Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация


аргументы к сочинению по русскому языку


Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1 2 3 След.
аргументы к сочинению по русскому языку
 
Уважаемые посетители!

Кроме раздела «Обучение сочинению» предлагаем Вашему вниманию аргументы к сочинению.
Вы, естественно, ждёте чёткого тематического опубликования материалов. Разработчики систематизируют материал ежедневно. Но, например, по одной теме сразу несколько (5-10) аргументов просто не в состоянии проработать. Поэтому, возможно, что к некоторым темам будет много аргументов, к некоторым – недостаточно. Аргументы к одной и той же теме будут публиковаться через промежуточные темы.

Порядок оформления аргументов в Вашем сочинении можете выстроить сами. Мысли можно интерпретировать под свою творческую манеру письма.

Тема – проблема: книги и время

1.Время и книги… Книги о разных временах… Время в разных книгах…
Мы не можем не согласиться с высказыванием А.И. Герцена о том, что «вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась».
Представьте, мы захотели прочитать о жизни молодых дворян 18 века. Об их образовании, их стремлениях. Что мы можем взять в библиотеке? В разных исторических документах, энциклопедиях найдём много интересного. А Д.И.Фонвизин предлагает нам комедию «Недоросль»!

2.Каким же было следующее поколение молодых дворян? Свой взгляд на будущих декабристов отразили и донесли до 21 века два известных русских писателя – А.С.Грибоедов и А.С.Пушкин – в комедии «Горе от ума» и в романе в стихах «Евгений Онегин». И уроки литературы, где классические книги, несмотря на временные пространства, остаются источником вдохновения людей, помогают нам даже сравнивать героев разных времён.

3.Известный народный артист РСФСР и режиссёр (помните, его кинофильм «Остров»?) Алексей Петренко в интервью газете «АИФ» рассуждает о том, как живёт и к чему идёт сейчас Китай. Во главу угла у них поставлен труд, труд и ещё раз труд. Позволим себе процитировать его слова: «… В кабинетах у всех их начальников висит портрет Николая Островского!» На предложение Алексея Петренко – « А вы сейчас перечитайте «Как закалялась сталь» - и вам тоже захочется у себя над столом его портрет повесить» - можно реагировать по-разному. То, что книга Н.А.Островского «Как закалялась сталь» прошла испытание и всемирное, и временное, это удивляет и заставляет нас, россиян, гордиться этим.

А это просто воспоминания учителя.

4.В 80-е годы 20-го столетия в некоторых семьях книги действительно считались вещью для украшения интерьера. Они якобы создавали уют в доме. Это было в семьях, которые обеспечивали себя книгами в блестящих, красивых переплётах, целыми томами и авторов много-много. Знаете, что это были за семьи? На провинциальном уровне это были семьи работников райпо, работников книжных магазинов. Потому что книги тогда были большим дефицитом.
А в школьных библиотеках классических произведений постоянно не хватало. Домашние учительские библиотеки были тоже небогатыми.


Если Вам нужны сочинения по русскому языку, загляните на страницу
http://www.egeteka.ru/forum/messages/forum35/topic158/message2790/#message2790 от 05.01.2014.
 
Уважаемые старшеклассники!

В поисках интересного материала о выборе профессии в интернет-ресурсе «Биомолекула» прочитали интервью Старокадомского Петра с выпускницей львовского биофака Еленой Кравцовой и решили познакомить с этим материалом Вас.

Она – пост-док, то есть научный сотрудник. Работает в лаборатории израильского института «Технион» под руководством Нобелевского лауреата 2004 г. по химии Аарона Чехановера —одного из первооткрывателей убиквитиновой системы деградации белков
Целеустремлённейшая молодая женщина!!! Советуем прочитать о ней.

Проинтерпретируем один из вопросов этого интервью и ответ на него.

Как молекулярная биология стала Вашей профессией?

Оказывается, Елена обожала животных, но боялась проводить опыты над ними. Совсем маленькой собиралась стать милиционером. Потом, когда подросла, решила стать дрессировщицей либо собак, либо тигров. Ещё одно решение уже повзрослевшей девушки – стать ветеринаром. Но ветеринар тоже должен оперировать. Как же быть? Однажды в школе один мальчик произнёс магическое слово «микробиология». И вот всё само собой разрешилось – сочетание полезного с приятным: микробов точно не надо резать, и они всё-таки имеют отношение к миру живого.

Так человек остаётся верным выбранному в детстве интересу. Надеемся, что ещё немало открытий будет в её жизни. Замечательно, если интерес, специальность и наука – воедино!
 
Здравствуйте, дорогие старшеклассники!

Сегодня мы начинаем анализировать следующую тему – Интеллигентность в человеке.
Перед Вами интерпретированные мысли людей с форумов разнообразных интернет-источников.

Прочитайте мнения людей об интеллигентности.
Вы можете согласиться или не согласиться с какими-то определениями.
Возможно,
• на основании этих мыслей Вы точнее определитесь в понимании интеллигентного человека в целом;
• Вы сможете выбрать основные 2-3 качества (самые важные, по вашему мнению), которые наиболее ярко характеризуют интеллигентность в человеке.
При чтении будьте внимательны – встречаются синонимичные мысли.

• своим поведением не создаёт сложностей для других
• должен разбираться в искусстве
• желает, чтобы все живущее и окружающее его было гармоничным. …
• хотя бы краем уха слышал о десяти заповедях
• излучает какой-то особый свет, это называется духовной красотой.
• отличается высокой нравственностью
• высокий уровень знаний и бытия совпадают
• отличается внутренне свободным мышлением и раскрепощённостью духа
• отличается стремлением к приобретению новых знаний, интересом к истории и подлинному искусству
• может ошибаться, но за ошибки готов платить
• желает понять другого
• стремящийся к духовному совершенству (не надо понимать связь только с религиозной верой)
• прежде всего, искренний
• не может ставить свою выгоду выше интересов других людей
• чувствует себя не очень уютно в коридорах власти
• можем узнать человека интеллигентного по его простоте
• не будет настаивать на своём, обязательно выслушает другого
• очень тонкая душевная организация - они хорошо чувствуют других
• преобладает сила добра
• всегда патриот, который болеет душой за судьбу Родины
• свойственны размышления о судьбах своего народа
• А.И. Солженицын - истинный интеллигент, совесть нашей эпохи.

Ещё одну ситуацию Вы можете самостоятельно проанализировать –
представить, что это тест на интеллигентность. Попробуйте пройти его. Критерии оценки можете подобрать сами. Приятных Вам выводов!

Не совсем убеждены в том: будет ли это корректно. Можно попробовать применить такие критерии к известному Вам человеку, которого Вы считаете интеллигентным.

В дальнейшем нам предстоит познакомиться с определением интеллигентности в одном словарей.
 
Здравствуйте, уважаемые посетители!
Продолжаем наши встречи.

1.В процессе подготовки к сочинению советуем обязательно обратить внимание на само понятие и найти его в толковом словаре.
Мы предлагаем Вам прочитать о понятии «интеллигентность» в «Словаре практического психолога» С.Ю.Головина.

Цитата
Интеллигентность - совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, считающимся носителями культуры.
Первоначально интеллигентность - производное от понятия интеллигенции, означающего условную группу, объединяющую представителей свободных профессий - ученых, художников, писателей и пр.


В этом словаре к числу основных признаков интеллигентности относится комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств:
• обостренное чувство социальной справедливости;
• приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, усвоение общечеловеческих ценностей;
• следование велениям совести;
• тактичность и личная порядочность, исключающая проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях;
• способность к состраданию;

2.Необходимо предупредить себя от ошибок в употреблении слов интеллигентный и интеллигентский. Предлагаем рассмотреть материалы из Экспресс-справочника Э.Д.Головиной Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления Киров Кировская областная типография 1997.

Цитата
Интеллигентный – подразумевающий высокую внутреннюю культуру: интеллигентные люди, интеллигентная внешность.
Интеллигентский – принадлежащий или свойственный интеллигенции: интеллигентская аудитория, интеллигентские привычки.


Следующая наша встреча – по поводу интервью известного писателя Альберта Лиханова с «самой интеллигентной женщиной страны».
 
