Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Вариант 4


Подготовительный этап

Чтобы выполнить тесты данного варианта, советуем
1) повторить термины, которые относятся к понятию – СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА;
2) рассмотреть примеры.

АЛЛЕГО́РИЯ (иносказание). Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. В баснях и сказках: хитрость – в образе лисы; жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

АНА́ФОРА. Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков.
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища. (А.Пушкин).
Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.
Черноглазую девицу,
Черногривого коня! (М.Лермонтов)
Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. (С.Есенин)
Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех синтаксических конструкций.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам. (А.Пушкин).
Анафора строфическая. Повторение одних и тех же элементов в начале строф. Например, в стихотворении М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

АНТИТЕ́ЗА (противоположение). Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.
Где стол был яств, там гроб стоит (Г.Державин).
Антитеза часто строится на антонимах.
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Поговорка).

АНТО́НИМЫ. Слова, имеющие противоположное значение.
Хороший – плохой, добро – зло, рано – поздно.
Многозначность слова обусловливает наличие у одного и того же слова не одного, а нескольких антонимов.
Низкий забор – высокий забор;
низкий поступок – благородный поступок.

АРХАИ́ЗМЫ (древний). Устарелые для определённой эпохи, вышедшие из употребления слова и выражения, заменённые другими.
Вотще (напрасно, тщетно)
Сей (этот)
Выя (шея)
Живот (жизнь)
Сущий (существующий)
Зерцало (зеркало)
Используются для
  • воссоздания исторического колорита эпохи
  • придания речи оттенка торжественности
  • создания комического эффекта, иронии, сатиры, пародии
  • речевой характеристики героя
БЕССОЮ́ЗИЕ. Бессоюзная связь однородных членов простого предложения или частей сложного предложения.
Швед, русский колет, рубит, режет. (А.Пушкин).
Волков бояться – в лес не ходить.

ГИПЕ́РБОЛА. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.
Часто переплетается с другими средствами – метафорами, олицетворениями, сравнениями и др.
В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский).
Тургенев называл вдохновение «приближением бога», озарением человека мыслью и чувством. (К.Паустовский).

ГРАДА́ЦИЯ (постепенное усиление). Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.
Пришёл, увидел, победил. (Юлий Цезарь). Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С.Аксаков).

ДИАЛЕКТИ́ЗМЫ (диалектные слова). Слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности.
Диалектизмы грамматические. Диалектизмы, проявляющиеся в склонении, образовании форм частей речи и т.д. Чует кошка, чью мясу съела. (М.Шолохов).
Диалектизмы лексико-фонетические. Слова с иной, чем в литературном языке, огласовкой. Вострый (острый), пинжак (пиджак), слухать (слушать).
Диалектизмы словообразовательные. Слова с иной словообразовательной структурой, чем у однокоренных литературных синонимов. Бечь (бежать), гуска (гусыня), дожжок (дождик).
Диалектизмы собственно лексические. Местные названия предметов и явлений, имеющих в литературном языке иные наименования. Баз (крытый двор для скота), бурак (свекла), векша (белка), кочет (петух), стерня (жнивьё).
Диалектизмы этнографические. Местные названия местных предметов. Обедник, побережник, полуношник, шалоник (названия ветров у поморов), журавель (рычаг для подъёма воды из колодца), коты (берестяные лапти), новина (суровый холст).

ИНВЕ́РСИЯ(перестановка, переворачивание). Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок.
Инверсия подлежащего и сказуемого.
Гораздо интереснее оказались морские коньки. (В.Катаев).
Сравните прямой порядок. Морские коньки оказались гораздо интереснее.
Инверсия дополнения.
Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.Пушкин).
Сравните прямой порядок: Его сметливость и тонкость чутья поразилименя.

ИРОНИЯ (притворство, насмешка). Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, содержащего в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А.Крылов) ( в обращении к ослу).

