Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Занятие № 6




Уважаемые девятиклассники!

В ходе подготовки к ГИА советуем анализировать готовые сложноподчинённые предложения с последовательными (цепным) подчинением. Главный критерий определения такого типа сложноподчинённых предложений –
  • первый вопрос задаётся от главного предложения к первому придаточному предложению
  • второй вопрос задаётся от первого придаточного ко второму придаточному и т.д.

Перед Вами сложноподчинённые предложения с последовательными (цепным) подчинением, в которых выделены
  • крупным шрифтом подлежащее и сказуемое
  • жирным шрифтом – союз или союзное слово
  • [ ] - главное предложение (главная часть)
  • ( ) - придаточное предложение (придаточная часть)

Прочитайте предложение, внимательно рассматривая
  • подлежащее и сказуемое
  • союзы или союзные слова
  • вопрос к придаточному предложению
  • местонахождение придаточного предложения (придаточной части).

1.[Каждая КЛЕТКА растительного организма ВЫПОЛНЯЕТ определённые функции], → какие? → ( КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ от того), → от чего? → (в состав какой ткани ВХОДИТ КЛЕТКА).

2.[ Только ТОТ МОЖЕТ СТАТЬ настоящим ЧЕЛОВЕКОМ ], ( КТО СМОТРИТ вперёд, ЗНАЕТ), (что ему НАДО СДЕЛАТЬ за свою жизнь). (В.Сухомлинский).

3.[ Главное в том ], → в чём? → (что проза, (когда она достигает совершенства), ← когда? ← является, по существу, подлинной поэзией). (К.Паустовский).

4.[ И тогда МОЖНО БЫЛО РАЗГЛЯДЕТЬ ], → что? → (что ОН МОЛОД, КРЕПОК и СМУГЛ), → несмотря на что? → (хотя его широкому, каменному лицу с одинаковой вероятностью ХОТЕЛОСЬ ДАТЬ и двадцать, и тридцать лет). (А.Грин).

5. [ ПОХВАЛА так могущественно ДЕЙСТВУЕТ не только на чувства, но и на ум человека ], → как? → (что под её приятным влиянием мне ПОКАЗАЛОСЬ), → что? что Я СТАЛ гораздо УМНЕЕ. (Л.Толстой).

7. [ ПРОСНУЛИСЬ МЫ на следующий день рано и в такой тишине ], → в какой? → (что БЫЛО СЛЫШНО), → что? → (как со слабым звоном КАПАЛА с крыши на перевёрнутое ведро ночная РОСА). (К.Паустовский).

8. [ КАЗАЛОСЬ ], → что? → (что ВСЁ вокруг СУЩЕСТВОВАЛО), → для чего? → (чтобы ВНУШИТЬ человеку ощущение красоты и СКАЗАТЬ ему), → что? → (как ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ СЧАСТЛИВ своей судьбой). (К.Паустовский).

9.(Когда Я ВБЕЖАЛ в ворота), (под которыми было очень темно), [ уже никого НЕ БЫЛО ]. (Ф.Достоевский).

10. [ По дороге Я СТАЛ РАССПРАШИВАТЬ Дерсу ], → о чём? → (почему ОН НЕ ХОТЕЛ), → чего? → (чтобы Я БРОСИЛ в воду огонь и рыбу). (В.Арсеньев).

11. [ ОН ДОСТИГ последнего лестничного марша и УВИДЕЛ ], → что? → (что КТО-ТО СИДИТ на ступеньках пониже площадки), → какой? → (на которую ВЫХОДИЛА его ДВЕРЬ). (В.Панова).

12. [ ДЕНЬ такой ЯРКИЙ ], → какой? → (что даже с отмели ВИДНО), → что? → (как за версту СВЕРКАЕТ серебряными искрами рыбья ЧЕШУЯ). (М.Горький).

13. [ И наконец, ПРИШЛА та последняя решающая МИНУТА ], → какая? → (когда большинству из них уже НЕЛЬЗЯ БЫЛО ОСТАВАТЬСЯ), → почему? → (потому что уже только МИНУТЫ РЕШАЛИ), → что? → (УСПЕЮТ ли ОНИ ВЫСКОЧИТЬ из сжимающего кольца немцев). (К.Федин).

14. [ СТАРИК НЕ СУМЕЛ ОТВЕТИТЬ ], → что? → (что ОН БУДЕТ ДЕЛАТЬ с кладом), → при каком условии? → (если НАЙДЁТ его). (А.Чехов).