Мы рады продолжить наши встречи-сообщения, встречи-занятия к экзамену.

Писатель Альберт Анатольевич Лиханов (автор книг «Мой генерал», «Последние холода», «Солнечное затмение», «Никто» и др.) в интервью с Ириной Александровной Антоновой (директором Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина), назвав её «самой интеллигентной женщиной страны», спросил о том, что сегодня значит быть интеллигентным молодым человеком и можно ли этому научиться.

И.А.Антонова убеждена, что интеллигентности не учатся. Она полагает, что это особое состояние, которое постепенно накапливается.
Согласен с этим и А.Лиханов. Он считает, что это накопление каких-то определённых качеств. Ясно, что интеллигентность не сумма знаний, это поведение, это способность к общению людей между собой.

Развивая эту тему, писатель и «самая интеллигентная женщина страны» обсудили взаимосвязь интеллигентности и образованности. Полное единодушие в данном вопросе вовсе не удивит читателя. Наверное, потому, что это две родственные «интеллигентные» души!

В целом точка зрения этих интересных личностей выражается в следующем: хотя образованность и интеллигентность - далеко не всегда одно и то же, но
все-таки во многих случаях образованность - база для интеллигентности. И это гармоничное качество - соединение двух начал.

А сейчас о том, как отец Ирины Александровны приобщался к интеллигентности и, можно сказать, продолжил эту «наследственную» линию в лице дочери.

Отец Антоновой И.А. был электриком, он встретил несколько интересных людей. Например, геолог-географ Рябинин брал отца на Кавказ в свои экспедиции. Постепенно он вошел в интеллигентную среду, поступил в театр рабочей молодежи. Потом он полюбил музыку, ходил на концерты Шаляпина, рассказывал дочери об искусстве, стал покупать книги. У них дома было очень много книг и пластинок.
Читать Антонова И.А. стала очень рано, много читала: Гёте, романтическую литературу, Лермонтова, Пушкина. И это её очень увлекало, она даже переводила с немецкого на русский язык Гёте и Гейне.
С 13-14 лет стала очень много ходить в театр. Этому способствовал отец, практически все премьеры они посещали. А потом стала бывать в театрах сама и выбирала спектакль.
Это начало «пути в интеллигентность». Шла, шла, шла, и вот… она уже хранительница Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

О дальнейших размышлениях этих интересных, удивительных людей мы постараемся сообщить на следующем занятии.
 
Эта встреча-размышление тоже об интеллигентности, точнее, это о тех, кто, кроме родителей, помогает делать первые шажочки по «интеллигентной» тропе жизни.

Ирина Александровна считает, что все большее и большее значение в самом процессе обучения сегодня играет воспитание.

Цитата
Чувства добрые все-таки надо воспитывать
.

Эта мудрейшая женщина советует родителям, чтобы и они подумали о том, хотят ли они видеть своих детей интеллигентными людьми.

О роли школы, и особенно преподавателей самых первых классов, в развитии первоначальных росточков интеллигентности известно всем.

Ребёнок должен услышать от школы, что такое хорошо и что такое плохо. Затем учитель открывает, показывает, указывает – «вот здесь ты найдешь вот это, там ты найдешь то…»

Цитата
Ребенка надо вести к хорошей книге, к хорошему музею, к хорошему фильму, к хорошему спектаклю…

Я помню, как нас тоже водили группами на спектакли, но почему-то для меня это не было очень любимое занятие - идти в группе со всеми. Я должна была и сама выбрать…
Когда папа купил собрание сочинений Диккенса, он не говорил мне: вот ты знаешь, читай, потому что там ты научишься тому-то. Нет, он просто говорил - ты знаешь, по-моему, эта книжка очень интересная, начни ее читать, может быть тебе будет интересно.


Уважаемые старшеклассники!
Вам предоставляется возможность оценить эту точку зрения – интеллигентность воспитывается в семье и развивается в школе – и вынести её в качестве аргумента в сочинении на ЕГЭ.
 
Спешим с радостью сообщить старшеклассникам о том, что [по сообщением пресс-центра правительства Кировской области] председатель Российского детского фонда А.А. Лиханов назван в числе лауреатов премии «Человек года-2010» в номинации «Охрана детства». Такое решение принял Русский биографический институт, которым и учреждена премия.
Она присуждается за выдающиеся достижения в таких номинациях, как «Религия», «Политическая деятельность», «Межнациональные отношения», «Экономика», «Образование», «Наука», «Культура», «Медицина», «Малое и инновационное производство», «Спорт».
Напомним, что уроженец Кировской области, её почётный гражданин А.А.Лиханов на днях был удостоен ещё одной награды – Почётного знака Кировской области – за выдающиеся заслуги в общественной и благотворительной деятельности, значительный вклад в дело гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Разработчики интернет-ресурса «ЕГЭтека» присоединяются к поздравлениям и желают этому замечательному человеку ещё долгих лет жизни и неугасающего духовного настроя в таком труднейшем деле, как воспитание молодого поколения.

Эта информация может быть использована Вами, уважаемые старшеклассники, в качестве аргумента к таким темам, как:
• Каков он, наш современник?
• Защитники детства.

А сейчас продолжим знакомиться с элементами интервью А.А.Лиханова с
директором Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина И.А.Антоновой.

Это интереснейшее интервью удивило нас ещё и ответной исповедью А.Лиханова, который рассказал тоже о том, как он приобщался к интеллигентности.
Перед Вами краткая интерпретация его «исповеди».

Он родился в Вятке в простой семье: папа - рабочий, мама - медицинский лаборант. Они жили в старом дореволюционном дом, где висел портрет, похожий на версию Марии Магдалины. Бабушка все время говорила - это прабабушка Альберта Анатольевича. Поскольку портрет был такой возвышенный, он не верил, что ее написал польский художник Андриолли.
В классе восьмом А.Лиханов в библиотеке в старой энциклопедии нашел Андриолли, который был в ссылке в Вятке за восстание 63-го года.
Так он стал еще в школе собирать скудные материалы об Андриолли, писал письма в разные музеи. Когда стал учиться в университете, на четвертом курсе написал курсовую про этого художника. А потом написал свою первую книжку про него.
И хотя Альберт Анатольевич считает себя очень далеким от искусства, но та история на него очень повлияла. Он учился на факультете журналистики, а окончил школу в 1953 году, в год смерти Сталина, когда еще почти не было книг по искусству. В общежитии жили шестеро ребят в одной комнате. Покупали открытки на почте - художников разных времен и народов - перед сном "проходили" эти открытки: кто он такой, когда он жил. Альберт Анатольевич вспоминает, что это был какой-то «странный, убогий, может быть, но момент самообразования».
Студенты ходили в музей уже осмысленно. Им было все страшно интересно. По словам писателя, «работал какой-то внутренний механизм, какие-то шестеренки цепляли одна за другую». А.А.Лиханов уверен, что вот это "семейное приключение" и любовь к изобразительному искусству сохранились, наверное, потому что это просто «нужная часть развития».

Очень приятно, что в наши дома «пришли в гости» такие уважаемые люди и поделились с нами своими впечатлениями.
Пусть же их мысли, дела будут ещё долгое время востребованы!
Разработчикам интернет-ресурса хочется, чтобы этот материал не остался невостребованным у старшеклассников.
 
Здравствуйте, юноши и девушки!

Наступило второе полугодие школьной жизни. Приближается экзаменационная пора. Не откладывайте дополнительные занятия на апрельско-майское «потом». Мы приглашаем в январско-февральско-мартовско-апрельское «сейчас».

1.Для развития орфографических навыков в нашем ресурсе разработана наиболее трудная тема «Орфография. Непроверяемые безударные гласные».
Ваш выбор этой темы – это Ваша будущая орфографическая грамотность на экзамене.

2.Для того чтобы обогатить свой словарь на определённую тему сочинения, рекомендуем пройти тесты:
Лексическое значение слова. Язык. Речь.
Лексическое значение слова. Архитектура. Интерьер. Дизайн.
Лексическое значение слова. Музыка.
Лексическое значение слова. Политика.
Лексическое значение слова. Право.
Лексическое значение слова. Спорт.
Лексическое значение слова. Экономика.
Лексическое значение слова. Психология.
Лексическое значение слова. Социология.

