Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Вариант 3


Подготовительный этап

І. Повторим теорию.

Простое глагольное сказуемое  чаще всего состоит из одного слова – глагола в форме одного из наклонений:

  • изъявительного (во всех временах): Ум НЕ ЗАМЕЩАЕТ знания. (Посл.)
  • сослагательного (условного): А вы БЫ  ХОТЕЛИ, чтоб в город сегодня грачи  ПРИЛЕТЕЛИ? (Б.Ширшов)
  • повелительного:  Постоянно СОВЕРШЕНСТВУЙТЕ свою речь!

Может быть выражено также

  • глаголом сложного будущего времени (2 слова): Ещё я долго  БУДУ ПЕТЬ. (С.Есенин)
  • глаголом быть со значением наличия, существования: На рассвете БЫЛ туман.
  • фразеологизмом (2 или больше слов): Он весь год БИЛ БАКЛУШИ. 

***

Составное глагольное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части.

Основная часть – инфинитив (неопределённая форма глагола).

Вспомогательная часть может выражать:

  • начало, продолжение и конец действия: начать, стать, продолжать, закончить, перестать. По реке и кустам НАЧИНАЕТ ШУМЕТЬ редкий тёплый дождь. (К.Паустовский).
  • желательность, возможность, необходимость действия: хотеть, мочь, желать и др. Он  ХОТЕЛ ДЫШАТЬ  чистым воздухом будущих городов, шумных от листвы и детского смеха. (К.Паустовский).
  • эмоциональную оценку действия: Я  ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ.

Вспомогательная часть может включать:

  • краткие прилагательные должен, готов, рад и др. Он  РАД БЫЛ ВСТРЕТИТЬСЯ  с ней.
  • слова состояния со значением желательности, необходимости, возможности -  надо, нужно, необходимо, можно, нельзя и др. НАДО УЧИТЬСЯ  языку, НАДО РАСШИРЯТЬ  свой лексикон. (М.Горький).

Необходимо  РАЗЛИЧАТЬ

Инфинитив в составном  глагольном сказуемом

Инфинитив в качестве другого члена предложения

Обозначает действие, совершаемое подлежащим (лицом).

Оба глагола (вспомогательная часть и инфинитив) должны обозначать действие одного и того же лица.

Он ХОТЕЛ УЧИТЬСЯ.  (он хотел и он же учился).

Обозначает действие разных лиц – инфинитив не входит в состав сказуемого – является другим членом предложения.

 

 

 

Родители ЗАСТАВЛЯЛИ его учиться (дополнение). (родители заставляли;  он учился).

Дополнительные примеры  (инфинитив в роли дополнения):

велел прийти

приказал прочитать

запретил писать

посоветовал купить

просил помочь

умолял зайти

уговаривал заехать

упрашивал не говорить

***

Составное именное сказуемое состоит из вспомогательной части и именной части.

Вспомогательная часть выражается:

1)   глаголом-связкой  быть, который не имеет лексического значения и в настоящем времени обычно отсутствует (нулевая связка), например: Вода БЫЛА ТЁПЛАЯ.

2)   глаголами-связками  мочь, стать, становиться, делаться, являться, считаться, казаться, называться, представляться, представлять собой  и др., например: Вода КАЗАЛАСЬ ТЁПЛОЙ.

3)   глаголы движения, состояния: прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять  и др., например: Зима СТОЯЛА ЗАТЯЖНАЯ. (Л.Мартынов).

Именная часть сказуемого чаще всего может быть выражена

  • существительными: КУНСТКАМЕРА – самый первый  МУЗЕЙ России,  ПРАДЕДУШКА всех наших музеев. (По С.Образцову).
  • прилагательными (полными и краткими): До конца дней своих  она ОСТАВАЛАСЬ ДЕЯТЕЛЬНОЙ, ЭНЕРГИЧНОЙ  и САМООТВЕРЖЕННОЙ.  (А.Сахаров).  ЛЕКСИКА русского языка удивительно  МНОГООБРАЗНА.
  • краткими причастиями: С раннего детства и до глубокой старости ЖИЗНЬ человека неразрывно СВЯЗАНА с языком.
  • словами состояния: Мне ГРУСТНО потому, что  ВЕСЕЛО тебе. (М.Ю.Лермонтов).