15. [ Часто осенью Я пристально СЛЕДИЛ за опадающими листьями ], → для какой цели? → (чтобы ПОЙМАТЬ ту незаметную долю секунды), → какую? → (когда ЛИСТ ОТДЕЛЯЕТСЯ от ветки и НАЧИНАЕТ ПАДАТЬ на землю). (К.Паустовский).
16.[ НЕ БЕРУСЬ ПЕРЕДАТЬ ], → что? → (что ЧУВСТВОВАЛО моё СЕРДЦЕ), → когда? → (когда Я УВИДЕЛ милое моё Аксаково!). (С.Аксаков).

17. [ Мне так БЫЛО ВЕСЕЛО на сенокосе ], → как? → (что НЕ ХОТЕЛОСЬ даже ЕХАТЬ домой), → несмотря на что? → (хотя ОТЕЦ уже ЗВАЛ меня). (С.Аксаков).

18. [ ОН НЕ ЗНАЛ ], → что? → (как ПРИСТУПИТЬ к делу), → для чего? → (чтобы не слишком ВСТРЕВОЖИТЬ больного). (В.Катаев).

19. [ На человека иногда НИСХОДЯТ редкие и короткие задумчивые МГНОВЕНИЯ ], → какие? → (когда ему КАЖЕТСЯ), → что? → (что ОН ПЕРЕЖИВАЕТ в другой раз когда-то и где-то прожитой момент). (И.Гончаров).

20. [ После обеда ТЁМА ИДЁТ в сад ], → какой? → (где ВЕТЕР уныло КАЧАЕТ обнажённые деревья), → какие? → (сквозь которые ВИДНЫ все ЗАБОРЫ сада). (Н.Гарин-Михайловский).

21. [ ОН ЧИТАЛ в армейской газете ], → что? → (что БОЙЦЫ и КОМАНДИРЫ ИДУТ в бой с мыслью о Ленинграде), → о каком? → (чьё трудное ДЫХАНЬЕ ОЩУЩАЕТСЯ у них за спиной). (Ю.Нагибин).

22. [ По обоим берегам реки ЛЕС РАСТЁТ так густо ], → как? в какой степени? → (что КАЖЕТСЯ), → что? → (будто РЕКА ТЕЧЁТ в коридоре). (В.Арсеньев).

23. [ СИНЦОВ долго НЕ МОГ ни у кого УЗНАТЬ ], → что? → (когда же ПОЙДЁТ тот ПОЕЗД на Минск), → какой? → (с которым ему ПРЕДСТОЯЛО ОТПРАВЛЯТЬСЯ). (К.Симонов).

24. [ В Мещёрском крае МОЖНО УВИДЕТЬ сосновые боры ], → какие? → (где так ТОРЖЕСТВЕННО и ТИХО), → в какой степени? → (что БУБЕНЧИК-«болтун» заблудившейся коровы СЛЫШЕН далеко, почти за километр). (К.Паустовский).

25. [ ДИДРО БЫЛ ПРАВ ], → когда? → (когда ГОВОРИЛ), → что? → (что ИСКУССТВО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ в том), → в чём? → (чтобы НАЙТИ необыкновенное в обыкновенном и в необыкновенном обыкновенное). (К.Паустовский).

26.[ ГОВОРЯТ ], → что? → (что ЦЕННОСТЬ жизни ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ тем), → чем? → (что ЧЕЛОВЕК ОСТАВИЛ после себя). (А.Куприн).

27.[ ОДНО ИЗ самых очаровательных ВОСПОМИНАНИЙ детства – это НАСЛАЖДЕНИЕ ], → какое? → (которое Я ИСПЫТАЛ), → когда? → (когда наша УЧИТЕЛЬНИЦА ЧИТАЛА нам вслух на уроке «Капитанскую дочку»). (Ф.Искандер).

28. [ Я ЛОВИЛ себя на том ], → на чём? → (что нетерпеливо ЖДУ ночи), → какой? → (когда где-нибудь в сухой степной балке, лёжа в кузове грузовой машины и укрывшись шинелью, МОЖНО ВЕРНУТЬСЯ мыслью к этим местам и ПРОЙТИ по ним медленно и спокойно, вдыхая сосновый воздух). (По К.Паустовскому).

29.[ ОСВЕНЦИМ* СОХРАНЁН для того ], → для чего? → (чтобы МЫ никогда НЕ ЗАБЫВАЛИ о чудовищной жестокости), → какой? → (на какую СПОСОБЕН ЧЕЛОВЕК). (К.Паустовский).

*Освенцим – комплекс немецких концентрационных лагерей на территории Польши в 1940-1945гг., где люди разных национальностей подвергались пыткам.

_____________________________________________________________________________________________________________________
Желаем удачи в тестировании по теме Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. 9 класс.

РЕКОМЕНДУЕМ дополнительно пройти тесты:
Словосочетание. 8 класс.
Типы сказуемых. 8 класс.



Назад в раздел

...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...