3.В подготовке к сочинению по русскому языку Вам поможет и чтение (и дополнительное интерпретирование) текстов, написанных выдающимися людьми на разные темы:
Человек и родина
Человек и книга
Человек и культура
Человек и образование
Человек и труд
Выбор профессии
Человек и память

Желаем терпения в подготовке к ЕГЭ! Верьте, что дополнительная самостоятельная подготовка приведёт к надёжному результату!
 
Молодые люди! Мы продолжаем наши встречи для пополнения Вашей «шкатулки» аргументов к сочинению.

Аргументы для подготовки к сочинению о молодости могут быть самыми разнообразными.

Можно написать о

• юности – поре талантов, способностей;
• времени выбора профессии;
• как молодому человеку противостоять негативу, который царит в современном обществе;
• своих старших родственниках – легко ли им было;
• воспитании Петра Гринёва ( в основу его воспитания была положена пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду»).

Мы же предлагаем нестандартный подход к подбору аргументов для сочинения на эту тему.

В качестве хотя бы одного аргумента можно взять пример из жизни великого человека прошлых лет.

Прочитайте о некоторых этапах жизни великого немецкого композитора, дирижёра и пианиста Людвига Ван Бетховена (1770-1827) и подумайте: легко ли было ему жить и в молодом, и в зрелом возрасте.

• Бетховену было всего двенадцать лет, но он уже работал помощником придворного органиста. После смерти деда Людвигу пришлось бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Умерла мать, и семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста.
Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста- виртуоза. Его сочинения пользоваться успехом.

• В 16 лет Бетховен начинает терять слух. Он понимает, что глухота неизлечима. В одном из писем композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству: «Мне казалось немыслимым покинуть свет, раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным».

• Бетховен приступает к работе над Третьей симфонией, которую назовёт Героической. В 34 года, когда Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором, Бетховен отказался от намерений посвятить ему свою Третью симфонию. Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Но именно в эти годы композитор создаёт самые известные произведения.

• По поводу Девятой симфонии публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди приветствовали композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали прекратить её, потому такие приветствия допускались только по отношению к особе императора.

• После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но его привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда. Бетховен очень переживал по этому поводу.

• Черни рано начал педагогическую деятельность и вскоре стал одним из лучших педагогов Вены. Однажды к нему пришли отец с мальчиком. Мальчик не имел понятия ни о правильной посадке, ни об аппликатуре, но опытный педагог сразу понял, что перед ним необыкновенный ребёнок. Это был будущий венгерский композитор Ференц Лист. На одном из концертов присутствовал Бетховен. Он угадал одарённость мальчика и поцеловал его. Лист всю жизнь хранил память об этом поцелуе.

Мы постарались дать материалы в сжатом виде. Вам предлагается интерпретировать эти материалы по-своему. Считаем, что можно и нужно выбрать заинтересовавший Вас факт и попытаться его пересказать в сжатом виде.
В заключение необходимо сообщить, что мы интерпретируем материалы интернет-ресурса - свободной энциклопедии ВИКИПЕДИЯ.
 
Добрый день, дорогие старшеклассники!

Мы прекрасно понимаем, что поиски аргументов к сочинению занимают у учащихся достаточно большое количество времени. В интернете имеется немало таких источников.
Мы же предлагаем рассмотреть материалы о судьбах выдающихся личностей не с точки зрения подробного анализа их деятельности, а с точки зрения их судьбы в обществе.

Об этой выдающейся личности в школьной программе мы узнаём, когда знакомимся с его критическими статьями по поводу литературной деятельности А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя.
Позвольте напомнить Вам с помощью интерпретированных материалов ВИКИПЕДИИ об этом русском писателе, литературном критике, публицисте и философе. Напомнить и задать вопрос – легко ли ему было быть молодым?


Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский (1811- 1848)

Исполнение желания В.Г.Белинского учиться в Московском университете было очень нелегким, потому что отец не мог содержать сына в Москве. Но юноша решил бедствовать, лишь бы только быть студентом.
Однажды он представил в университетскую цензуру одно из своих произведений для напечатания, где оно "признано было безнравственным, бесчестящим университет". Профессора-цензоры пригрозили Белинскому ссылкой в Сибирь, каторгой или солдатчиной. Это так потрясло Белинского, что он в тот же день слег в больницу. Вскоре он был исключен из университета.
Белинский остался без всяких средств и кое-как перебивался уроками и переводами. Вскоре начинается его настоящая литературная деятельность.
Он работает в журнале «Телескоп». Единственное его стремление - начать новую эпоху в русской литературе. После закрытия журнала Белинский снова остался без всяких средств к жизни. Все попытки найти работу были безуспешны. Иной труд, кроме литературного, был для него почти немыслим.
Белинский заболел, и необходимо было срочное лечение на Кавказе. В этом безвыходном положении он мог существовать только с помощью друзей и долгов, которые были для него источником больших тревог.
Неудачная любовь к Александре Бакуниной привела его к тому, что он чувствовал себя совершенно опустошённым.
Тяжёлое материальное положение Белинского несколько улучшилось, когда он начал работать в журнале «Московский Наблюдатель». Белинский окончательно убедился, что его призвание — только в критике.
С 1842 года он стал проповедником мирового учения социализма.
В Петербурге Белинский долго ещё не мог освоиться со своим новым положением – сотрудником журнала «Отечественные записки».
Весь запас нравственных стремлений к высокому, пламенной любви к правде обратился теперь на борьбу с общественным злом, на защиту беспощадно попираемого достоинства человеческой личности. С этого времени критика Белинского приобретает общественное значение.
В 1843 году Белинский женился, но брак этот не был особенно удачным.
Между тем здоровье Белинского, изнуряемое спешной журнальной работой, становилось всё хуже и хуже: у него уже развивалась чахотка.
Осенью 1845 года он выдержал сильную болезнь, грозившую опасностью его жизни.
Вскоре он стал постоянным сотрудником нового журнала «Современник», Но дни Белинского были уже сочтены, он медленно угасал.
Он умер "вовремя", потому что в руки жандармов вскоре попало распространенное во многих списках его письмо к Гоголю, за одно чтение которого был приговорен к смертной казни Достоевский, один из членов кружка петрашевцев. Управляющий III отделением канцелярии Его Величества Дубельт "яростно сожалел" о смерти Белинского: «Мы бы его сгноили в крепости». Белинского называли «самым глубокомысленным из наших критиков», обладавшим «чутьём гениального социолога».

Жизнь Белинского была весьма короткой – 37 лет.
Ответ на вопрос: легко ли было этому человеку в молодые годы? - напрашивается единственный и всеми признаваемый.
 
Всем отличного настроения!

Сегодня наш разговор о статье «Экология культуры».
Представляем автора этой статьи.


Вознесенский Андрей Андреевич (1933 – 2010), русский поэт. Стихи остросовременны, отличаются усложнённой образной и ритмической системой. Сборники: «Антимиры» (1964), «Витражных дел мастер» (1976; Государственная премия СССР, 1978). Поэмы «Мастера» (1959), «Лонжюмо» (1963), «Оза» (1964), «Авось» (1972; рок-опера «Юнона и Авось», постановка 1981), «Ров» (1986). Мемуарная проза, публицистика; книга «Прорабы духа» (1984).

Главные причины написания статьи - смерть Шкловского В.Б. и письма, которые получал А.Вознесенский, с предложением издать труды этого человека.

Цитата
«Почему бы не издать полное собрание трудов Шкловского? Сам он – живой музей…» - я не успел ответить на это письмо из Ташкента


Кто же такой Шкловский?

Шкловский Виктор Борисович (1893-1984) русский писатель, литературовед. Книги о Л.Н.Толстом, Ф.М.Достоевском, В.В.Маяковском, историко-художественные повести, мемуары, эссеистика. Книга «Эйзенштейн» (1973). Государственная премия СССР (1979).

Автор статьи называет этого человека последним «из исчезающего вида «мамонтов культуры»» - какими были и Эйзенштейн, и Тынянов».

