Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И МЕТАФОРЫ К ГИА




План инфо-урока

1.Фразеологизмы, которые являются в предложении сказуемыми, и их лексическое значение

2.Примеры предложений с фразеологизмами

3.Примеры предложений с метафорами (или разновидностью метафоры – олицетворением)

4.Тесты

5.Ответы


1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

1.Чёрная кошка пробежала - произошла ссора, размолвка, испортились отношения.

2.Прийти в себя - выходить их обморочного, бессознательного состояния; обретать душевное спокойствие после нервного стресса.

3.Пуд соли съесть - очень хорошо знать какого-либо человека, пережив с ним различные жизненные ситуации.

4.Бить баклуши - бездельничать, праздно проводить время.

5. Болеть душой - сильно переживать, волноваться, беспокоиться о ком или о чем.

6.Подливать масла в огонь - 1.Какими-либо действиями, поступками обострять отношения; усугублять какие-либо чувства, настроения и т. п.

2. Повышать, разжигать интерес, внимание к кому-либо или к чему-либо.

7.Дух захватывает - тяжело, трудно дышать (от избытка чувств, сильных переживаний, ощущений и т. п.).

8.Принять за чистую монету - считать правдой, истиной, воспринимать всерьез (обычно о чем-либо, не заслуживающем доверия).

9. Задирать нос - зазнаваться, важничать.

10. Ломать голову - 1.Усиленно думать, придумывать что-либо, стараясь помочь кому-либо. 2. Усиленно, напряжённо думать, стараясь понять, разрешить что-нибудь трудное, сложное.

11.Портить (испортить, попортить) кровь – причинять большие неприятности, огорчения.

12.Пожинать плоды – пользоваться результатами сделанного.

13. Ухом не ведёт - не обращает никакого внимания.

14.Души не чаять – очень сильно любить.

15.Приходить в голову - возникать, появляться в сознании (о мыслях, намерениях)

16.Не иметь равных – не походить ни на что.

17.Не тронуть пальцем - не причинять ни малейшего вреда.


2.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.

1)Раньше они всегда были союзниками, а теперь какая-то чёрная кошка пробежала между ними, и они поклялись погубить один другого. (Д.Н.Мамин-Сибиряк).

2)Я не мог прийти в себя от изумления. (В.Каверин)

3)Тебе я могу всё сказать, мы с тобой пуд соли съели. (Б.Галин)

4)Надо с ним пуд соли съесть, а потом судить о нём. (П.Игнатов)

5)Русский символизм кончился давно, но со смертью Брюсова он канул в лету окончательно. (С.А.Есенин)

6)Эта иллюзия заставляла спорщиков забывать, что событие, о котором они говорят, описано, может быть, ещё год назад и давно кануло в лету. (М.Новорусский)

7)Смотри, как я разогнался, аж дух захватывает, – насмехался Вась Васич. (по повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

8)Мало-помалу я стала приходить в отчаяние, у меня дух захватывало от горя. (Ф.М.Достоевский)

9)Шум, говор, стук, прилив и отлив толпы поразили меня; у меня дух захватило. (В.О.Ключевский)

10)Захарка в этот раз дальше осинки и не ушел. Стоит и любуется. И дух захватило от осинкиной красоты. (В.А.Солоухин)

11)От рассказов этих о темных ночах, о лосях, о берлогах, о медведях дух захватывало. (В.П.Астафьев)

12)Вася принял его интерес за чистую монету и с радостью пояснил:

– Никуда. Ускорители прикрепляются к ботинкам. Внутри трубок заложено топливо. Если запалить фитиль, топливо начинает сгорать, происходит преобразование тепловой энергии в механическую, и коньки набирают огромную скорость. (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

13)Его слова прозвучали так, что даже Ася, изучившая его манеру говорить чепуху с серьёзной миной, приняла их за чистую монету. (К. Федин. Необыкновенное лето)

14)Егорушка… всё принимал за чистую монету и верил каждому слову… (А.П.Чехов. Степь)

15)Как она ухаживала за мной, как ласкалась ко мне, как ободряла и нежила моё сердце!.. А я… я принимал всё за чистую монету… (Ф.М.Достоевский. Белые ночи)

16) [Фамусов]: Вот рыскают по свету, бьют баклуши. Воротится, от них порядка жди. (А.С.Грибоедов. Горе от ума)

17)Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьёзно учиться. (Л.Н.Толстой. Детство)

18)Отец пытался определить Артёма в вечернюю школу. Наконец он плюнул: «Хоть в золотари ступай, а будешь бить баклуши – из дома выгоню». (В.Авдеев. Шаг вперёд)

