Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Приглашаем к соавторству учителей биологии.


 


Сотрудничество может выразиться в основном в подборе информационного материала по биологии. Соавторство может стать хорошим стимулом для совершенствования Вашей педагогической темы, над которой Вы работаете (возможно, и создания новой темы). Наличие авторской работы, опубликованной на сайте, добавит Вам шанс для аттестации в процессе повышения категории. Автор сайта предлагает помощь и в разработке Вашего педагогического проекта.

Сайт «ЕГЭтека» является лауреатом конкурса на лучший Интернет-ресурс с позитивным контентом, ориентированным на детско-юношескую аудиторию (2009). Автор сайта надеется на взаимопонимание и поддержку.

Ждём конкретных замечаний, дополнений к варианту курса.

Давайте рассмотрим и другие подходы к обучению в процессе подготовки к ЕГЭ.

Общение по электронной почте e-mail sunapgn@mail.ru или на форуме.

Рассмотрим в качестве примера один вариант курса по биологии «Частицы, элементы, вещества, соединения, клетки, организмы, структуры, системы».

Четыре термина:

1.Антибиотики

2.Витамины

3.Гаметы

4.Гормоны

Подготовительный этап – даётся вся необходимая информация об этих четырёх терминах, которая помогла бы учащемуся ответить на ЕГЭ не только на вопросы А, В, но и С.

Подготовительный этап

Прочитайте информацию, с которой предстоит тестовая работа.

1.Антибиóтики - органические вещества, образуемые микроорганизмами и обладающие способностью убивать микробов (или препятствовать их росту).

  • Разработано несколько систем классификации антибиотиков, причем за основу брались разные критерии: происхождение, антимикробные свойства, токсичность по отношению к животным, растворимость или химическая природа. Наиболее логичным представляется последний подход к классификации. Антибиотики можно, например, разделить на липоиды, пигменты, полипептиды, серосодержащие соединения, хиноны, кетоны, лактоны, нуклеозиды и гликозиды.
  • Физиологическое действие антибиотиков связано с блокированием соответствующих ферментов и важнейших цепей метаболизма (например, биомицин нарушает синтез хлорофилла, левомицитин является специфическим ингибитором биосинтеза белка).
  • Противомикробное действие антибиотиков имеет избирательный характер: на одни организмы они действуют сильнее, на другие – слабее или вообще не действуют. Избирательно и воздействие антибиотиков и на животные клетки, вследствие чего они различаются по степени токсичности и влиянию на кровь и другие биологические жидкости. Некоторые антибиотики представляют значительный интерес для химиотерапии и могут применяться для лечения различных микробных инфекций у человека и животных.
  • Разные микроорганизмы или их штаммы могут вырабатывать разные химические формы одного и того же антибиотика, например разные пенициллины или различные формы стрептомицина. В последние годы выделено и описано огромное количество антибиотиков, продуцируемых различными организмами.
  • Способностью вырабатывать антибиотики обладают как спорообразующие, так и не образующие спор бактерии, а кроме того, более половины изученных на этот предмет родов грибов. Многие виды спорообразующих бактерий вырабатывают различные антибиотики. Многие из них препятствуют росту грибков.
  • Кроме пенициллина, наиболее важные антибиотики, используемые в качестве химиотерапевтических средств, были получены из актиномицетов (грибковоподобных бактерий). К настоящему времени выделено или описано более 200 таких соединений. Некоторые из них широко применяются в лечении инфекционных заболеваний человека и животных. Одни из них обладают в основном антибактериальным действием, другие – антигрибковым, а третьи активны против некоторых крупных вирусов.
  • Грибками в медицине называют микроорганизмы, относящиеся к царству грибов. Это одни из наиболее важных производителей антибиотиков. Они вырабатывают цефалоспорин, гризеофульвин, микофеноловую кислоту, пенициллиновую кислоту, глиотоксин, клавацин, аспергилловую кислоту и многие другие соединения.
  • К антибиотикам, вырабатываемым лишайниками, относятся лихенин и усниновая кислота. Высшие зеленые растения также образуют вещества, сходные по своим свойствам с истинными антибиотиками. К ним относятся фитонциды – аллицин, томатин и др.
  • Как известно, наибольшее действие антибиотики оказывают на ткани и клетки, находящиеся в активном делении и развитии.
  • Антибиотики отличаются друг от друга не только по химической структуре, но и по месту приложения действия на микробную клетку. Действие антибиотиков, применяемых в низких концентрациях, обычно направлено на специфические особенности жизнедеятельности патогенных микроорганизмов. Клеточные стенки бактерий и плесневых грибков сильно отличаются от клеточной оболочки животных клеток, и многие нетоксичные антибиотики блокируют образование именно клеточных стенок.
  • Изучение механизмов действия различных антибиотиков дало много полезных сведений о биохимических процессах, протекающих в клетках микроорганизмов. Даже те антибиотики, которые не применяются в лечебных целях, могут использоваться как важный инструмент биохимических исследований.
  • Антибиотики широко применяются в ветеринарной практике, для борьбы с рядом болезней растений (груш, бобов и перца) и для очистки вирусных препаратов. Фермеры добавляют антибиотики в корм для ускорения роста домашней птицы, свиней и коров. Эта практика вызывает определенные возражения: многие ученые считают, что она способствует распространению болезнетворных микроорганизмов, резистентных к действию антибиотиков, и тем самым угрожает здоровью человека.
  • Антибиотики широкого спектра действия (например, тетрациклины) нарушают нормальную микробную флору кишечника и могут вызывать желудочно-кишечные расстройства или способствовать вторичным инфекциям.
  • В результате длительного применения антибиотиков возможно появление устойчивых к ним форм патогенных микроорганизмов.
  • После приема антибиотиков врачи рекомендуют есть кисломолочные продукты, потому что они восстанавливают бактериальную среду в кишечнике.
  • Направление биотехнологии, в котором используются микроорганизмы для получения антибиотиков, витаминов, называют микробиологическим синтезом.
  • Получают антибиотики путём экстрагирования их из колоний грибков, бактерий, тканей растений или животных. В некоторых случаях исходную молекулу подвергают дополнительным химическим модификациям с целью улучшить определённые свойства антибиотиков (полусинтетические антибиотики).