Несколько слов об этих людях.

Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898-1948), русский режиссёр и теоретик кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Крупнейший мастер советской кинематографии, оказавший влияние на её развитие, а также на прогрессивное зарубежное киноискусство.
В 1925 году поставил революционную киноэпопею «Броненосец Потёмкин», затем фильмы «Октябрь» (1927), «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1-я серия в 1945, 2-я выпущена на экран в 1958г.) Теоретические труды Эйзенштейна внесли большой вклад в науку об искусстве кино. Государственная премия СССР (1941, 1946).

Тынянов Юрий Николаевич (1894-1943) русский писатель, литературовед. Исследователь поэтики литературы и кино. Мастер исторического романа: «Кюхля» (1925) о В.К.Кюхельбекере, «Смерть Вазира-Мухтара» (1927-28) о А.С.Грибоедове, «Пушкин».


Эта статья написана Вознесенским А.А.уже после опубликования «Прорабов духа» (деятелей культуры) по просьбе редакции газеты, в которую приходят письма, наполненные тревогой по поводу «уходящей культуры». Автор разделяет с людьми это чувство и приводит примеры того, что культура в опасности, что происходит «угасание внутренней духовной среды», «духовное обмеление».

Цитата
…о Калигуле или Моцарте узнают лишь из видеокассет при почти поголовном непрочтении целиком «Войны и мира»?


Давайте вспомним, о ком говорит автор статьи.

Гай Ю́лий Ц́езарь А́вгуст Германик – 3-й император Римской империи
Когда он был ребёнком, отец брал его с собой в свои знаменитые германские кампании, где Гай носил детские сапожки наподобие армейских калиг. Из-за этого впоследствии за ним и закрепилось прозвище «Калигула», что значит «сапожок» (лат. caligula — уменьшительное от caliga), которое ему не нравилось.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) — австрийский композитор. Признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.

Авторы писем и автор статьи - все обеспокоены оскудением культуры, тоскуют по истинным ценностям.

Давайте задумаемся, сможем ли мы назвать имена выдающихся деятелей русской культуры разных времён и сегодняшних, их творения. Интересует ли нас духовная сфера жизни или мы заняты только наполнением кошельков? Какими духовными мерками мы живём? Что мы читаем? Какую музыку мы слушаем?

Обратим особое внимание на предупреждение писателя об «экологическом угасании внутренней духовной среды». Это явление куда опаснее, чем последствия губительного влияния человека на природу.

В конце статьи автор призывает нас быть проводниками настоящей культуры – такими же, о которых мы узнали из их писем и которых А.А.Вознесенский называет личностями бескорыстными и героичными.

Уважаемые школьники!
Надеемся, что данные материалы помогут Вам.

Использованы материалы свободной энциклопедии – Википедия.
 
Доброго всем здравия!!!

Информации о героических личностях разных времён в разных источниках достаточно много. Чаще всего в подборке фактов для сочинения нам помогает Википедия. Мы благодарны организаторам этой энциклопедии и людям, которые её наполняют.
Мы стараемся минимизированные аргументы из этой информации собрать в единой странице наших занятий.

Тема сегодняшнего занятия: герои и время.

Представляем героя конца 19-начала 20 века.


• Илья Ильич Мечников (1845 — 1916) — русский биолог.

В поисках истины. (По М.Яровинскому)

Он набрал в шприц кровь больного тифом и ввёл себе в вену…
Это было в 1881 году. Через три дня аудитории и кабинеты Новороссийского университета облетела тревожная весть: профессор Мечников при смерти.
Хотя столбик термометра упрямо лез вверх, он записывал свои наблюдения сам до тех пор, пока не начался бред. Металась по подушке большая голова с ранней сединой на висках и в бороде. Тихо плакала у постели больного его жена. Что это? Самоубийство? Приступ безумия? Подлинную причину знал он один. Когда миновал кризис, лицо Ильи Ильича озарила радостная улыбка. Он всё-таки узнал истину!
То же сделал Мечников, изучая холеру. Ему посчастливилось: он не заболел. Двадцать лет спустя в статье «Мученики науки» он писал о том, что во все времена учёные рисковали своим здоровьем в поисках истины. Он написал о многих, чьими подвигами восторгался, чьему примеру следовал. Хотя он проводил опыты и на самом себе, но в статье об этом нет ни единого слова.

Познакомимся ещё с одной личностью и подумаем, почему автор называет его жизнь «пламенным подвигом».

• Климент Аркадьевич Тимирязев (1843 — 1920) — русский естествоиспытатель.

К.А.Тимирязев. (По В.Сафонову)

Вся его жизнь была пламенным подвигом. В изумлении останавливаешься перед неисчерпаемой огромностью того, что сделал Тимирязев.
Неукротимый борец, учёный-гражданин, педагог, воспитавший несколько поколений замечательных исследователей, экспериментатор, пролагавший новые пути в лабораторной практике, «патриарх русской агрономии», действительный и почётный член четырёх десятков академий, университетов, научных обществ всего мира…
Работа до краёв наполняла эту жизнь, и страстное горение этой жизни не прекращалось ни на день.

А сейчас несколько слов о двух героях Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

• Николай Гастелло — советский военный лётчик.
В 1941 году бомбил вражескую мотоколонну. В результате огня зенитной артиллерии самолёт был подбит. Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага.
Герой Советского Союза, посмертно.


• Виктор Васильевич Талалихин (1918 — 1941) — советский военный лётчик. Герой Советского Союза. В 1941 году одним из первых произвёл таран в ночном воздушном бою, сбив около Москвы бомбардировщик.

Многие лётчики, израсходовав в воздушных боях боеприпасы, своими машинами таранили вражеские самолёты; только за первый день войны было совершено несколько воздушных таранов.


Познакомимся с информацией о героях мирного времени.

• Юрий Алексеевич Гагарин (1934 — 1968)— лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, первый человек, совершивший полёт в космическое пространство. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток», с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.

• Михаил Тимофеевич Калашников (род. 1919) — выдающийся конструктор стрелкового оружия в СССР и России, доктор технических наук. Является единственным человеком, удостоенным звания Героя России и дважды звания Героя Социалистического Труда одновременно. Автомат Калашникова победил в конкурсе 1947 года и был принят на вооружение.

Пусть нынешнее молодое поколение знает об участниках ликвидации Чернобыльской аварии ( Чернобыльская АЭС, Чернобыль –город Киевской области Украины,1986г.) и не забывает об этих героях.

• Персонал реакторов: Юрий Корнеев, Борис Столярчук и Александр Ювченко — последние выжившие работники 4-го энергоблока, которые были на постах во время аварии; Анатолий Дятлов, который был ответственным за безопасность проведения испытаний на 4-м реакторе; около сорока пожарных, милицейская бригада из Киева числом 300 человек, члены которой закапывали загрязнённую почву; медицинский персонал; многочисленная рабочая сила (в основном военные), которая была призвана для дезактивации и очистки зоны перед постройкой саркофага; шахтёры, которые откачали заражённую воду и предотвратили её попадание в Днепровский комплекс;

Не забудем и героев боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе!

• Во время боевых действий на территории Афганистана Героями Советского Союза стали 85 воинов-интернационалистов, 28 из них удостоились этого высокого звания посмертно.

• В истории России не раз были случаи, когда женщины проявляли чудеса героизма. Есть немало примеров и в наше время: например, Ирина Янина, медсестра, получившая звезду Героя России за спасение воинов на Северном Кавказе, к сожалению, посмертно.

Назвать всех героев или хотя большее количество их мы просто не в силах.
Давайте же всем героям всех времён (Руси, СССР, России) поклонимся от всей души!
Уважаемые девушки и юноши!
Надеемся, что вы найдёте время интерпретировать данные материалы. Пусть они вам помогут!
 
Дорогие выпускники!

Рекомендуем познакомиться с материалами одного из разделов форума - «Профессионята ждут». Надеемся, что интервью с представителями разных профессий помогут вам и в выборе профессии, и в создании своих аргументов для сочинения на ЕГЭ на эту тему.

С уважением администрация сайта.
 