19)Я не о себе душой болею, а об народе, какой вышел из колхоза и какому вы хлеб обратно не возвертаете. (М.А.Шолохов. Поднятая целина)

20)- Кто вас обидел, за что? Говорите, говорите, мы о людях день и ночь душой болеем. (А.Н.Толстой. Петр Первый)

21)По-моему, вопросы Софьи Борисовны доказывают только то, что она болеет душой за дело. (Г.Матвеев. Семнадцатилетние)

22)Светловидову не терпелось узнать, что произошло, кто же в конце концов прыгнул в окно. Но не стоило подливать масла в огонь: Громов и так был расстроен. (По фрагменту из книги Е. Велтистова «Приключения Электроника»)

23)Статьи «Нового времени» и Софьи Андреевны Толстой, громившие молодого писателя, только подливали масла в огонь, и об Андрееве и о «Бездне» заговорили все: ктоза, ктопротив. (Н.Д.Телешов. Записки писателя)

24)Смотритель ещё подливал масла в огонь.

А как мы их всех будем перевозить? Особые экипажи для них заказывать, что ли? (В.В.Вересаев. На японской войне)

25)Могло быть, что сии достойные люди на другой же день помирились бы, если бы… происшествие в доме Ивана Никифоровича не уничтожило всякую надежду и не подлило масла в готовый погаснуть огонь вражды. (Н.В.Гоголь)

26)Анненька хотела было возразить, однако поняла, что это значило бы только подливать масла в огонь, и смолчала. (М.Е.Салтыков-Щедрин)

27)Профессор [Вовка Корольков ] знает про всё на свете, начиная от моллюсков и кончая космосом. Но он не задается, никогда не задирает нос перед товарищами. Для него самое главное в жизни – это математика. (По фрагменту из книги Е. Велтистова «Приключения Электроника»)

28)Он занял первое место на олимпиаде и задрал нос.

29)Он, брат, как видно, отличный парень и носа вовсе не задирает. (А. Плещеев)

30)Фома Фомич… как-то еще больше глупел при удачах и задирал нос все выше и выше. (Ф.М.Достоевский)

31)Он успел снискать себе всеобщее уважение в городе тем, что не задирал носа и не загордился. (М.Е.Салтыков-Щедрин)

32)Вася прослушал весь список своих прегрешений и ломал голову, как мог пульт оказаться у тёти Аси, но ни одного путного объяснения в голову не приходило. (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

33) Долго мы ломали голову над тем, как бы перебросить на тот берег танки. (Б. Бычевский. Город-фронт)

34)— Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено.

Все ли нас, бедных, добром вспоминаете

Или забыли давно? (Н.А.Некрасов. Железная дорога)

35)Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. (Н.В.Гоголь. Мёртвые души)

36)Иной скажет мне слово, меня всего проймет, другой то же самое слово скажет или еще красивее - я и ухом не веду. (И.С.Тургенев. Рудин)

37)А Мишенька и ухом не ведет:

Со светом Мишка распрощался,

В берлогу теплую забрался,

Да у моря погоды ждет. (И.А.Крылов. Медведь у пчел)

38)Куда! - никто и ухом не ведет,

Как будто б ложные я распускала вести. (И.А.Крылов. Мыши)

39)...Мой Иван Семеныч пренравный, а души во мне не чаял и баловал, как малого ребенка. (Л.А.Мей. Псковитянка)

40)Отец с матерью души в ней не чаяли: была у них Настенька одна-единственная дочь - детище молёное, прошеное. (П.И.Мельников. Бабушкины россказни)

41)Мой господин во мне души не чает. (И.А.Крылов. Две собаки)

42)Пришло в голову с удивительной ясностью, что для того, чтобы всегда было хорошо – всегда думать о других… (Л.Н.Толстой)

43)За 20 лет… ей [Варе] никогда в голову не приходит сказать не то, что она определенно думает. (В.Розанов)

44)Мне уже было… лет пятнадцать… В это приблизительно время я впервые поставил себе вопрос о том, что такое театр, и должен признаться, что мысль о том, что театр нечто серьезное… мне не приходила в голову. (Ф.И. Шаляпин)

45)Алпатов, с риском сказать непоправимую ерунду, хватается за первое, что приходит ему в голову. (М.М.Пришвин)

46)Вот подыму завтра всех в пять часов — будет вам собрание.

— Вон что! А мы сами в четыре встанем.