2.Витамúны - органические вещества, образующиеся в организме животных и человека или поступающие с пищей в незначительных количествах и необходимые для нормального обмена веществ и жизнедеятельности.

  • Эта сборная в химическом отношении группа органических веществ объединёна по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи. Витамины содержатся в пище в очень малых количествах, и поэтому относятся к микронутриентам.
  • Известно около полутора десятков витаминов. Исходя из растворимости витамины делят на жирорастворимые и водорастворимые. Жирорастворимые витамины накапливаются в организме, причём их депо являются жировая ткань и печень. Водорастворимые витамины в существенных количествах не депонируются, а при избытке выводятся.
  • Основные витамины: А1 (ретинол), В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), В3 (пантотеновая кислота), В6 (пиридоксин), В12 (цианкобаламин), Вс (фолиевая кислота), С (аскорбиновая кислота), Д (кальциферолы), Е (токоферолы), Н (биотин), РР (никотиновая кислота), К1 (филлохинон).
  • Витамины не являются для организма поставщиком энергии и не имеют существенного пластического значения. В организме человека и животных они оказывают влияние на рост, развитие, обмен веществ.
  • Концентрация витаминов в тканях и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организм наступают характерные и опасные патологические изменения.
  • Большинство витаминов не синтезируются в организме человека. Поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде минеральных комплексов и пищевых добавок.
  • При инфекционных заболеваниях повышают норму витамина С, потому что он защищает от окисления ферменты, ответственные за синтез антител.

3.Гамéты - женские (яйца, яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды, спермии) половые клетки животных и растений, обеспечивающие при слиянии развитие новой особи и передачу наследственных признаков от родителей потомкам.