Уважаемые выпускники!

Кроме обязательных предметов ЕГЭ, вы сделали дополнительный выбор предметов для ЕГЭ.
Для подготовки к ЕГЭ по выбранным предметам предлагаем вам

• бесплатные тесты:

биология
история
обществознание


• инфо-уроки:

биология
история
обществознание


интеллектуальные игровые задания для ЕГЭ:

биология
история
обществознание

Старания, терпения и сил желаем вам в этот ответственный период!
За помощью обращайтесь по электронному адресу sunapgn@mail.ru
 
Здравствуйте, уважаемые одиннадцатиклассники!

Начинаем занятие по теме «ВДОХНОВЕНИЕ». Мы предлагаем вам рассмотреть несколько аргументов к сочинению на эту тему.

1.Лексическое значение слова.

Сначала дадим определение слова «вдохновение» по словарю С.И.Ожегова.
Вдохновение – это творческий подъём, прилив творческих сил.


2.Философы о вдохновении.

Философ Владимир Соловьев в начале прошлого века определил вдохновение как «особое состояние субъекта, при котором тот способен к наиболее интенсивным, целесообразным и ценным по внутреннему достоинству действиям в самых разных сферах».


3.Роль вдохновения в процессе открытий.

Большинство открытий совершается самым непредвиденным, даже таинственным образом. И действительно, мышление тесно связано с творческим порывом.
• Известно, что физик Альберт Эйнштейн (1879-1955) любил играть на скрипке. В поэтическом одушевлении он искал путь познания природы. Не случайно говорят, что его теория относительности – плод гениального воображения.
• Немецкий химик А.Кекуле (1829-1896) пришел к открытию бензольного кольца (циклическая формула бензола), потому что оно привиделось ему в форме змеи, хвост которой находится в пасти.
• Дмитрий Иванович Менделеев [ русский учёный-энциклопедист: химик, физик, метролог, экономист, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель] (1834-1907) не сразу представил себе созданную им периодическую систему элементов. Она рождалась как бы из тумана в виде некой таблицы, отдельные клетки которой оставались пустыми. Но, по расчетам, в них должны были быть элементы . И, действительно, недостающие элементы были открыты гораздо позже самой таблицы.


4.Писатель и вдохновение.

Большой русский драматург А.Н.Островский, отрешившись от своих бытовых тягот, вышел на опушку леса сыграть на самодельной свирели человеческий привет заходящему солнцу: написал пьесу-сказку “Снегурочка». (Из книги «Маска и душа» По Ф.И.Шаляпину).


5.А вот рассуждение русского композитора П.И.Чайковского, как «зреет» музыкальное произведение.

В 5-7 частях нашего занятия обратите внимание на выделенные жирным шрифтом места. Это главные мысли текста (идеи).

…Вдруг самым неожиданным образом является зерно будущего произведения… Вся трудность состоит в том, чтобы явилось зерно и чтобы оно попало в благоприятные условия. Всё остальное делается само собой. Напрасно бы я старался выразить Вам словами всё неизмеримое блаженство того чувства, которое охватывает меня, когда явилась главная мысль и когда она начинает разрастаться в определённые формы. Забываешь всё… всё внутри трепещет и бьётся, одна мысль нагоняет другую. Иногда на несколько времени вдохновение отлетает; приходится искать его и подчас тщетно. Весьма часто совершенно холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.
Если бы состояние души артиста, которое называется вдохновением… продолжалось бы беспрерывно, нельзя было бы и одного дня прожить. Струны лопнули бы, и инструмент разбился бы вдребезги.

6.Представляем вам интерпретированную часть произведения К.Г.Паустовского «Бег времени».

Московскому художнику Лаврову предложили написать несколько пейзажей Волги.
…Лавров сидел на скамейке на верхней палубе парохода. Он поставил на табурет перед собой подрамник и быстро, широкими мазками набрасывал на холсте весь этот затихший к вечеру мир воздуха, тумана, разноцветных вод, отражений и золотеющих далей.
Девушка-штурман Саша стояла на вахте на капитанском мостике. Она несколько раз вопросительно взглядывала на Лаврова, потом смотрела на небо. Ей было досадно, что так быстро надвигается вечер, что очень скоро весь этот блеск погаснет и сумерки окрасят всё в однообразный серый цвет. «Не успеет! – подумала Саша. – Писал бы поскорее, право!»
…Наперерез пароходу шла лодка, и Лавров вдруг увидел: в лодке стояла молодая женщина в расстёгнутом жакете. Она прижимала к себе охапку осенних веток и смотрела на пароход. На вёслах сидел чёрный от загара парень. Он перестал грести и тоже смотрел на пароход. Отражение осенних веток качалось в воде у борта лодки.
Весь этот вечер, и женщина, и сиявшее над рекой облако, похожее на гроздь винограда, показались Лаврову таким ясным воплощением мира и отдыха всей этой родной и необыкновенной страны, что он только вздохнул и сердито посмотрел на Сашу. Одно мгновение он ждал, подняв кисть, что Саша хотя бы на минуту остановит пароход.
Лодка с женщиной быстро уходила, покачиваясь, в сумерки. Последний свет заката падал на охапку осенних веток. Лавров с сердцем захлопнул ящик с красками и пошёл к себе в каюту.
… В декабре Саша пошла в Третьяковскую галерею на ежегодную выставку картин. Она быстро прошла по залам, разыскивая картину Лаврова. Она заметила её издали, остановилась, и от волнения ей на минуту вдруг стало трудно дышать…
Как, какой непонятной силой этот человек остановил навеки тот удивительный вечер на реке и увидел в нём гораздо больше прелести и красок, чем увидела в то же самое время она? В чём его сила? В таланте? Или в соединении таланта с любовью к своей удивительной Родине?
«Как он смог по памяти написать и этот вечер, и лодку, и женщину с охапкой осенних веток? – подумала Саша. – Я ведь не задержала пароход, хотя отлично поняла, что он ждал этого».
Чем дольше смотрела на картину, тем всё сильнее ей хотелось поблагодарить Лаврова и, может быть, даже с нежностью и удивлением прикоснуться к его худой испачканной красками руке.
Саша стояла, смотрела издали на картину, и волнение сменилось у неё неожиданной радостью. «Как всё хорошо! – подумала она. – Даже вот этот мохнатый, ленивый щекочущий лицо вечерний снег за окнами. Всё, всё!..»

Нам становится понятно, чтó стало предметом вдохновения художника Лаврова и как может влиять искусство на человека.

7.Считаем, что всем хорошо известен фрагмент из произведения К.Г.Паустовского «Скрипучие половицы». Этот текст мы анализируем в 9 классе, когда для подготовки к аттестации по русскому языку используем сборник текстов авторов-составителей: Л.М.Рыбченковой и В.Л.Скляровой.

У композитора Петра Ильича Чайковского было любимое место – Рудый Яр.
Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой в сырой гостинице в Риме он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветёт розовый иван-чай, потом берёзовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и – вверх, в корабельный бор.
Он вспомнил этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось наилучшим выражением русской природы. Он знал, что сегодня, побывав там, вернётся – и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельётся через край и хлынет потоками звуков.
Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра. Столько сырого блеска было вокруг, что он невольно прищурил глаза.
Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет… Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль. Чайковский быстро пошёл к дому.
Дома он приказал слуге никого к себе не пускать, прошёл в маленький зал, запер дребезжащую дверь и сел к роялю.
Он играл. Он добивался ясности мелодии – такой, чтобы она была понятна и мила и Фене, и даже старому Василию, ворчливому леснику из соседней помещичьей усадьбы…

Сделаем вывод.
Русская природа – любимый Рудый Яр – играла огромную роль в жизни и творчестве композитора. Это место служило источником вдохновения П.И.Чайковского.

Итак, дорогие ребята, надеемся, что хотя бы часть материала будет вами интерпретирована (изложена так, как вы понимаете) и востребована на экзамене.
 
Уважаемые старшеклассники, сегодня мы предлагаем вам аргументы на тему «ЧЕЛОВЕК И ЗНАНИЕ».

1.Выдающиеся личности древности и знания.