Павел Кириллович подумал, что бы такое ответить, но спросонья ничего не приходило в голову. (С.Антонов. Лена)

47)[Белесова]: Мне иногда приходит в голову, не сумасшедший ли он. (А.Н.Островский. Богатые невесты)

48)Обиднейшие прозвища должны были переносить взрослые… от самых малолетних и не смели их тронуть пальцем. (Н.В.Гоголь)

49) - В кого ты растешь, драчун этакий? Погоди, дорвусь я до тебя! - угроза оставалась угрозой, а Анисим пальцем не трогал Кольку. (Е.Мальцев)

50)...Не бойтесь, люди!

Мне боярин клятву

Святую дал, что никого из вас

Не тронет он ни пальцем! (А.Толстой. Царь Федор Иоаннович)

51)Узнал [исправник] мое дело и говорит:

Пальцем, говорит, не смейте девку трогать; она ни в чем не виновата... (А.Ф.Писемский. Леший)


3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С МЕТАФОРАМИ (ИЛИ РАЗНОВИДНОСТЬЮ МЕТАФОРЫ – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ)

1)Что ещё прорастало из детства? Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (По В.М.Пескову)

2)Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. (По В.П.Астафьеву)

3)… афиши захлёбывались на всех заборах. (По И. Друцэ)

4)И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. (По В.М.Пескову)

5)Из-за кадки поднялась метла и внятно человеческим голосом произнесла: «Полетаем?» (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

6)Когда шок от увиденного прошёл, к тёте Асе вернулось красноречие. (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

7)Бежать от одиночества неправильно и бесполезно, считают учёные. (По М.Широковой)

8) Только наедине с собой можно услышать свою душу, найти и понять того единственного, кто никогда тебя не покинет, - самого себя. (По М.Широковой)

9)А если задуматься, то чуть ли не каждое второе слово может поставить нас в тупик! (По М.Аксёновой)

10)Истинный Цицерон швабры, тётя Ася пересыпала свою речь такими эпитетами, что иные ораторы умерли бы от зависти. (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

11)Полные страданий, мудрости, улыбок, иронии, лукавства, гнева, живые, каким и не всякий человек может быть, книги замирают на полках. 14)И всё-таки они кричат. (По С.Л.Соловейчику)

12)И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтобы сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я. (По В.П.Астафьеву)

12)Солнце умывалось за неровной кромкой бора… (По Е.И.Осетрову. Живая Древняя Русь)

13)Год проходит за годом. (По Б.Д.Челышеву. В поисках пропавших рукописей)

14)Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадётся осень. (По Е.И.Осетрову. Живая Древняя Русь)

15)Не стареют лишь его книги. (По Б.Д.Челышеву. В поисках пропавших рукописей)

16)Через века дошли до нас мысли и чувства художника. (Е.О.Каменева. Твоя палитра)

17)Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно [милосердие] пригрелось, незаметно укоренилось. (По Д.А.Гранину. Из очерка «О милосердии»)

18)Взгляд мой остановился на часах. (По Л.Обуховой. Любимец века)


4.ТЕСТЫ

1.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)Раньше они всегда были союзниками, а теперь какая-то чёрная кошка пробежала между ними, и они поклялись погубить один другого. (Д.Н.Мамин-Сибиряк)

2)Я не мог прийти в себя от изумления. (В.А.Каверин)

3)Что ещё прорастало из детства? Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (По В.М.Пескову)

4)Тебе я могу всё сказать, мы с тобой пуд соли съели. (Б.Галин)

2.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)Отец пытался определить Артёма в вечернюю школу. Наконец он плюнул: «Хоть в золотари ступай, а будешь бить баклуши – из дома выгоню». (В.Авдеев. Шаг вперёд)

2)И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. (По В.М.Пескову)

3)Я не о себе душой болею, а об народе, какой вышел из колхоза и какому вы хлеб обратно не возвертаете. (М.А.Шолохов. Поднятая целина)

4)Светловидову не терпелось узнать, что произошло, кто же в конце концов прыгнул в окно. Но не стоило подливать масла в огонь: Громов и так был расстроен. (По фрагменту из книги Е. Велтистова «Приключения Электроника»)

3.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)Смотри, как я разогнался, аж дух захватывает, – насмехался Вась Васич. (По повести Т.Крюковой «Чародейка с задней парты»)

2)Вася принял его интерес за чистую монету и с радостью пояснил:

– Никуда. Ускорители прикрепляются к ботинкам. Внутри трубок заложено топливо. Если запалить фитиль, топливо начинает сгорать, происходит преобразование тепловой энергии в механическую, и коньки набирают огромную скорость. (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

3) [Фамусов]: Вот рыскают по свету, бьют баклуши. Воротится, от них порядка жди.(А.С.Грибоедов. Горе от ума)

4)Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. (По В.П.Астафьеву)

4.