  • Гибридные особи по своей генетической природе разнородны и образуют гаметы разного сорта, поэтому их называют гетерозиготными.
  • Гаметы, принадлежащие особям разного пола, сливаясь при оплодотворении, образуют зиготу, получающую таким образом полный (обычно двойной – диплоидный) набор и дающую начало новому организму.
  • У мужчин постоянно в течение всей жизни, начиная с пубертатного возраста, образуется огромное число гамет (сперматозоидов), несущих примерно поровну Х- и Y- половых хромосом.
  • В связи с особенностями созревания гамет у женщин любое мутагенное воздействие на организм (начиная со стадии внутриутробного развития) может быть причиной генетических аномалий у её потомства.
  • Передача признака у человека от поколения к поколению осуществляется гаметами. Благодаря конъюгации и кроссинговеру при образовании гамет происходит обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами.
  • Для сохранения генетической стабильности вида необходимо, чтобы каждое следующее поколение обладало определенным для вида число и строением хромосом. Так как хромосомный набор человека – диплоидный (двойной), то для его сохранения в поколениях необходимо, чтобы в гаметах родителей этот набор был гаплоидным (одинарным) и содержал в два раза меньше хромосом. Этим и объясняется то, что в гаметах человека в два раза меньше хромосом, чем в соматических клетках.
  • Зигота отличается от гаметы тем, что содержит двойной набор хромосом, образуется в результате оплодотворения и является первой клеткой нового организма.
  • Половое размножение улотрикса происходит с помощью гамет разных особей.

4.Гормóны - биологически активные вещества, вырабатываемые в организме специализированными клетками или органами (железами внутренней секреции) и оказывающие целенаправленное влияние на деятельность других органов и тканей.

  • Химическая природа гормонов различна – белки, пептиды, производные аминокислот, стероиды, липиды. Гормоны, используемые в медицине, получают химическим синтезом или выделяют из соответствующих органов животных.
  • Гормоны принимают участие в гуморальной регуляции функций организма.
  • Известно до 30 гормонов, в том числе гормон щитовидной железы – тироксин; гормоны надпочечников – адреналин, норадреналин, гидрокортизон; гормоны гипофиза – вазопрессин, окситоцин; гормоны половых желез – фолликулин, тестостерон.
  • Образуясь в эндокринных железах, гормоны непосредственно переходят в тканевую жидкость, кровь, лимфу.
  • Вместе с нервной системой гормоны участвуют в регуляции обмена веществ, в процессах роста и развития, а также в координации основных функций организма.
  • Избыток или недостаток гормонов в крови воспринимается гипоталамусом.
  • Развитие половых клеток у человека стимулируется гормонами.

Рассмотрим тестовые вопросы варианта. Всего в варианте 14 вопросов. В основном типы вопросов не такие, как в ЕГЭ.

1-2 вопросы – о лексическом значении 4-х терминов.

3-14 вопросы - информация о 4-х терминах.

Примерный план информации о термине

1.Строение

2.Свойства

3.Функции

4.Практическое применение

Знаком * указаны ответы.

Вопрос 1

Укажите пару «слово – лексическое значение, не соответствующее этому слову».

№ пары

Слово

Лексическое значение

1.

Витамины*

Органические вещества, образуемые микроорганизмами и обладающие способностью убивать микробов (или препятствовать их росту).

2.

Гаметы

Женские (яйца, яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды, спермии) половые клетки животных и растений, обеспечивающие при слиянии развитие новой особи и передачу наследственных признаков от родителей потомкам.

3.

Гормоны

Биологически активные вещества, вырабатываемые в организме специализированными клетками или органами (железами внутренней секреции) и оказывающие целенаправленное влияние на деятельность других органов и тканей.

4.

Антибиотики*

Органические вещества, образующиеся в организме животных и человека или поступающие с пищей в незначительных количествах и необходимые для нормального обмена веществ и жизнедеятельности.

Вопрос 2

Укажите пару «лексическое значение – слово, не соответствующее данному лексическому значению».

№ пары

Лексическое значение

Слово

1.

Органические вещества, образующиеся в организме животных и человека или поступающие с пищей в незначительных количествах и необходимые для нормального обмена веществ и жизнедеятельности.

Витамины

2.

Женские (яйца, яйцеклетки) и мужские (сперматозоиды, спермии) половые клетки животных и растений, обеспечивающие при слиянии развитие новой особи и передачу наследственных признаков от родителей потомкам.

Гормоны*

3.