• Библейский царь Соломон попросил у Бога единственное благо - знание. За это он награжден всем: богатством, мудростью, любовью, долгожительством.

Прочитайте фрагмент из статьи М.Л.Гаспарова «Аристотель». (Календарь «Круг чтения» 1991).

• Люди всегда хотели больше знать. И не только больше, а лучше: знать и не ошибаться. Знание – это наука. А размышление о надёжности знания – это уже философия. У начала европейской философии стоят три древних грека: Сократ, ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель. Конечно, у них были предшественники. Аристотель учился у Платона двадцать лет. Он был хорошим учеником. Говорили, что Платон читал однажды лекцию о бессмертии души. Лекция была такая трудная, что ученики, не дослушав, один за другим вставали и выходили. Когда Платон кончил лекцию, перед ним сидел только один Аристотель. Но чем дольше Аристотель слушал Платона, тем меньше соглашался с тем, что слышал. А когда Платон умер, Аристотель произнёс: «Платон мне друг, но истина дороже», покинул Платонову школу и завёл свою собственную.

2.Нас очень заинтересовала одна восточная легенда.
Во время чтения (не только данного источника, но и последующих) обратите внимание на выделенные слова. Это опорные слова. Они помогут вам справиться с интерпретацией текста.

Самая нужная вещь

У одного восточного царя было три сына. Вот царь состарился и решил передать свое царство тому из сыновей, кто окажется самым способным для нелегкого дела. Призвал он сыновей и говорит:
- Дорогие мои сыновья! Тот из вас, кто сумеет исполнить мою мечту, станет править царством. Видите вон то огромное, вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Я мечтал заполнить его тем, что самое нужное на свете, что принесло бы счастье всему моему народу. Хранилище пока пустует. И тот из вас, кто заполнит его самой нужной на свете вещью, пусть унаследует мой трон. отправляйтесь и отыщите самую нужную вещь и заполните мое хранилище. Даю вам сроку три раза по сорок дней.
Сыновья пустились в путь. Три раза по сорок дней ходили и ездили они из города в город, из страны в страну и в назначенный день явились, предстали перед отцом. И отец тотчас повел их к двери хранилища. Царь отворил дверь и подозвал старшего сына.
- Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой сын, какой такой самой нужной на свете вещью?
Старший сын вынул из кармана горсть зерна и, протягивая отцу, сказал:
- Многого я навидался, но ничего не нашел нужнее, чем хлеб!
Тогда отец подозвал среднего сына.
Средний сын вынул из кармана горсть земли и, протягивая отцу, сказал:
- Землею заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Без земли нет и хлеба!
Тогда отец подозвал младшего сына.
Тот решительно переступил порог хранилища, вынул из кармана свечку и огниво, высек о кремень искру, запалил трут, а от него свечку. Все решили, что он хочет при свете свечи получше рассмотреть хранилище. - Ну, говори, сын, чем заполнишь? – с нетерпением в голосе снова спросил отец.
- Светом заполню я это огромное хранилище, мудрый отец, только светом! Без света земля не уродит хлеба. Без света на земле не будет жизни. Много я стран обошел, многое повидал и понял: свет знания - самая нужная вещь. Только светом знания можно править миром.
- Молодец, мой сын!- обрадовался отец.- Ты по праву заслужил и трон, и скипетр, потому что хочешь наполнить свое царство и души людей светом и знанием.

Объясним значение некоторых слов.

Трут — это любой материал, воспламеняющийся от одной искры. Берёзовая кора, сухая трава, деревянные стружки, вощёная бумага, распушённая вата, еловые шишки, сосновые иголки, размельчённые сухие грибы (трутовики), горелая хлопчатобумажная ткань — отличный трут.
Ски́петр (др.-греч. σκῆπτρον «жезл») — древнейший символ власти, употреблялся ещё фараонами. Первообраз скипетра — пастушеский посох. Европейские государи заменили его укороченными жезлами — скипетрами.

3.Все мы с детства знаем о стремлении Ломоносова стать грамотным.
Когда мы читаем некоторые подробности из взрослой жизни этой выдающейся личности, нам становится ясно, насколько же труднее было Ломоносову преодолевать все препятствия на пути к учёности по сравнению с нашим временем.

• Грамоте обучил Ломоносова дьячок местной церкви. Потом Ломоносов оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма. Рано зародилось в нём сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности», по его собственному выражению, для него стали откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Рифмотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал.

Дополнительные сведения.

Меле́тий Смотри́цкий (род. предположительно 1577—1579 или 1572—1633 (по другим источникам 1630 ) — архиепископ Полоцкий; писатель, деятель просвещения. Главный филологический труд - «Грамматика» — основа церковнославянской грамматической науки, выдержавшая множество переизданий, переработок и переводов. «Грамматика» насыщена множеством примеров, облегчающих усвоение грамматических правил. Она оказала большое влияние на развитие русской филологии и преподавание грамматики в школах.
Книга Л.Ф. Магницкого «Арифметика» — первый российский учебник по математике, изданный в 1703 году. Уникален как своей историей, так и своим содержанием.
Симеóн Пóлоцкий (1629—1680) — один из выдающихся деятелей восточнославянской культуры XVII в., писатель, поэт, драматург, богослов. Белорус по происхождению. Впервые в русской поэзии переложил в 1680 г стихами одну из библейских книг — Псалтырь «Псалтирь рифмотворная»


Несколько слов об оформлении цитат.

В разных источниках, особенно в Интернете, цитаты оформляются по-разному, особенно когда они находятся не в контексте.
В соответствии с традиционным правилом русского языка оформлять цитаты «надежнее» всего с помощью предложений с прямой речью – известный с 5 класса способ оформления. Используйте в словах автора глаголы: писал, говорил, сказал, советовал и др.

Желаем вам удачной учебной деятельности и на эту тему и в дальнейшем!


Дорогие ребята!
Аргументы к разным темам, в том числе и к данной, Вы можете прочитать в сборнике ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. Узнать об этом сборнике можно на странице форума за 05.01.2014 и 17.01.2014.
С уважением Помелова Галина Николаевна. Можно писать по адресу sunapgn@mail.ru
 
Здравствуйте, дорогие посетители!

Нас заинтересовала статья А.Лосева о живом уме, о переходе от незнания к ЗНАНИЮ. Давайте её проанализируем.

1.Сначала прочитаем сведения об авторе статьи «Дерзание духа» (в некоторых источниках фрагмент из этой статьи называют «От незнанию к знанию»).
Алексей Фёдорович Ло́сев (1893—1988) — русский философ и филолог, профессор, доктор филологических наук.

2.Поговорим по поводу некоторых мыслей автора.
Обратите внимание, что материал оформляется с помощью вопросов и ответов.

Что ценит в жизни этот человек?

• А.Лосев, подводя итог пройденного им пути, самым ценным в жизни человека считает «живой ум, такое мышление, от которого человек здоровеет, радуется...», а ум становится мудрым и в то же время простым.

Каким примером автор аргументирует свою мысль?

• В следующих строках автор приводит пример. Он рассказывает о том, каким бывает выражение лица у студентов до лекции:


Цитата
«…наблюдал сонное и как бы усталое выражение лиц у студентов, унылое и безрадостное их ощущение, безотрадную скуку»


и какой становится атмосфера в аудитории во время его лекций:


Цитата
«…творческий шумок, вспыхивало вдруг желание высказаться, поделиться, задать вопрос, появлялся задор, весёлая мысль».


От чего этот человек испытывает радость в жизни?

• Предметом его «и тайного и явного услаждения является переход от незнания к знанию». Особенно его интересует вопрос о том, как разрешение глобальных проблем влияет на человека. А.Лосев считает, что «даже небольшой успех в их разрешении вселяет бодрую надежду, увеселяет и успокаивает».

Какое значение, по мнению А.Лосева, имеет познание в жизни человека?

Приводим пример цитирования мыслей автора о значении познания.

«Только живой ум может делать нас работниками жизни и неустанными энтузиастами в достижении достойных человека целей, лишает скуки, исцеляет от неврастенической лени, бытовой раздражительности, пустых капризов, изгоняет неверие в свои силы».