Укажите номер предложения, в котором выделенное(ые) сочетание(я) слов являет(ют)ся ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ(АМИ).

1)Полные страданий, мудрости, улыбок, иронии, лукавства, гнева, живые, каким и не всякий человек может быть, книги замирают на полках. 14)И всё-таки они кричат. (По С.Л.Соловейчику)

2)И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтобы сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я. (По В.П.Астафьеву)

3) - Кто вас обидел, за что? Говорите, говорите, мы о людях день и ночь душой болеем. (А.Н.Толстой. Петр Первый)

4)Из-за кадки поднялась метла и внятно человеческим голосом произнесла: «Полетаем?» (По повести Т.Крюковой «Чародейка с задней парты»)

5.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)Его слова прозвучали так, что даже Ася, изучившая его манеру говорить чепуху с серьёзной миной, приняла их за чистую монету (К.А.Федин. Необыкновенное лето)

2)…в дверях кабинета стоял Горький и, сморщившись, давился от беззвучного смеха.(По В.А.Рождественскому. Страницы жизни)

3)Он, брат, как видно, отличный парень и носа вовсе не задирает. (А.Н.Плещеев)

4)Долго мы ломали голову над тем, как бы перебросить на тот берег танки. (Б. Бычевский. Город-фронт)

6

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)И тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей шубы…(По В.А.Рождественскому. Страницы жизни)

2)Если Профессор [Вовка Корольков ] был симпатичен Серёжке, то верзила Гусев попортил ему немало крови. (По фрагменту из книги Е. Велтистова «Приключения Электроника»)

3)Он [Алексей Мересьев ] перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда. Он добился главного, о чём так долго мечтал: он опять летал.(По Б.Н.Полевому. Повесть о настоящем человеке)

4)Егорушка… всё принимал за чистую монету и верил каждому слову… (А.П.Чехов. Степь)

7.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)Он [А.С.Пушкин] терпеливо выслушал меня и сказал, что несколько примирился в эти четыре месяца с новым своим бытом, вначале очень для него тягостным; что тут хотя невольно, но всё-таки отдыхает от прежнего шума и волнения; с Музой живёт в ладу и трудится охотно и усердно. (По И.И.Пущину. Записки о Пушкине)

2)Солнце умывалось за неровной кромкой бора… (По Е.И.Осетрову. Живая Древняя Русь)

3)Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. (Н.В.Гоголь. Мёртвые души)

4)Никто и ухом не ведет. (И.А.Крылов. Басня «Мыши»)

8.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ.

1)Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадётся осень. (По Е.И.Осетрову. Живая Древняя Русь)

2)Неприятное осталось позади, а сейчас начнётся удивительное и весёлое: рассохшийся дом запоёт от первых же звуков рояля. (К.Г.Паустовский. Скрипучие половицы)

3)А с умыслу он мухи не обидит. (И.А.Крылов. Слон на воеводстве)

4)Год проходит за годом. (По Б.Д.Челышеву. В поисках пропавших рукописей)

9.

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ.

1)Мой господин во мне души не чает. (И.А.Крылов. Две собаки)

2)Не стареют лишь его книги. (По Б.Д.Челышеву. В поисках пропавших рукописей)

3)Через века дошли до нас мысли и чувства художника. (Е.О.Каменева. Твоя палитра)

4)Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно [милосердие] пригрелось, незаметно укоренилось. (По Д.А.Гранину. Из очерка «О милосердии»)

10

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)При этом никому не приходило в голову, что в истории неизвестен факт приезда из Италии в Москву никакого Колонны. (Г.П.Смолицкая. Занимательная топонимика)

2)Орфей любил юную Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. (По А.И.Немировскому. Мифы Древней Эллады)

3)Один только Гиляровский мог безнаказанно прихоть в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы. Его никто не посмел бы тронуть пальцем. Лучшей охранной грамотой было его великодушие. (По К.Г.Паустовскому)

4)Взгляд мой остановился на часах. (По Л.Обуховой. Любимец века)


5.ОТВЕТЫ

1. 3

2. 2

3. 4

4. 3

5. 2

6. 1

7. 2

8. 3

9. 1

10. 4

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.А.В.Жуков. Лексико-фразеологический словарь русского языка. М. ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003.

2.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

3.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

4.Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский 1997

5.Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008

6.Н.С.Ашукин, М.Г.Ашукина. Крылатые слова. — М., 1960.

7.http://festival.1september.ru/

8.http://nsportal.ru/

9.http://www.frazeologiya.ru

10.http://enc-dic.com



Назад в раздел

...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...