Рериха] деятельности. (По С.Н.Рериху)

3)Каждая философия, каждое учение жизни были для него [отца С.Рериха – Николай Константиновича Рериха] путём к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами будущего. (По С.Н.Рериху)

4)Крик – маска профессиональной некомпетентности! (По С.Львову)

5)Последней вырастает над балюстрадой голова таинственного органиста, и вместе с опущенной палочкой дирижёра выплывает на горизонте удивительное сплетение таинственных звуков. (По И. Друцэ)

6)И именно для того, чтобы добро побеждало в жизни не по сценариям , а по самой сущности бытия, мы с таким удовольствием смотрим киноусловности и аплодируем им, и скачем на конях с ярко выраженными героями, и пронзаем шпагами ярко выраженных негодяев, и уходим на красногрудых бригантинах в далёкие океаны надежд… (По Л.И.Лиходееву)

7)Стога - кладовая благополучия на завтрашний день. (По В.М.Пескову)

8)Таково состояние и души человека, увидевшего осенний праздник цвета и тишины. (По В.М.Пескову)

9)Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. Лето было жаркое, осень сухая. Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой. (По М.М.Пришвину)

10)В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, - думаешь, - они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.(По М.М.Пришвину)

11)Как, например, волк отгрызает себе лапу, защемлённую капканом? Никто не скажет, как это возможно - своими же зубами перегрызть свою же ногу. Можно ведь только предполагать, что волк делает это из инстинктивного стремления к свободе, а Бим забыл самого себя из-за неудержимого стремления к двери доброты и доверия. (По Г.Н.Троепольскому)

12)Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей… (По Е.И.Осетрову. Живая Древняя Русь)

13)Иногда дул ветер, но он не проникал даже в открытые окна мезонина. Он только шумел в вершинах сосен и проносил над ними вереницы кучевых облаков. (К.Г.Паустовский. Скрипучие половицы)

14)«Прекрасная оркестровка!» - думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева. (К.Г.Паустовский. Скрипучие половицы)

15)Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь - все записывал Куприн в записную книжку. Придёт время – и все может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора. (По Б.Д.Челышеву. В поисках пропавших рукописей)

16)Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. (По Д.А.Гранину. Из очерка «О милосердии»)

17)Один человек – я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (По Д.А.Гранину. Из очерка «О милосердии»)

18)Над городом мрачно стоял купол пожара. (По В.П.Астафьеву)

19)Я один стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи. (По В.П.Астафьеву)

20)Нос парохода зарывался в воду, так что брызги долетали до меня. (По В.П.Астафьеву)

21)По строю своей души Гиляровский был запорожцем. (По К.Г.Паустовскому)

22)И внешность у Гиляровского была заметная – сивоусый, с немного насмешливым взглядом, в смушковой серой шапке и жупане, - он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика. (По К.Г.Паустовскому)

23)Хитровцы любили его [В.А.Гиляровского]как своего защитника, как человека, который понимал всю глубину хитрованского горя, несчастий и опущенности. (По К.Г.Паустовскому)

24)Но на подоле острова живая лента зелени! ( По В.П. Астафьеву)

25) Некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.(По Ю.Грибову)

26)Детство не только славная пора, детство - ядро будущей человеческой личности. (По Ч.Т.Айтматову)

27)Тот, кто не растёт, умирает! – таков закон жизни. (По В.П.Астафьеву)

28)Я запустил пальцы пол волглую шапку мха, приподнял её и улыбнулся: «Вот оно в чем дело!» (По В.П.Астафьеву)

29)Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. Ещё о лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя. (По В.П.Астафьеву)

30)И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни. (По В.П.Астафьеву)

31)Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошёл войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели ещё и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, - я думаю о ёлочке, которая растёт в лесу на пне. (По В.П.Астафьеву)

32)И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. (Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном)

33)Могло быть, что сии достойные люди на другой же день помирились бы, если бы… происшествие в доме Ивана Никифоровича не уничтожило всякую надежду и не подлило масла в готовый погаснуть огонь вражды. (По Н.В.Гоголю)