ИСТОРИ́ЗМЫ. Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали.
Боярин, дьяк, опричник, урядник, арбалет.

ЛИТО́ТА (простота, малость, умеренность). Образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины силы, значения изображаемого предмета или явления; троп, противоположный гиперболе. Литота есть в народных сказках: «мальчик с пальчик», «избушка на курьих ножках», «мужичок с ноготок». Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов). Солнце им (людям) казалось большим фонарём, светившим им полгода, а чудное сияние в полугодовую ночь – отблеском большого зажжённого костра дров. (В.Белинский).

МЕТА́ФОРА (перенос). Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Метафора простая: нос корабля, ножка стола, заря жизни, говор волн, град пуль, закат пылает, льётся речь.
Метафора развёрнутая. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький).
Метафора лексическая. Стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги.

МЕТОНИ́МИЯ. Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними (между предметом и материалом, из которого предмет сделан; Не то насеребрена золоте едал. (А.Грибоедов);
между содержимым и содержащим: Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (И.Крылов);
между действием и орудием этого действия: Перо его местию дышит. (А.К.Толстой);
между автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин);
между местом и людьми, находящимися на этом месте: Но тих был наш бивак открытый. (М.Лермонтов).

МНОГОСОЮ́ЗИЕ. Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Короленко). Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.Чехов).

ОКСЮ́МОРОН(остроумно-глупое). Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество.
Горькая радость
Звонкая тишина
Красноречивое молчание
Сладкая скорбь
Грустная радость
Л.Толстой «Живой труп»
Ю.Бондарев «Горячий снег»

ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ. Троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятии, живому существу, не наделённому сознанием, при- писываются качества или действия, присущие человеку, - дар речи, способность мыслить и чувствовать. Разновидность метафоры.
Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве. (Ю.Нагибин).

ПАРАФРА́З (ПАРАФРА́ЗА). ПЕРИФРА́З (ПЕРИФРА́ЗА).
1.Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Пишущий эти строки.
2.Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (вместо «лев»); туманный Альбион (вместо «Англия»);

ПАРЦЕЛЛЯ́ЦИЯ. Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Г.Успенский).

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС. Предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа.
На кого не действует новизна? (А.Чехов).
Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? (В.Непомнящий).

СИНЕ́КДОХА (соподразумевание). Один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Наиболее употребительны следующие виды синекдохи:
- часть явления называется в значении целого:
А в двери – бушлаты,
шинели,
тулупы (В.Маяковский)
- целое в значении части:
- Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли народ! (А.Твардовский)
- единственное число в значении общего и даже всеобщего:
Там стонет человек от рабства и цепей… (М.Лермонтов)
- замена числа множеством:
Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. (А.Блок)
- замена видового понятия родовым:
«Ну что ж,
Садись, светило (В.Маяковский)

СИНТАКСИ́ЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ. Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи.
Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (В.Брюсов).

СРАВНЕ́НИЕ. Образное выражение, построенное на сопоставлении, уподоблении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается художественное значение первого предмета.
Как крылья доброй птицы, обнимают полукружья колоннады Казанского собора… (Л. Казакова).


ТРОП (поворот). Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, сравнение, эпитет.

ФИГУРА РЕЧИ (фигура риторическая, фигура стилистическая). Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ. Лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Бить баклуши, ничтоже сумняшеся, зарыть талант в землю, закадычный друг.

Э́ЛЛИПСИС (выпадение, опущение). Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки. (А.Толстой).

ЭПИ́ТЕТ. Образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного (часто метафорического) прилагательного.
Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты… (Ю.Нагибин).
Метафорический эпитет соединяет в себе признаки метафоры и эпитета.
Без читателя не только наши книги, но все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гёте, Пушкина – всего лишь немая и мёртвая груда бумаги. (С.Маршак).

 Пройти тест для самопроверки


 Вариант 3 | Описание курса | Вариант 5 
   


...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...