Биологически активные вещества, вырабатываемые в организме специализированными клетками или органами (железами внутренней секреции) и оказывающие целенаправленное влияние на деятельность других органов и тканей.

Гаметы*

4.

Органические вещества, образуемые микроорганизмами и обладающие способностью убивать микробов (или препятствовать их росту).

Антибиотики

3,4,5,6 вопросы - дополнительная информация о 4 терминах

Вопрос 3

Укажите информацию о гаметах

1.Разработано несколько систем классификации этих органических веществ, причем за основу брались разные критерии: происхождение, антимикробные свойства, токсичность по отношению к животным, растворимость или химическая природа. Наиболее логичным представляется последний подход к классификации. Эти вещества можно, например, разделить на липоиды, пигменты, полипептиды, серосодержащие соединения, хиноны, кетоны, лактоны, нуклеозиды и гликозиды.

2.Это сборная в химическом отношении группа органических веществ объединёна по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи. Содержатся в пище в очень малых количествах, и поэтому относятся к микронутриентам.

3.При их образовании благодаря конъюгации и кроссинговеру происходит обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами.*

4.Их химическая природа различна – белки, пептиды, производные аминокислот, стероиды, липиды. Получают химическим синтезом или выделяют из соответствующих органов животных.

Вопрос 4

Укажите информацию об антибиотиках.

1.Принимают участие в гуморальной регуляции функций организма.

2.Известно около полутора десятков. Исходя из растворимости делятся на жирорастворимые и водорастворимые. Жирорастворимые накапливаются в организме, причём их депо являются жировая ткань и печень. Водорастворимые в существенных количествах не депонируются, а при избытке выводятся.

3.Эти клетки, принадлежащие особям разного пола, сливаясь при оплодотворении, образуют зиготу, получающую таким образом полный (обычно двойной – диплоидный) набор и дающую начало новому организму.

4.Их физиологическое действие связано с блокированием соответствующих ферментов и важнейших цепей метаболизма (например, биомицин нарушает синтез хлорофилла, левомицитин является специфическим ингибитором биосинтеза белка).*

Вопрос 5

Укажите информацию о гормонах.

1.У мужчин постоянно в течение всей жизни, начиная с пубертатного возраста, образуется огромное число этих клеток, несущих примерно поровну Х- и Y- половых хромосом.

2.Их противомикробное действие имеет избирательный характер: на одни организмы они действуют сильнее, на другие – слабее или вообще не действуют. Избирательно и их воздействие и на животные клетки, вследствие чего они различаются по степени токсичности и влиянию на кровь и другие биологические жидкости. Некоторые представляют значительный интерес для химиотерапии и могут применяться для лечения различных микробных инфекций у человека и животных

3.Они не являются для организма поставщиком энергии и не имеют существенного пластического значения. Однако им отводится важнейшая роль в обмене веществ.

4.Известно до 30 видов, например: тироксин, адреналин, норадреналин, гидрокортизон, вазопрессин, окситоцин, фолликулин, тестостерон и др.*

Вопрос 6

Укажите информацию о витаминах.

1.Концентрация этих органических веществ в тканях и суточная потребность в них невелики, но при их недостаточном поступлении в организм наступают характерные и опасные патологические изменения.*

2.В связи с особенностями их созревания у женщин любое мутагенное воздействие на организм (начиная со стадии внутриутробного развития) может быть причиной генетических аномалий у её потомства.

3.Образуясь в эндокринных железах, они непосредственно переходят в тканевую жидкость, кровь, лимфу.

4.Способностью вырабатывать эти органические вещества обладают как спорообразующие, так и не образующие спор бактерии, а кроме того, более половины изученных на этот предмет родов грибов.

Вопрос 7

О каком термине данная информация?

К настоящему времени выделено или описано более 200 таких соединений. Некоторые из них широко применяются в лечении инфекционных заболеваний человека и животных. Одни из них обладают в основном антибактериальным действием, другие – антигрибковым, а третьи активны против некоторых крупных вирусов.

1.Антибиотики*

2.Витамины

3.Гормоны

4.Гаметы

Вопрос 8

О каком термине данная информация?

Большинство не синтезируются в организме человека. Поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде минеральных комплексов и пищевых добавок.