Реже именная часть выражается числительными, местоимениями, цельными словосочетаниями или фразеологизмами.

Необходимо РАЗЛИЧАТЬ!

Глагол-связка быть в составном именном сказуемом

Глагол быть (простое глагольное сказуемое)

 

Глагол-связка быть не имеет лексического значения. Основное лексическое значение выражает именная часть (существительное, прилагательное, причастие и др.)

Погода БЫЛА ПРОМОЗГЛАЯ, МЕРЗКАЯ. (С.Баруздин).

 Часто глагол-связка быть отсутствует (нулевая связка):

ТИХА украинская ночь. ПРОЗРАЧНО  небо. (А.Пушкин).

 

Имеет 2 значения:

- «находиться»: Я БЫЛ в школе;

-  «иметься»: У меня БЫЛА интересная книга.

СРАВНИТЕ:

Простое глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

Дети СИДЕЛИ тихо.

 

Она ШЛА быстро.

 

Вдруг в тумане ПОКАЗАЛАСЬ лодка.

 

Дети СИДЕЛИ без мамы  НЕВЕСЁЛЫЕ.

Она  ШЛА ПЕЧАЛЬНАЯ.

Девушка… с первого взгляда ПОКАЗАЛАСЬ мне  МИЛОВИДНОЙ. (М.Горький).


ІІ. Рассмотрите несколько тестовых вопросов на данную тему, которые предлагаются в онлайн-обучении (с готовым ответом - *).
  •  В каком предложении выделенное слово не является  сказуемым?

1.В тундре РАЗВИТА  охота на пушных зверей.

2.…красота,  ВИДНО, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись. (По Ю.Грибову). *

3.Под развесистыми кудрями берёз из нежных зелёных кустиков травы застенчиво  ВЫГЛЯДЫВАЮТ  шляпки чёрных грибов.

4.Здоровье  ДОРОЖЕ богатства.

  • Укажите предложение, в котором именная часть составного именного сказуемого выражена кратким прилагательным.

1.Каменистая  почва была покрыта  стелющейся растительностью. (В.Катаев).

2.Рукописные книги  в Древней Руси  были очень  дороги и доступны далеко не всем. *

3.Природа – наш исцеляющий  друг.

  • Укажите предложение, в котором именная часть составного именного сказуемого выражена кратким причастием.

1.Для чего  нужна человеку членораздельная  речь?

2.Стихотворение А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный» посвящено  его ближайшему лицейскому другу – Ивану Пущину. *

3.Ель – теневыносливое дерево.

  • Укажите предложение, в котором именная часть составного именного сказуемого выражена прилагательным в  простой форме сравнительной степени.

1.Красивы цветы  ландыша! (По Н.Михайловой).

2.Животный мир в тундре разнообразнее, чем в арктических пустынях. *

3.Ни санного, ни человеческого, ни звериного следа не было видно. (Л.Толстой).

  • Укажите правильный вариант синтаксической характеристики сказуемого в предложении.

День становится короче  и  короче… (По В.Бианки).

простое глагольное

составное глагольное

составное именное *

Желаем удачного обучения!

 

Для теоретического и практического  учебного материала использованы следующие источники:

1.Розенталь Д.Э. Русский язык. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.Дрофа, 2003.

2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. Просвещение, 1985.

3.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-11 кл.

4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

5.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростовн/Д: Легион, 2008.

6.Глебова Е. Русский язык. Учебник для 8-9 кл. ДЕКОМ, Нижний Новгород, 1994.

7.Войлова К.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. Дрофа, 2000.

8.Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. – М. Изд-во Эксмо, 2005.

9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Просвещение, 1999.

10.Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2005.

 


 Пройти тест для самопроверки


 Вариант 2 | Описание курса | Вариант 4 
   


...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...