34)Медленно и тихо ступал я в собор. Он был темен от копоти. С высокого купола по стенам собора скатывались тяжёлые серые потеки. В разрывах черной копоти, в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок. И то проступал скорбный глаз пресвятой Матери-Богородицы, то окровавленная нога распятого Спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий чистотою красок. (По В.П.Астафьеву)

35)На плите остался завет творца: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его…»

Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов. (По В.П.Астафьеву)

36)Храм этот плыл навстречу мне, легкий, белый, сказочно прекрасный. Я отложил удочку, заворожённый. За туманом острыми вершинами проступила щётка лесов. (По В.П.Астафьеву)

37)Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником. (По Е.Н.Пермитину)

38)Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважительность к слову, пробудил жажду творчества. (По В.П.Астафьеву)

39)Есть дистанция между первой детской песенкой и симфонией Чайковского - только пройдя эту дистанцию, начинаешь понимать, какие сокровища человеческих чувств кроются в музыке. (Л.Волынский. Лицо времени)


ТЕСТЫ

1.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)В лесу под Могилёвом Константин Симонов принял боевое крещение — продолжительный артналёт, а затем и атаку немецких танков. Как и всем участникам боя, корреспондентам раздали гранаты на случай прорыва фашистских машин. (Е.Вострухов. Маленький доктор)

2)Чувствовались в нём тонкий ум, острая память и большое, хорошее сердце. (Б.Н.Полевой. Повесть о настоящем человеке)

3)На последней станции перед горами столпотворение вавилонское: шум, крики, плач… (А.С.Серафимович)

4)Есть дистанция между первой детской песенкой и симфонией Чайковского - только пройдя эту дистанцию, начинаешь понимать, какие сокровища человеческих чувств кроются в музыке. (Л.Волынский. Лицо времени)

2.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ .

1)За туманом острыми вершинами проступила щётка лесов. (По В.П.Астафьеву)

2)Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником. (По Е.Н.Пермитину)

3)Невозможно жить на белом свете, не вникая ни во чьи дела! (Л.Мартынов)

4)И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. (Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном)

3.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ .

1)Когда нам рассказывают что-нибудь, и мы в это не верим, мы часто говорим: «Бабушкины сказки

2)Могло быть, что сии достойные люди на другой же день помирились бы, если бы… происшествие в доме Ивана Никифоровича не уничтожило всякую надежду и не подлило масла в готовый погаснуть огонь вражды. (По Н.В.Гоголю)

3)— Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дома есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? (Л. Н.Толстой. Война и мир)

4)Мне случалось бывать на некоторых собраниях, и какое столпотворение вавилонское я там встречал, поверить трудно. (А.Ф.Писемский)

4.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ .

1)Уметь своими руками зарабатывать свой кусок хлеба — великая вещь, и заработать настоящим трудом, а не жалованием, разными дипломными синекурами и культурными привилегиями. (Д.Н.Мамин-Сибиряк. Падающие звёзды)

2)Детство не только славная пора, детство - ядро будущей человеческой личности. (По Ч.Т.Айтматову)

3)Тот, кто не растёт, умирает! – таков закон жизни. (По В.П.Астафьеву)

4)Некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.(По Ю.Грибову)

5.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)Мысль, что никому до него нет дела на белом свете, что каждому он чужой, часто наводила на него тоску. (А.Плещеев)

2)Своих встретили под Курском, и уже в марте 1943-го Миша Руканов стал курсантом зенитной школы. Несколько месяцев спустя — боевое крещение под Витебском. (В.Халин. Не терплю несправедливости…)

3)Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. Ещё о лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя. (По В.П.Астафьеву)

4)Дедушка видел мои синяки, но никогда не ругался, только крякал и мычал: — Опять с медалями! Ты у меня, Аника-воин, не смей на улицу бегать, слышишь! (М. Горький. Детство)

6.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ .

1) вырастает над балюстрадой голова таинственного органиста, и вместе с опущенной палочкой дирижёра выплывает на горизонте удивительное сплетение таинственных звуков. (По И. Друцэ)

2И именно для того, чтобы добро побеждало в жизни не по сценариям , а по самой сущности бытия, мы с таким удовольствием смотрим киноусловности и аплодируем им, и скачем на конях с ярко выраженными героями, и пронзаем шпагами ярко выраженных негодяев, и уходим на красногрудых бригантинах в далёкие океаны надежд… (По Л.И.Лиходееву)

3)Стога - кладовая благополучия на завтрашний день. (По В.М.Пескову)

4)Надо добавить, что в этом дружеском кругу собрались люди с широким политическим кругозором и с яркими ораторскими дарованиями. Известно пламенное, зажигательное красноречие Рылеева и дар слова декабриста А. Бестужева. (М. Нечкина. Грибоедов и декабристы)

7.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ.

1)Нос парохода зарывался в воду, так что брызги долетали до меня. (По В.П.Астафьеву)

2)По строю своей души Гиляровский был запорожцем. (По К.Г.Паустовскому)

3)Жили мы с дядей Кондратием почитай тринадцать лет, жили: два сапога - одна пара! как следует, по-соседски жили. (Д.В.Григорович. Рыбаки)

4)И внешность у Гиляровского была заметная – сивоусый, с немного насмешливым взглядом, в смушковой серой шапке и жупане, - он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика. (По К.Г.Паустовскому)

8.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)Работа спасала от воспоминаний, от тревожных, тяжёлых дум и ещё давала мне какое-то право на кусок хлеба в этом доме, на приют под его соломенной кровлей. (Т. Ахтанов. В тот год у тёти Евдокии)

2)Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважительность к слову, пробудил жажду творчества. (По В.П.Астафьеву)

3)Разговор продолжался долго все об одном и том же – о вреде разделов. Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних. (Л.Н.Толстой)

4)То был звёздный час охотников за растениями — в небольшой, удивительной красоты и своеобразия долине они обнаружили созданный самой природой музей растительного мира Крайнего Севера. (Г. Крюк. Северный сад)

9.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ.

1)Медленно и тихо ступал я в собор. Он был темен от копоти. С высокого купола по стенам собора скатывались тяжёлые серые потеки. В разрывах черной копоти, в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок. И то проступал скорбный глаз пресвятой Матери-Богородицы, то окровавленная нога распятого Спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий чистотою красок. (По В.П.Астафьеву)

2)На плите остался завет творца: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его…» Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов. (По В.П.Астафьеву)

3)И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным тёплым дыханием прошедшей жизни. (По В.П.Астафьеву)

4)Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него… Враг собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца — с чем поклялся никогда не примиряться… Это была моя аннибалова клятва. (И.С.Тургенев. Литературные и житейские воспоминания)

10.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ.

1)Над городом мрачно стоял купол пожара. (По В.П.Астафьеву)

2)Над деревней давно уже носятся белые мухи, лениво падая на истоптанную землю, одевают её прозрачной, тонкой плёнкой сухого снега. (М. Горький. Лето)

3)Я один стоял на носу парохода и, счастливо успокоенный, смотрел на родную реку, вдыхал прохладу белой, тихой ночи. (По В.П.Астафьеву)

4)Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь - все записывал Куприн в записную книжку. Придёт время – и все может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора. (По Б.Д.Челышеву. В поисках пропавших рукописей)


ОТВЕТЫ

1.4

2.3

3.2

4.1

5.3

6.4

7.3

8.2

9.4

10.2

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.А.В.Жуков. Лексико-фразеологический словарь русского языка. М. ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003.

2.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

3.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

4.Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ Е.А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский 1997

5.Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008

6.Н.С.Ашукин, М.Г.Ашукина. Крылатые слова. — М., 1960.

7.http://festival.1september.ru/

8.http://nsportal.ru/

9.http://www.frazeologiya.ru

10.http://enc-dic.com



Назад в раздел

...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...