1.Гормоны

2.Антибиотики

3.Витамины*

4.Гаметы

Вопрос 9

О каком термине данная информация?

С их помощью осуществляется передача признака у человека от поколения к поколению.

1.Гаметы*

2.Антибиотики

3.Гормоны

4.Витамины

Вопрос 10

О каком термине данная информация?

Вместе с нервной системой участвуют в регуляции обмена веществ, в процессах роста и развития, а также в координации основных функций организма.

1.Витамины

2.Антибиотики

3.Гаметы

4.Гормоны*

Вопрос 11

Какое из перечисленных слов соответствует пропущенному(ым) в данной информации слову(ам)? (Форма слов может быть изменена в соответствии с контекстом).

Гибридные особи по своей генетической природе разнородны и образуют

[ … ] разного сорта, поэтому их называют гетерозиготными.

1.Антибиотики

2.Гаметы*

3.Гормоны

4.Витамины

Вопрос 12

Какое из перечисленных слов соответствует пропущенному(ым) в данной информации слову(ам)? (Форма слов может быть изменена в соответствии с контекстом).

[ … ] отличаются друг от друга не только по химической структуре, но и по месту приложения действия на микробную клетку. Действие [ … ], применяемых в низких концентрациях, обычно направлено на специфические особенности жизнедеятельности патогенных микроорганизмов. Клеточные стенки бактерий и плесневых грибков сильно отличаются от клеточной оболочки животных клеток, и многие нетоксичные [ … ] блокируют образование именно клеточных стенок.

1.Гаметы

2.Витамины

3.Антибиотики*

4.Гормоны

Вопрос 13

Какое из перечисленных слов соответствует пропущенному(ым) в данной информации слову(ам)? (Форма слов может быть изменена в соответствии с контекстом).

[ … ] не являются для организма поставщиком энергии и не имеют существенного пластического значения. В организме человека и животных они оказывают влияние на рост, развитие, обмен веществ.

1.Гормоны

2.Витамины*

3.Гаметы

4.Антибиотики

Вопрос 14

Какое из перечисленных слов соответствует пропущенному(ым) в данной информации слову(ам)? (Форма слов может быть изменена в соответствии с контекстом).

Избыток или недостаток [ … ] в крови воспринимается гипоталамусом.

1.Гормоны*

2.Гаметы

3.Антибиотики

4.Витамины

Таким образом, в предложенном курсе созданы условия для эффективного повторения терминов:

  • необходимая информация о 4 терминах, с которой предстоит тестовая работа, расположена на подготовительном этапе
  • логический порядок повторения не нарушен – поэтапное повторение в соответствии с принципами изучения термина (только отсутствует наглядность - этот вопрос необходимо обсуждать отдельно)
  • использован современный прием обучения – тестирование
  • тестовые вопросы подобраны по принципу усложнения
  • есть тестовые вопросы для самопроверки и для итогового контроля
  • неоднократное тестирование в вариантах способствует развитию памяти.

Задачи перед учителями, желающими участвовать в дальнейшей разработке сайта:

1.Обсудить принципы подбора 4-х терминов и подбирать информацию для этих терминов.

2.Включить в вариант тестовые задания, отражающие принцип наглядности.

3.Подобрать информационный материал для творческого задания С.

(тексты, включающие предложения со словами потому что, вследствие того что, результатом этого и т.д.)

 

 



Назад в раздел


...


Форум




              
			  
Да, заработок в интернете - хороший вариант работы. Только подумать,...
«1) Крыльцо и терраса дома, в котором я...
Готовое сочинение к тексту А.Ф.Лосева «Оставляя пока в...
Как найти и подобрать аргументы для сочинения ЕГЭ? Нет ничего невозможного....
«До свидания, алфавит»? (По С.М.Казначееву) Идёшь по улице,...
Всем привет. Раньше я не верила в такой заработок, до...
ПЕРВЫЙ БАЛ НАТАШИ РОСТОВОЙ. ПО Л.Н. ТОЛСТОМУ. Наташа...
Согласен, но частично!...
Умирать всегда не хочется.  Сколько  же  может выдержать  человек?  Рядовой,...
Вещи и книги, книги и вещи… Л.Лиходеев. Мы...