• Нам кажется, что любому человеку понравится такой призыв автора:

Цитата
«Ваш мозг, воспитанный на стихии живой мысли, запретит вашему организму болеть, наградит долголетием, … превратит бытовые будни в счастье, осмыслит все трудности…»


• Итак, наше мнение такое: работа ума, работа мысли не даст человеку перестать быть человеком… Человеком с большой буквы.

Уважаемые посетители! Не согласиться с мыслями автора невозможно и пытаться не надо.
Желаем всем светлых и добрых мыслей и «живого ума»!
 
Здравствуйте, юные друзья!

Сегодняшнее занятие начнём с предупреждения о том, что для анализа статьи
• разработаны вопросы
• даются ответы к этим вопросам в виде цитат (в некоторых жирным шрифтом выделены главные мысли)
• в дополнительных сведениях о личностях использованы материалы Википедии
В пособии для подготовки к ЕГЭ, которое мы используем, заглавия статьи нет.

Методику учебной деятельности можно построить двумя способами:

1.Сначала прочитать все цитаты (из цитат складывается текст), затем читать анализ по порядку.
2.Читать весь материал по порядку. Затем для восстановления всего текста прочитать цитаты.

Мы будем анализировать статью, в которой автор раскрывает следующие микротемы:
- на кого я хотел бы быть похож
- кем я буду
- герои нашего детства
- книга в жизни человека
- человек и знание
- научная деятельность
- человек науки
- характер человека (учёного...)
- великая личность
- тайны открытия

• Сначала выясним, кто автор статьи и о ком он пишет в своих откровениях.

Даниил Александрович Гранин (1919…) — русский писатель и общественный деятель.
Произведения:
1954 «Искатели» (роман)
1962 «Иду на грозу» (роман)
1969 «Кто-то должен» (повесть) (об ученых, о моральном выборе)
1977—1981 «Блокадная книга» (документальная, хроники блокадной эпопеи Ленинграда; в соавторстве с Алесем Адамовичем, издана в 1982)
1987 «Зубр» (документальный биографический роман о Н. В. Тимофееве-Ресовском)
1994 «Бегство в Россию» (документальное повествование о Джоэле Бар и Альфреде Саранте)
1997 «Страх» (эссе)
2000 «Вечера с Петром Великим» (исторический роман)
и др.

Д.Гранин пишет о Майкле Фарадее. Кто он такой?

Майкл Фа́радей (1791 — 1867) — английский физик, химик и физико-химик, основоположник учения об электромагнитном поле.

• Сейчас обратим внимание, что в 1-м абзаце текста раскрываются следующие минитемы:
- кем я буду
- книга в жизни человека
- герои нашего детства

Цитата
Фарадей был одним из героев моего детства. Я прочёл книжку о том, как он мальчиком работал подмастерьем и по ночам сидел над растрёпанными томами, которые приносили переплетать заказчики. Жизнь его начиналась трудно и далеко от славы и от науки. Она не требовала для подражания ничего, кроме увлечённости и бедности. Я тоже хотел стать великим учёным. Тем более что у Фарадея всё выглядело как нельзя просто. Лишь потом я начал кое-что понимать в простой, с виду монотонной жизни этого человека.

• Найдём в тексте ответы на следующие вопросы.

Какую цель поставил этот учёный?
Каким был принцип его наблюдений?


Цитата
В 31 год Фарадей записал в своей книжке: « Превратить магнетизм в электричество». Так записывают себе задания в календаре. В карман сюртука он положил медную спираль и железный брусок. Брусок был магнитом, спираль – проводником. С тех пор он носил их постоянно, то и дело принимаясь по-всякому вертеть в руках. Куда бы он ни шёл, что бы ни делал, всегда с ним были спираль и брусок.


Почему автор называет открытие Фарадея антилегендарным?

Цитата
Другие физики вскоре отступились от этой задачи, решив, что ток посредством магнита получить невозможно. Фарадей упорно продолжал вертеть в руках свою спиральку и брусок. Среди поучительных, анекдотических, хрестоматийных историй великих открытий открытие Фарадея антилегендарно. Не падало яблоко, не прыгала крышка чайника. Случай не приходил на помощь.


Каким главным умением, характерным для учёного, обладал Фарадей?

Цитата
Десять лет он отбирал вариант за вариантом. Дело не в школьном трудолюбии и терпении – он умел изобретать всё новые и новые комбинации, придумывать всё новые вопросы.


• Рассмотрим ещё примеры творческого ума, которые приводит автор текста.

Цитата
Так Иоганн Бах возводил свои фуги, извлекая неисчерпаемые вариации из одной темы. Так Хемингуэй 37 раз переписывал последнюю страницу романа «Прощай, оружие!»


Дополнительные сведения:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — немецкий композитор. Один из величайших композиторов в истории музыки. За свою жизнь написал более 1000 произведений.

Эрнст Миллер Хемингуэй (1899 — 1961) — американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года.
Широкое признание Хемингуэй получил благодаря своим романам и многочисленным рассказам — с одной стороны, и своей жизни, полной приключений и неожиданностей, — с другой. Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX века.

Произведения:
романы:
1929 год — Прощай, оружие!
1940 год — По ком звонит колокол
1952 год — Старик и море
1986 год — Сады Эдема
сборники:
1925 год — В наше время
1927 год — Мужчины без женщин
1933 год — Победитель ничего не получает
и др.

• Убедимся в том, чтó, по мнению автора, движет истинным учёным, чтó для учёного важнее всего в жизни.

Цитата
Фарадея не занимали практические результаты: революция в энергетике, электростанции, генераторы – всё, к чему приведёт его открытие. Он хотел разгадать один из секретов природы.


• Обратим внимание на то, что даже отрицательный результат в ходе научного
эксперимента автор называет счастливым процессом познания.

Цитата
Шли годы, усилия его ни к чему не приводили. А впрочем, неверно, он постоянно получал результаты, неважно, что отрицательные, важно, что он что-то узнавал, - это процесс познания, счастливый уже сам по себе.
Спустя 10 лет он получил и тот самый результат, тот знаменитый, конечный, исторический, который осветил весь его путь светом славы
.

На этом заканчиваем анализ статьи и надеемся, что эти материалы обогатят ваш запас аргументов к сочинению. Считаем, что материалы одной статьи (чаще всего частично) могут быть аргументами для другой статьи.
 
Доброе утро всем!

Признаемся, что невозможно пройти мимо чрезвычайно актуальной статьи «Зачем нужна ЛИТЕРАТУРА в школе?»
Анализируя эту статью, вы, уважаемые ребята, узнаете много дополнительной информации, которая, наверное, поможет осознать вам свой взгляд на эту тему и, естественно, пригодится и для других, смежных, тем на ЕГЭ.

Краткая информация об авторе этой статьи.

Валентин Семёнович Непомнящий. (1934…). Литературовед, доктор филологических наук. Автор полутора сотен разных работ, в основном, о Пушкине. Автор программы “Пушкин и судьбы русской культуры” (канал “Культура” 2003г.). Автор цикла телевизионных программ “Пушкин. 1000 строк о любви” ( телеканал “Культура 2003 г.). С января 2008 года является автором и ведущим программы (телеканал “Культура”) “А. Пушкин. “Евгений Онегин”, в которой читает и комментирует пушкинский роман в стихах “Евгений Онегин”.

• Цепочка вопросов о культуре, затем о гуманитарной основе образования, приводит нас к тому, что российская система образования – одна из лучших (к сожалению, сейчас к этой системе чиновники относятся очень небрежно, а точнее, безответственно).

Цитата
Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.


Что ценит автор в нашем образовании?

Цитата
Я всё время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан ещё и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский даёт ему больше, чем математика. Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни много другого.


• Не оставляйте без внимания фамилии людей, о которых говорит автор.
Ваше сочинение будет выглядеть намного достойнее, если вы будете указывать, кроме фамилии человека, ещё и полностью имя и отчество и, конечно, его заслуги. Кому как не людям Вашего возраста пытаться сохранять необычную и прекрасную русскую культуру, русскую литературу, русское искусство, то есть, в первую очередь сохранять в памяти своей и передавать своим детям.

Дополнительные сведения.

Альбе́рт Эйнште́йн (1879—1955) — один из основателей современной теоретической физики, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии, Швейцарии и США. Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук. Автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др. Разработал несколько значительных физических теорий:
Специальная теория относительности (1905)
В её рамках — закон взаимосвязи массы и энергии.
Общая теория относительности (1907—1916)
Квантовая теория фотоэффекта и теплоёмкости
и др.

Фёдор Михайлович Достое́вский (1821— 1881) — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Произведения:
Бедны люди 1845
Белые ночи 1848
Бесы 1871-1872
Братья Карамазовы 1879-1880
Преступление и наказание 1866
Идиот 1868
и др.

Сергей Павлович Королёв (1906/1907)— 1966) — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики.
Создатель советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Является ключевой фигурой в освоении человеком космоса. Благодаря его идеям впервые в мире был осуществлён запуск искусственного спутника Земли и первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина.

Какие литературные и музыкальные произведения помогли людям выстоять во время Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)?

Цитата
Я убеждён, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке»» Суркова, тот же «Тёркин»… А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!

• Считаем необходимым напомнить молодому поколению сведения об этих произведениях. Замечательно, если Вы в сочинении напишите кратко дополнительную информацию о них (на выбор), тем самым доказав свою компетентность в этой сфере, раскрыв на конкретных примерах значимость этих произведений.

Дополнительные сведения

Константин Михайлович Си́монов (1915—1979), советский писатель, общественный деятель.
История создания стихотворения «Жди меня».
В 1940 году он влюбился в актрису Валентину Серову, вдову погибшего лётчика Анатолия Серова.
Этот роман был самым, пожалуй, известным в Советском Союзе, за его развитием следила и переживала вся страна. Оба — молодые, красивые, любящие. Она — кинозвезда, любимица миллионов зрителей, символ женственности, он — известный поэт, корреспондент. Любовь вдохновляла Симонова в творчестве. Ярким посвящением стало стихотворение «Жди меня». Вот, что рассказывает об истории создания дочь Мария:
«Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» — его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноименный фильм».

Считаем необходимым опубликовать текст этого стихотворения.

ЖДИ МЕНЯ
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
1941

• Эта песня придавала силы солдатам, вселяла надежду.
Уважаемые молодые люди! Если бы мы были на Вашем месте, обязательно бы выучили хотя бы последнюю строфу.

Дополнительные сведения

Алексей Александрович Сурко́в (1899—1983) — русский советский поэт, общественный деятель.
История создания
Стихотворение «В землянке» написано Алексеем Сурковым, тогда фронтовым корреспондентом, в 1941 году на Западном фронте. В феврале 1942 года Сурков передал текст композитору Константину Листову, который сразу же написал музыку. Песня быстро получила признание в частях Красной Армии, разносясь из уст в уста по всем фронтам.

В ЗЕМЛЯНКЕ

Слова Алексея Суркова
Музыка Константина Листова

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
1941

• Удивительно, бесценно то, что песни этих и последующих лет не забываются современными знаменитыми певцами и звучат в их исполнении. Очень интересно, будут ли также цениться песни, созданные в 21 веке?

Дополнительные сведения

Александр Три́фонович Твардо́вский (1910 —1971) — советский писатель, поэт, главный редактор журнала «Новый мир».
Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «Книга про бойца», — самое известное произведение Твардовского.

Дмитрий Дмитриевич Шостако́вич (1906—1975) — советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Один из крупнейших композиторов XX века, оказавший значительное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.
Находясь в первые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде, Шостакович начинает работать над 7-й симфонией — «Ленинградской». 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей. Командующий Ленинградским фронтом генерал Говоров приказал, чтобы ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией.
И не выстрелы, а музыка гремела под городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим!

• Нас не оставило равнодушным образное высказывание А.Н.Толстого о значении этой симфонии.

Писатель А. Н. Толстой был потрясён величием этой музыки: «Шостакович прильнул ухом к сердцу Родины и сыграл песнь торжества».

Дополнительные сведения.

Алексей Николаевич Толсто́й (1882/1883—1945) — русский советский писатель и общественный деятель.
Произведения.
Романы:
Хождение по мукам. 3 книги. (1922, 1928, 1941)
Петр Первый
повести и рассказы:
Граф Калиостро (1921)
Детство Никиты (1922)
Аэлита (1923)
Русский характер (1944)
сказки:
Русалочьи сказки
Сорочьи сказки
Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)
и др.

Продолжаем анализ текста.

В чём значение русской литературы?

Цитата
Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Нельзя допустить, чтобы преподавание литературы превратилось в «информацию», что «Евгений Онегин» рассматривался только как «энциклопедия русской жизни». Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьёзных дел время «получать удовольствие от стилистических красот».
Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей.

• Мы хотим добавить к этим важным словам В.С.Непомнящего созвучное высказывание А.Т.Твардовского.

«Литература в школе делает то самое дело, что и в жизни, — формирует человеческое сознание, миропонимание, личность человека в пору его наибольшей восприимчивости, наибольшей впечатлительности...»

• Попробуйте выяснить вместе с учителем истории и обществознания следующий момент – какие же направления национальной безопасности существуют в наше время и какое место занимает в жизни России направление, о котором автор говорит в следующих строках.

Цитата
Полная жизнь русской классики в школе – это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова», «Тихого Дона», мы превращаемся в какой-то другой народ. Да что там «народ»! Нас и так уже иначе как «населением» не называют. Так должны же мы как-то отстаивать себя

• Отстаивать себя как страну… Но как? Знать историю нашей страны, культуру, соблюдать простые жизненные заветы, которые известны ещё с библейских времён, уважать другие национальные культуры в мире… Не допускать противостояния… Вот такой путь предлагают многие деятели культуры, общественные и религиозные деятели и, конечно, «первые воспитатели подростков» – учителя.

Уважаемые посетители! Что бы вы противопоставили некоторым негативным проявлениям в нашей стране?
Мы бы - уроки нравственности. Хотя сейчас учителям истории и учителям литературы приходится намного труднее, чем остальным предметникам, потому что победить установки «толпы», которые преобладают в обществе, очень сложно. Поэтому давайте будем вместе приобщаться к высоким нравственным истинам русской литературы, русской культуры!

Использованы материалы Википедии.
 
Приветствуем всех посетителей!

Сегодня мы представляем материалы (аргументы) по теме «Роль искусства в жизни человека и общества».

Дополнительные микротемы:
- душа обязана трудиться
- усилия души
- преодоление
- сильные духом

1.Сначала дадим определение слова «искусство» по «Словарю русского языка» С.И.Ожегова.

Цитата
Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.


Виды искусства:
- изобразительное искусство
- музыка
- литература
- балет
- театр
- кино
- архитектура
и др.

2.В следующих высказываниях (и в дальнейшем) обратите внимание на выделенные сочетания слов. В них заключается суть темы, аргументы к которой мы предлагаем.

• Однажды немецкий драматург и режиссер Бертольд Брехт сказал: "Все виды искусства служат главному искусству - искусству жить на Земле".
• По словам Л.Н.Толстого, "искусство заставляет с большим пониманием относиться к чужой боли и радости, и в этом оно человечно!"

3.О важной роли искусства Вы узнали ещё в младших классах из древнегреческого мифа об Арионе.

• АРИОН (VII-VI в. до христианской эры) — древнегреческий лирический поэт и кифаред. Существует легенда о чудесном спасении Ариона: во время морского путешествия корабельщики хотели убить Ариона, чтобы овладеть его богатствами. Арион спел песню и в полном облачении кифареда бросился в воду. Тогда к нему подплыл дельфин и вынес его на сушу.

Дополнительные сведения
Кифа́ра — древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент. На кифаре играли стоя, держа её перед грудью.

Дорогие ребята!
Аргументы к разным темам, в том числе и к данной, Вы можете прочитать в сборнике ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. Узнать об этом сборнике можно на странице форума за 05.01.2014 и 17.01.2014.
С уважением Помелова Галина Николаевна. Можно писать по адресу sunapgn@mail.ru
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 9)